РАЗРАБОТКИ
|
Методика проведения и сценарии классных часов по формированию основ здорового образа жизни школьниковПодготовила Введение Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
Обучение - это крайне энергозатратный процесс, а между тем учащихся не обучают восстановлению своих сил, вследствие чего страдает их физическое, психическое и духовно-нравственное здоровье. В концепции ортобиоза (здорового образа жизни) здоровье есть совокупность духовно-нравственных, психических и физических проявлений человека, выражающихся в оптимистическом настрое, психической саморегуляции и функционировании внутренних органов и систем в пределах нормы, установленной медициной. Понятно, что профессионально подготовленный педагог не может бесстрастно относиться к сложившейся ситуации, поэтому перед учителями остро встала необходимость в знакомстве со здоровьесберегающими технологиями и овладении ими. Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов, форм организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников. Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. “Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. (В. П. Созонов) Классный час — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Классный час – это не урок. Но обыкновенно ему отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Возможные формы проведения классного часа:
Классный час выполняет функции: просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую. Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.Классный руководитель даже может предложить ребятам выработать правила общения:
Методика организации и проведения классного часа При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа:
Классные часы, посвященные формированию здорового образа жизни Понимание здорового образа жизни в рамках ортобиотики не исчерпывается гигиеническими нормами. Скорее акцент делается на обретении человеком самоценности личной жизни, которая в свою очередь включает в себя и формирование философии отношения человека к своему здоровью, и практические навыки самоконтроля и саморегуляции, а также помогает овладевать методами самоактуализации своей личности. Учащихся необходимо познакомить с теоретическими основами ортобиотики. Идея трехчастности здоровья должны быть усвоены учащимся. Под ФИЗИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ обычно понимается естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Под ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ понимается такое состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения в социуме. Под ДУХОВНЫМ ЗДОРОВЬЕМ принято понимать наличие у человека таких моральных принципов и норм, которые помогают сознательно относиться к труду, родине, другим людям, овладевать сокровищами человеческой культуры, познавать законы строения вселенной. На практическом уровне воспитаннику необходимо овладеть навыками рекреации, релаксации и катарсиса ( рекреация – физическое укрепление организма, релаксация – психическое расслабление, катарсис – моральное очищение и возвышение личности). Общая схема выработки и закрепления навыка выглядит следующим образом.
Техники и упражнения, которыми учитель помогает овладеть ребенку, могут быть самыми разнообразными, но необходимо помнить, что нужно донести до него мысль о том, что в течение дня нужно использовать методы и рекреации, и релаксации , и катарсиса. Сценарий классного часа, подготовленного педагогом и учениками 5-7-х классов для младших школьников. Форма проведения: Игра-путешествие «Город здоровья». Задачи:
Оборудование: жетончики разных цветов на каждого участника игры; оформление станций «Скорая помощь», «Летняя», «Съедобная», «Вредные привычки», «Физкульт-привет», «Чистота и порядок»; костюмы для героев игры и ведущих; призы и витамины. Приветствие Все участники собираются в актовом либо спортивном зале. При входе дети получают жетончики пяти цветов - по числу команд и станций. Ведущий 1. Сегодня вас ждет необычное и очень интересное путешествие. Какое - вы скоро узнаете. Ведущий 2 Ведущий 1. Жизнь - это богатство, данное каждому, и очень хочется, чтобы она у каждого человека была прекрасной и счастливой. А что такое счастливая жизнь? Дети отвечают. Ведущий 2. Мы вам сейчас расскажем сказку, а вы внимательно слушайте и затем ответьте на вопрос: с каким волшебником мы повстречаемся? Ведущий 1 Ведущий 2 Ведущий 1 Ведущий 2 Ведущий 1 Ведущий 2. Так о каком же волшебнике говорится в сказке? Ведущий 1. Верно! Послушаем сказку дальше. Выходит Волшебник ЗОЖ. Волшебник Ведущий 2. Так как исцелил волшебник ЗОЖ короля и его детишек? Какие он дал им советы? Дети отвечают. Ведущий 1. Верно. Получается, что здоровый образ жизни - это основа счастливой жизни человека. И чтобы его вести, надо соблюдать разные правила. Ведущий 2. Сейчас мы с вами поиграем. Вы в ходе игры побываете на станциях «Скорая помощь», «Летняя», «Съедобная», «Вредные привычки», «Физкульт-привет», «Чистота и порядок», встретитесь с помощниками Волшебника и расскажете, что вы знаете о здоровом образе жизни. Участники делятся команды по цвету жетонов, полученных детьми в начале праздника. Каждая команда придумывает название, выбирает капитана и коротко представляется. Командам выдаются маршрутные листы, на которых указан путь их перемещения по станциям. Станции расположены в различных кабинетах школы. Задача ребят - выполнять задания и получать баллы. В течение получаса школьники ходят по станциям в соответствии со своими маршрутными листами, а затем возвращаются в зал для подведения итогов Игра по станциям Скорая помощь Айболит Хозяин станции. В жизни каждого из нас случаются неприятности, особенно часто мальчики получают ссадины и раны. Давайте представим одну из таких ситуаций. Вы находились на прогулке. Вдруг один мальчик разбивает колено, у него течет кровь. Каковы будут ваши действия? Хозяин станции. А теперь отгадайте загадки. Примеры загадок: Стоит он в баночке в аптечке Горькая бывает, Солнечная Хозяин станции. Ребята, послушайте стихотворение Забыла Таня про обед, Так что же случилось с Таней? Какую первую помощь вы могли бы оказать при ожогах? Дети предлагают варианты. Хозяин станции. Есть еще одна опасность от палящего солнца. Это солнечный удар. Знаете ли вы, как уберечь себя от него? А если у вашего знакомого случился солнечный удар, каковы будут ваши действия? Ребята отвечают. Съедобная Карлсон Хозяин станции. Ребята, Карлсону плохо, потому что он слишком много съел пирогов! Но мы-то с вами знаем, что есть надо в меру и следить за тем, чтобы продукты, которые мы едим, не вредили организму. Давайте поможем нашему герою - подскажем, что из еды полезно для здоровья, а что - нет. Карлсон Вредные привычки Волшебник 1. Город, в котором мы оказались, был сильно задымлен - так, что не видно было ближайших домов. Волшебник 2. И жители в этом городе были странные: маленькие человечки болезненного вида, с желтыми зубами, ногтями, дурным запахом изо рта. Выглядели они, как маленькие старички. Как вы думаете, ребята, в какой город мы попали? Кого встретили? Школьники отвечают. Волшебник 1. Действительно, это был город заядлых курильщиков! Люди, живущие в нем, никогда не видели голубого неба и ясного солнца. Их закрывал густой табачный дым. Волшебник 2. Через две минуты пребывания там мы почувствовали, что задыхаемся, от дыма появились кашель, насморк, слезы. Нам пришлось побыстрее улететь оттуда, но не можем же мы бросить жителей этого города и оставить их без нашей помощи. Мы решили обязательно расколдовать город! Участники делятся своими знаниями, а Хозяин станции и Волшебники их дополняют. Физкульт-привет Задача учащихся - провести известные им физкультминутки. Если остается свободное время, у хозяина станции должны быть готовы 1-2 подвижные игры. Например, игра «Физкульт-привет». Описание игры: ведущий с помощью считалочки выбирает двоих детей - две лягушки, которые встают в центре круга. Ведущий читает слова и показывает движения, все остальные дети, в том числе и лягушки, повторяют за ними. Ведущий Затем на счет «один-два-три» все бегут врассыпную, а лягушки догоняют. Те, кого догнали лягушки, встают на их место. Игра продолжается. Чистота и порядок Участники заходят в кабинет, в котором все разбросано: книжки, игрушки, одежда. Хозяин станции читает отрывок из стихотворения В. Коркина «Про неряху». Хозяин станции Я думаю, всем вам известно, что наш великий помощник в укреплении здоровья - личная гигиена. Но порядок должен быть во всем. В порядке мы должны содержать не только свое тело, но и дом, в котором мы живем. Посмотрите вокруг - везде беспорядок, вещи разбросаны. Нужно это исправить! Завершение игры-путешествия Пройдя все станции, команды возвращаются в зал для подведения итогов. Называется и награждается команда-побелитель. Кроме того, каждый из участников получает витаминку - символ здоровья. Ведущий 1 Ведущий 2 Классный час для 3-4 классов. ТЕМА: Глаза, уши, язык, нос - наши умные помощники. Цели:
Оборудование:
1. Орг. момент (Дети строятся у доски). Ребята сегодня у нас гости. 2. Сообщение темы О чём пойдёт речь вам подскажут загадки, которые вы должны отгадать: Два братца глядятся - друг друга не видят Один говорит, двое слушают Между двух светил я в середине один Итак, тема нашего классного часа (читаем с доски):Глаза, уши, язык, нос - наши умные помощники. 3. Мы с вами поведём разговор об охране и приёмах профилактики заболеваний органов чувств. Начнём наш разговор о глазах: (Они помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину. Благодаря зрению, мы получаем 80% информации об окружающем мире. Благодаря зрению, мы видим препятствия, которые необходимо преодолевать, тем самым сохраняя нам жизнь и здоровье.) А для человека самое главное - это то, что нам надо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за ним. Глаз поранить очень просто, - К этим правилам мне хотелось бы добавить ещё вот что. Через каждые полчаса чтения или письма, необходимо делать перерыв, посидеть с закрытыми глазами или сделать гимнастику для глаз. Мы уже знаем с вами несколько видов зрительной гимнастики. Здесь дан новый комплекс упражнений для глаз. Их вы дома сегодня поучитесь выполнять в перерывах при выполнении домашнего задания и чтении книг, а иллюстрации помогут вам. - Давайте подведем итог всему сказанному. ВЫВОД: Глаза - наши помощники. Они помогают нам познавать окружающий нас мир, предупреждают нас об опасности, помогают принимать нужные решения, учат выполнять различную работу. М.В. Ломоносов писал (читаем с доски): Глаза человека - это точный измерительный прибор - Окружающий нас мир полон различных звуков: шум ветра, пение птиц, звуки музыки, речь людей. С помощью органов слуха мы слышим эти звуки. Слух, как и зрение, обогащают наше восприятие мира, разнообразит жизнь. А слышит человек при помощи ушей. - А зачем человеку два уха? К сожалению, бывают такие ситуации, когда человек теряет возможность слышать одним ухом, тогда он обходится оставшимся. Хотя это и хуже. Два уха обеспечивают надёжность слуха. Для глухих людей мир слишком беден, а глухого человека надо научить говорить. Но как? В спец. школах глухих людей учат узнавать речь по артикуляции губ. Потеря слуха - большое несчастье, поэтому слух надо беречь. - Давайте прочитаем памятку о том, что нужно помнить, чтобы сохранить хороший слух (дети читают цепочкой по очереди, учитель комментирует)
Все это приводит к отрицательным последствиям. Ухудшают слух курение и алкоголь, которые постепенно влияют на остроту слуха.А вот что говорится о слухе в рубрике это интересно: У многих животных слух в несколько раз лучше, чем у человека. Например, у собак почти в 2 раза, у кошек в три с половиной раза, а у летучих мышей в 5 раз. - Ребята, Настя к уроку приготовила сочинение-загадку. Давайте её послушаем. (Выходит, рассказывает): Я - маленький, толстенький, розовый и всегда мокрый. Все говорят, что мой домик тесный, но мне он нравится. Я люблю, когда ко мне приходят гости. Гостей я пробую на вкус. Сладких, солёных, кисленьких я пропускаю, а вот горьких - нет. Если б меня не было на свете, то люди не смогли бы разговаривать. Угадай, кто я? (язык) Язык тоже один из наших помощников. Если мы ненароком возьмём в рот что-нибудь противное, или несвежее, язык тотчас это почувствует. - Давайте по рисункам (карточки на столах) определим чувствительность языка к вкусу и пищи. Кончик языка - чувствителен к сладкому. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния. Работая совместно, они как бы предупреждают нас: И так же, как другие органы чувств, он требует к себе бережного отношения. Слишком горячая пища обжигает язык и мы почти не чувствуем вкуса, поэтому горячую пищу употреблять не рекомендуется. Курение тоже притупляет чувство вкуса ВЫВОД: Язык помогает нам различать вкус пищи и определить её доброкачественность. Язык помогает нам в переработке пищи во рту. Без языка невозможна нормальная человеческая речь. Работает совместно с органами зрения и обоняния. - Продолжая наш разговор об органах чувств, поговорим еще об одном помощнике… Это… (нос). (На столах коробочки с ваткой пропитанной духами, соком лимона, хлоркой). - Давайте определим по запаху, что это? ( Коробочка 1, 2, 3) Докажите, почему. В носу имеются реснички, к которым прилипают различные пылинки, попадающие в ном вместе с воздухом. В каналах носа очень жарко, так как по ним протекает кровь, а воздух согревается. В окружающем нас мире очень много запахов. Это запахи цветов, В окружающем нас мире очень много запахов. Это запахи цветов, гари, дыма, яблок, гнили, разложения и т.д., т.е. некоторые из них предупредительные. Так природа позаботилась о нашей безопасности. ВЫВОД: Нос очищает, согревает и сторожит, чтобы человек вдыхал чистый и свежий воздух. Отличное средство от насморка- каланхоэ, комнатный цветок. А вот еще один рецепт: Чтобы не было насморка, необходимо подумать и о профилактике. Закаливание поможет противостоять простудные заболевания. Ежедневно промывайте носоглотку подсоленной водой. А так же профилактическим средством является массаж точек у крыльев носа, переносице, потирание под носом. Давайте его разучим. Массаж:
Такой массаж нужно делать утром и вечером 1 - 2 минуты. ИТОГ Итак, глаза, уши, нос, язык - это органы чувств, или наши умные помощники. Заключение Данное исследование посвящено рассмотрению проблемы формирования представлений детей школьного возраста о здоровом образе жизни посредством раскрытия соответствующих тем на классных часах.. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что ухудшение здоровья населения страны в российском обществе приобрело глобальный характер, вредные привычки появляются даже у детей младшего и среднего школьного общества Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи и становятся острой социально-педагогической проблемой, требующей незамедлительного решения. Эта проблема напрямую касается российского образования, в основе принципов которого выдвигаются задачи развития физически, психологически и духовно здоровой личности ребенка. Методика формирования у детей школьного возраста здорового образа жизни предполагает использование всего возможного арсенала школьных средств по разъяснению, представлению на наглядных примерах (видеофильмы, мультимедийные средства, игровые ситуации, викторины и т.п.) вреда, наносимого здоровью человека экологией, социальной сферой общения, неправильным питанием. От уровня физического, психического и духовного состояния населения зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни представляется в современном обществе особенно актуальной. Список литературы
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены