РАЗРАБОТКИ
|
Проектная деятельность в начальной школеПидяшенко Инна Викторовна Мы живем в новом столетии В Законе РФ «Об образовании», ст. 14, говорится «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации…» [1] Все школы Российской Федерации перешли на новую образовательную систему (стандарты второго поколения), в которой именно системно-деятельностный подход создает основу для получения качественно новых образовательных результатов. Он предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать предположения, делать выводы и умозаключения. Такое обучение связывают с системно-деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Для успешного обучения необходимы высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития, сформированности мотивационно-потребностной сферы, умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем. Поэтому считаю использование метода проектов в начальной школе актуальным и очень эффективным. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации. Моя работа над темой «Практическая реализация проектной деятельности в младших классах» началась в 2015-2016 учебном году. В самом начале становления опыта возникли определенные трудности:
Чтобы устранить трудности в методике работы с учащимися по разным предметным областям, изучала литературу по теме опыта, участвовала в школьных методических объединениях, занималась самообразованием с использованием ресурсов сети Интернет, педагогической и методической литературы. Задачи:
Методы: изучение опыта, эксперимент, наблюдение, анкетирование, анализирование результатов. Ожидаемый результат: проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно добывать новые знания, развитию коммуникативных и информационных компетентностей. Метод проектов как педагогическая технология. Проектная деятельность способствует освоению детьми новых знаний и отвечает основным требованиям новых образовательных стандартов второго поколения. Рассмотрим основные понятия. Деятельность – «специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества». [7] Она включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. «Проект (от лат. projectus )— брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд). [Википедия. 3] Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта. Выполнение проекта составляет проектную деятельность». [Википедия.3] Он включает в себя «пять П : проблему, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентацию» [16]. Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам [proektoriya.2]. «Метод проектов - это система учебно–познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательных презентаций результатов их работы» [8] . Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта [11.c.53]. «В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах: •определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; •выдвижение гипотезы их решения; •обсуждение методов исследования; •проведение сбора данных; •анализ полученных данных; •оформление конечных результатов; •подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.)». [12] Осуществление проекта в начальной школе обусловлено готовностью младших школьников к данной деятельности. Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений (умением спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться). Во-вторых, это «интеллектуальная зрелость», основанная на сформированности обобщенности умственных действий, развитии мышления (на формировании таких «качеств мышления, как гибкость, вариативность, самостоятельность» [4]. В-третьих, это дифференцированная самооценочная и оценочная деятельность. Проектная деятельность способствует формированию основных ключевых компетентностей таких, как коммуникативная, информационная, предметно-деятельностная. У учащихся в процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки (см. таблицу в Приложении 1) [15]. Основные требования к учебному проекту. Е.С. Полат объясняет проект как один из методов педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления» [13]. Он выделяет основные «требования к учебному проекту:
Типология проектов. Все проекты делятся:
Система оценки проектных работ. Очень важным моментом является вопрос оценивания проекта. «Критерии оценки должны быть выбраны, исходя из оптимальности их числа и доступности для учащихся каждого возраста. Оцениваться должна не столько презентация, сколько качество проекта в целом. Очевидно, что критерии оценки должны быть известны всем проектантам до защиты» [5]. Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Проектная деятельность для учеников начальной школы – дело очень сложное и требующее особой подготовки, так как дети еще малы для проектирования. Но все же это возможно. Особенностью проектных уроков является их направленность на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности с учетом постепенного возрастания самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Цель проекта: формирование ключевых образовательных компетентностей (коммуникативной, информационной, предметно-деятельностной) через организацию проектной деятельности учащихся. Задачи.
Проектирование основывается на следующих методах:
Организация проектных уроков проходит по следующей структуре: Методика работы над исследовательским проектом включает в себя следующие этапы (смотри таблицу 2, в приложении 2) [9]. В основе метода лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии и другие), необходимых для исследовательской деятельности. В то же время проектная деятельность отличается от учебно-исследовательской своей практической направленностью, она нацелена на получение конкретной модели образовательного продукта. Являясь результатом коллективных усилий, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ творческого вклада каждого. Участие в проектировании развивает исследовательские и творческие способности: способность к целеполаганию, умение самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки (работа в творческой группе), способность ориентироваться в информационном пространстве, умение планировать свою работу и представлять результаты, а главное – применять на практике. Три года назад я начала активно использовать метод проектов, сначала во внеурочной деятельности, а затем и на уроках. Это был трудоемкий процесс, и не всегда давал положительные результаты. Были определенные трудности во влечении учащихся в проектную деятельность, особенно связанных с деятельностью мышления, с постановкой проблемы. В начале мы шли от индивидуальных проектов к коллективным. Учащиеся учились работать индивидуально, в парах, группах, в коллективе. Познавательное общение в детском коллективе возможно, если собеседники располагают различной и интересной друг для друга информацией по обсуждаемой проблеме. Первые проекты носили больше информационный характер, основной целью которых было научиться вычленять и находить необходимую информацию. Универсальный источник информации, который есть всегда у каждого ребенка, - это возможность общения с родителями (Приложение 5), одноклассниками, друзьями и т.д. Поиску и использованию разных источников информации надо целенаправленно учить школьников. На уроках поиск информации можно предоставить детям через самостоятельную деятельность, в качестве домашнего задания. Одновременно мы учились задавать волнующие нас вопросы. Затем мы перешли к проблемным вопросам, которые требовали не просто поиска информации, а целое исследование. Учащиеся моего класса выполняли как индивидуальные, так и групповые, проекты на уроке и во внеурочной деятельности. Примеры некоторых из них приведены в Приложении 4. Так в своей работе, помимо уроков технологии (труд), которые предусматривают коллективную творческую деятельность, моделирование, проектирование, я применяю метод проектов и на других уроках. Например, в третьем классе на уроке (литературное чтение. Приложение 6) Время работы над проектом - два урока, на первом чтение и анализ стихотворения, деление на смысловые части, словесное рисование картины природы на кадре, оформление кадра фильма, озвучивание кадра, на втором уроке анализ выполненных работ по группам, составление диафильма из лучших рисунков, подпись текста к кадрам, анализ работы, и самооценка. Включать учащихся в проектную деятельность можно также через проектную задачу, решение которых не требует четкой привязанности к типу и структуре урока, теме урока, учебному предмету. Итог решения такой задачи должен рассматриваться в двух аспектах. «Во-первых, это реальный «продукт» (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью. Во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей)». [13 с. 50]. Общая структура проектной задачи связана напрямую с общим способом решения проблемных ситуаций и, как правило, включает в качестве основных этапов анализ, моделирование и синтез (Схема 1. Приложение 2.) [14 с. 52]. Пример проектных задач хорошо представлен в пособии для учителя Стандарты второго поколения «Проектные задачи в начальной школе»/ под редакцией А.Б.Воронцова; М. – «Просвещение»2011. Рекомендации по реализации проекта: - проект должен быть социально-значимым, актуальным; - проект должен носить проблемный характер; - тема, целеполагание, планирование должны быть выбраны самими учащимися; - включение в учебную деятельность проектных задач; - вовлекать в проектную деятельность не только одаренных учащихся, но и слабоуспевающих; - проект необходимо связывать с окружающей действительностью; - следует помнить, что проект требует значительных временных и энергетических затрат; - проект должен быть недоступным, но посильным учащимся; - следует использовать метод проектов как дополнение к прямым или косвенным методам обучения; - не стоит абсолютизировать эффективность проектирования, но не стоит и недооценивать ее. При внедрении метода проекта на своих уроках и внеурочной деятельности я использую следующие технологии (Приложение 9): игровые технологии, технология групповой деятельности (модель «Групповая работа в классе»), информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), технология проблемного обучения, технология проектного обучения, технология развивающего обучения, уровневая дифференциация в обучении на основе обязательных результатов, технология деятельностного подхода, здоровьесберегающие технологии, личностно- ориентированная технология Анализируя свою деятельность и представленный выше практический опыт разработки проектов я пришла к выводу, что использование метода проектов в процессе воспитания и обучения учащихся интегрировало школьников в различные среды. Ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата. Самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов. Результатом своей деятельности считаю: Рост интереса и мотивации учащихся к предметам, развитие творческих способностей.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены