РАЗРАБОТКИ
|
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (обобщение опыта работы)Подготовила «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать». Одна из проблем современного общества – функциональная безграмотность. Это степень неподготовленности человека к выполнению возложенных на него функций или добровольно взятых на себя. В чём же она проявляется? Во-первых, плохо сформированы речевые умения, а значит, человек не может чётко передать свои мысли и правильно понять чужие. Во-вторых, человек с функциональной безграмотностью не обладает творческим мышлением, он способен только воспроизводить заданное. В-третьих, он не может справиться с всё увеличивающимся потоком информации. Задача современных образовательных учреждений – сформировать функционально грамотного человека, способного внятно изложить свои мысли, работать с текстами, находить в них необходимую информацию. Одной из основных составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность. И где же её формировать, как не на уроках русского языка и литературы. Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS даёт следующее определение: читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных , учебно-практических задач и в повседневной жизни. Так чему мы должны научить ребёнка? Принято различать три основных читательских умения:
Хочу поделиться своим опытом в части формирования этих умений. У каждого из присутствующих есть свои излюбленные приёмы. Я использую следующие: Составь слово (предложение, текст) Ищем приставку в слове ПРИШЛА, СКАЗКА в то слово корень внесла. Суффикс возьмём у слова ДОЧКА, А окончание даст нам НОЧКА. (ПРИСКАЗКА) Маленький мальчик очень грустил.. (Определение, выраженное прилагательным в форме ед.ч, м.р, им.п.) Он хотел, чтобы у него был котёнок. (Подлежащее, выраженное именем существительным в форме им. п., ед.ч., м.р.) Мальчик сидел в тишине. (Сказуемое, выраженное глаголом) Вдруг под окном кто-то тихонько запищал. (Обстоятельство, выраженное именем существительным в форме т.п., ед.ч., с.р.) (МАЛЕНЬКИЙ КОТЁНОК СИДЕЛ ПОД ОКНОМ). Я работаю с УМК под ред. Л.М.Рыбченковой. В учебниках есть подобные упражнения. Это задание для 7 класса. Восстановление предложений (текстов). Задание: на месте пропусков вставьте подходящие по смыслу причастия. … по тропинке девочка услышала шум и оглянулась. В … у обочины траве кто-то копошился. Переборов … страх, девочка медленно подошла поближе. В … траве она увидела … от страха ёжика. Слова для справок: идти, расти, подступать, примять, притихнуть. Задание: запишите определение имени существительного, вставив недостающие слова. Существительное – это … часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы … или … Существительные изменяются по …, … и … Составление схемы. Учащимся нужно прочитать правило и записать материал в виде схемы. В зависимости от уровня класса можно дать схему с пустыми или частично заполненными уровнями. «Тонкие» и «толстые» вопросы. На уроках литературы работа с текстом занимает основное место. Можно дать учащимся вопросы, требующие короткого однозначного ответа («тонкие») и вопросы, требующие развёрнутых ответов («толстые»). Например, при изучении в 6 классе произведения А.С.Пушкина «Дубровский» можно использовать следующие вопросы:
Второй вариант: предложить учащимся составить по содержанию изученного текста «тонкий» и «толстый» вопросы? Интегрировать и интерпретировать информацию помогают следующие приёмы: Таблица. В своей практике я часто использую этот приём для сравнительной характеристики. Например, можно сравнить народную и авторскую сказку (5 кл.), Дубровского и Троекурова (А.С.Пушкин «Дубровский», 6 кл.), Гринёва и Швабрина (А.С.Пушкин «Капитанская дочка», 8 кл.), «век нынешний» и «век минувший» (А.С.Грибоедов «Горе от ума», 9 кл.). Во время заполнения таких таблиц дети учатся анализировать текст, находить нужные цитаты, делать выводы. На уроках русского языка это могут быть таблицы «НЕ с разными частями речи», «Ь после шипящих на конце имён существительных» и другие. Часто использую различные формы диктанта (выборочный, распределительный, диктант «Узнай слово по значению»). Например, при изучении темы «Действительные и страдательные причастия» провожу выборочный диктант: из прочитанных слов 1вариант выписывает только действительные причастия, а 2 вариант - только страдательные. В такой диктант можно включить и слова других частей речи. Это позволит и усложнить задание, и повторить части речи. Итогом использования всех этих приёмов будет комплексный анализ текста. Так в 5 классе учащиеся хорошо воспринимают текст В.А.Сухомлинского «Красивые слова и красивые дела ». Работа с подобными текстами даёт возможность не только найти в них необходимую информацию, но и осмыслить, оценить её, что является третьим из основных читательских умений. Интерес у учащихся вызывают задания творческого характера. При формировании читательской грамотности основная задача, на мой взгляд, - выработать у ребят умения, которые пригодятся им в жизни. «Экспертиза». Этот приём заключается в исследовании текстов, с которыми мы часто сталкиваемся в быту: объявления, заявления, квитанции, рекламные буклеты. Например, учащиеся 7 класса получили задание сфотографировать ценник в магазине и записать всю информацию, которая там дана.
Ценник распечатан 25 октября 2022 года в 20 часов 23 минуты. Этот приём помогает ребятам выполнять проектную работу. Так мы исследовали названия конфет, вывески магазинов нашего города. Приёмы и методы, о которых я говорила, помогают развивать читательскую грамотность, а значит, формировать человека, способного найти нужную информацию, интерпретировать её, применить. Закончить хочу словами великого педагога К. Д. Ушинского: « Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное». Литература
Электронные ресурсы:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Мастер-класс для родителей на тему «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2-3 лет». Компания HEINEKEN помогает взрослым обсуждать с подростками тему злоупотребления алкоголем Виды вредных привычек у детей и причины их возникновения Готовность ребенка к школьному обучению Выступление на родительском собрании "Сложные ответы на простые вопросы" |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены