Семинар учителей истории Особенности образовательной деятельности на уроках истории и общественных дисциплин в рамках реализации ФГОС ООО»
1. Приветствие
2. Деловая игра
Участники делятся на две группы “обучающиеся”, “педагоги” (по дню рождения четные и нечетные)
Первый вопрос для обсуждения: когда обучающемуся не интересно учиться? Когда педагогу не интересно учить?
В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и предоставляют кластер”.
Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее актуальные для данной аудитории проблемы и озвучивают их.
Второй вопрос для обсуждения:
Когда педагогу станет интересно учить, а обучающемуся интересно учиться,?
В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, составляют 2 кластер
2-3 наиболее эффективныетехнологии и озвучивают их.
Вывод
Успешность деятельности учителя истории определяется многими взаимосвязанными факторами. Важнейшим фактором развития и совершенствования общества является система образования. И только эффективная система образования может стать гарантом сохранения достойного места в России в мировом сообществе. В начале 21 века глубокие изменения произошли и в системе историко - обществоведческого образования. Эти изменения затронули теоретические основы, так и практику обучения. В современной России значимость школьного исторического образования, его социальная роль возрастает, усиливается в связи с потребностью общества культурной преемственности между поколениями, консолидации общества. Модернизация системы школьного исторического образования современной России обусловлена комплексом социально – исторических и научно – педагогических факторов. Реализация долгосрочных планов экономического, социального развития, обеспечение благосостояния граждан требует наличия высокопрофессиональных, грамотных людей. Сегодня важнейшими качествами личности должны стать инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем. Глубокие изменения охватили и систему школьного исторического образования в России. Речь идет о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями, запросами общества. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. И здесь велика роль учителя. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, как строить урок, чтобы развивать у школьников умения, навыки, которые они смогут применить в различных жизненных ситуациях
Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, раскрыть способности каждого, помочь адаптироваться в новых жизненных условиях (обрести уверенность в жизни). Следуя этому, в своей профессиональной деятельности я стараюсь учитывать новые тенденции в образовании, находить и применять новые формы и методы организации учебного процесса. В концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, способов деятельности, т.е. компетенций. Сегодня главной задачей школы является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав свой выбор. И тогда каким должен быть урок истории в современной школе? «Что влияет на «современность» урока?
Мастерство педагога? Совокупность методических приемов? Наличие технических средств обучения?.. Можно перечислять до бесконечности. Но, прежде чем анализировать, строить проекты и планы, говорить о том «как надо», стоит ответить на вопросы: «Каковы особенности построения современного урока? Какой урок нужен сегодняшним школьникам?»
1. Гипотезы
Для начала разберемся, что же такое современный урок в нашем понимании…
Слайд 2 (варианты участников семинара записываются на слайде)
(По-вашему, современный урок – это…, в вашем понимании…, как вы считаете – что такое современный урок).
Если позволите, я обобщу мнение нашей аудитории. Современный урок – это урок, который предполагает…(зачитываются записанные на доске варианты).
Вывод: сегодня в современной школе существуют 2 способа организации процессов современного образовательного пространства: традиционного и инновационного.
Слайд с видео (отрывок из к\ф «Большая перемена»)
Как выдумаете это современный урок?
Каким должен быть современный урок? Как и для учеников, так для учителя, урок интересен, когда он современен в широком понимании этого слова. Современный - это совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом актуальный. Актуальный (от лат. – деятельный) означает важный, существенный для настоящего времени. А еще действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный.
Современный урок закладывает основание для будущего. т.е. это урок основная форма обучения, определяемая содержанием, принципами и методами обучения, планируемая и регулируемая учителем в определенно пространственно-временных границах и осуществляемая совокупным субъектом – учителем и учащимися. И важную роль играет характер взаимодействия учителя с учеником. Какие отношения между учителем и учеником предполагает современное образование? Очень важным мне кажется стиль отношений с учениками. Я предпочитаю демократические отношения между учителем и учеником. Чтобы ученик чувствовал себя на уроках свободно. Свободно излагал свои мысли, анализировал, делал выводы. В чем сущность взаимодействия учителя и ученика в современном образовании? Каким словом можно обозначить характер их взаимоотношений? (партнерские.) Роль учителя в современном уроке велика. Именно учитель может создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования).
«Великая цель образования это не знания, а действия» Г. Спенсер.
В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где методологической основой является системно-деятельностный подход« Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…» - писал немецкий педагог-демократ XIX в. Адольф Дистервег, чьи идеи значительно опередили время и являются актуальными для развития образования XXI века
Актуализация представлений учителей о системно-деятельностном подходе в образовании.
Прием: «Верите ли вы?»
Слушатели отвечают на листах (приложение 2):
Верите ли вы, что:
1. Системно-деятельностный подход является основой успешного введения ФГОС? (+)
2. Реализация С-Д подхода учитывает индивидуальные особенности учащихся? (+)
3. Деятельность – это процесс объяснения учителем новой темы? (-)
4. В основу С-Д подхода положены принципы деятельности, минимакса, вариативности, творчества, психологической комфортности? (+)
5. Реализация С-Д подхода не имеет никакого отношения к школьникам? (-)
6. Существует только одна технология, отвечающая требованиям С-Д подхода? (-)
7. Технология деятельностного метода обучения может быть реализована на уроках различной целевой направленности? (+)
8. ТДМО предполагает следующую структуру урока: постановка цели урока, изучение нового материала, первичное закрепление, повторение ранее изученного, итог урока, д/з? (-)
9. В современной методике выделяют следующие типы уроков: ОНЗ, рефлексии, обобщения знаний, развивающего контроля? (+)
10. Главная роль на уроке принадлежи учителю, как субъекту, реализующему деятельностный подход? (-)
Делают самопроверку.
Меняется и представление об уроке. Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. И всё же у многих педагогов они вызывают тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?
Чтение притчи.
В один из солнечных дней Хинг Ши вышел прогуляться по берегу реки, сопровождаемый тремя своими учениками. Остановившись на берегу, Хинг Ши сказал:
- Посмотрите на реку, она - сама Жизнь, то мерно, то бурно протекающая. Река меняется с каждым мгновением, никогда не повторяя свой облик дважды.
Ученики долго смотрели на реку, пока мудрец не спросил их:
- А как вы бы стремились к своей цели?
Первый ученик сказал:
- Я бы всегда боролся с течением, плыл против него вперёд, к своей цели, - отважно сказал один.
- Это хорошо, - сказал Хинг Ши, - но ты рискуешь однажды утонуть, так и не справившись с рекой. Мой тебе совет - до того, как плыть против течения, узнай, лежит ли путь к твоей цели наперекор ему.
Второй ученик сказал:
- А я бы плыл по течению, как тот лепесток, что скользит по волнам, и набирался бы опыта в пути.
- Это хорошо лишь в том случае, если течение несёт тебя к твоей цели, в противном случае ты, действительно, уподобляешься лепестку, которому всё равно куда плыть, ибо ему так же не важно в какой заводи сгнить, - заметил Хинг Ши.
Третий ученик ответил:
- А я бы плыл к своей цели, постоянно меняя тактику, то отдаваясь на волю течения, то стремясь его побороть. Я бы обходил опасные места, останавливался на отдых, но потом, отдохнувшим и окрепшим, всегда продолжал свой путь.
- Твой ответ хорош, но недостаточно мудр, - заметил Учитель, развернулся и пошёл обратно к дому. Его ученики ещё какое-то время стояли на берегу реки, думая над его словами, а потом последовали за Учителем. Поровнявшись с ним, они спросили:
- Ну а твой путь по реке жизни, Учитель, каков он?
Хинг Ши остановился, посмотрел на своих учеников и, улыбнувшись, сказал:
- Я бы даже не пускался в плаванье.
- Но разве твоя цель уже достигнута, - удивились ученики.
- Нет, - сказал Хинг Ши, - но ведь и не ко всякой цели можно добраться вплавь.
Об уроке написано много книг, статей, диссертаций. Но главное с чего начинается каждый урок это целеполагание
Цели, это то, что придаёт жизни смысл.
С. Н. Паркхуст.
Без цели ничего делать не надо.
Марк Аврелий.
Знать цель, к которой мы стремимся- это рассудительность; достигнуть этой цели- верность взгляда; остановиться на ней- сила; попасть далее цели- дерзость.
Дюкло.
1. Мы сегодня будем работать в группах, поэтому мне хотелось бы начать нашу работу со слов Э.Асадова:
Свалилось зло, какого и не чаял.
Мир стал весь будто каменным. И вдруг
К тебе пришёл твой закадычный друг
И в трудный час плечо своё подставил.
И ты уже не в безнадёжной мгле,
И уж не так по сердцу лупит вьюга.
И нет прочней опоры на земле,
Чем то плечо надёжнейшего друга...
Мне бы хотелось, чтобы в сегодняшней работе вы чувствовали плечо друга и вам от этого было легко и приятно.
Деление на группы По цитатам по истории (нужно собрать высказывание)
И на\ весах \истории\ иногда\ обвешивают.
История – это \не учебник\ с буквами,\а жизни людей,\ перешедшие в прошлое.
Одних\ история учит, \а другим\ преподносит\ урок
Если все\ уходит в\историю,\ тогда история\ - это все. (Константин Кушнер
Летописцы \историю \описывали, \историки\ее правят.)
Проводим «Мозговой штурм» по вопросу: Что такое цель урока и зачем она нужна? Учителя составляют кластер и презентуют его. Работа в группах
Далее знакомлю со SMART –целями.
S-конкретная
M-измеримая (иметь результат в балльной системе)
A-достижимая(ресурсы)
R-реалистичная(релевантная)-(оценка своих собственных возможностей)
T -определение по времени(срок).
ФОРМУЛА РЕЗУЛЬТАТА:
ЦЕЛЬ Х СОДЕРЖАНИЕ = РЕЗУЛЬТАТ
0 Х СОДЕРЖАНИЕ = 0
ЦЕЛЬ Х 0 = 0
Говоря о целеполагании на уроке важно обратить внимание ещё на один момент. Ученики идут на урок со своими целями, а учитель – со своими. Чтобы урок получился результативным, цели нужно согласовать. Поэтому для личностно ориентированной модели обучения характерно включения самих учеников в процесс самоопределения на деятельность, на поиск ими личных смыслов по поводу изучаемого учебного материала, на постановку целей собственной деятельности.
Ошибки при формулировании цели урока:
Суть ошибки Как нельзя формулировать
Подмена цели содержанием «Познакомить учащихся с…», «Научить…»
Подмена методом обучения «Рассказать учащимся о…»
«Показать учащимся…», «Провести наблюдение….»
Подмена цели процессом деятельности «Решить задачи по теме…»
«Выполнить лабораторную работу…»
Традиционный
подход
к целеполаганию Целеполагание «от ученика» Задачи этапа урока
(микроцели)
Научить...,
ознакомить учащихся с … будут знать узнают…
вспомнят…
выработать умения … будут уметь повторят…
научатся…
закрепить навык приобретут навык закрепят…
поупражняются…
воспитывать интерес к предмету смогут поразмышлять …
задуматься о …
смогут проявить … поразмышляют…
продемонстрируют…
Учителям предлагается разработать цели для конкретного урока используя памятку
Таблица. С помощью данных слов учителя составляют цели по новому, по теме «».
Таблица ниже показывает полезные слова, которые помогут более точно определить цели урока.
К концу урока ученики смогут:
Обобщить...
Классифицировать...
Выделить...
Привести пример...
Использовать...
Применить...
Установить связь...
Определить...
Сконструировать...
Выбрать...
Сопоставить...
Связать...
Показывать связь между...
Объяснить связь между...
Подсчитать... Найти...
Спроектировать...
Озаглавить...
Оспорить заголовок...
Сократить...
Расширить...
Распространить...
Уменьшить...
Отсортировать...
Создать...
Подтвердить...
Подтвердить свою мысль о...
Объяснить свою мысль о...
Сравнить...
Противопоставить... Поддержать мысль...
Оценить...
Рассмотреть...
Сконструировать...
Прийти к заключению...
Презентовать...
Выяснить...
Вынести суждение о...
Установить...
Проанализировать...
Присоединить...
Сформировать...
Прокомментировать...
Запомнить...
Вспомнить...
Задать вопрос о...
Выбрать вопрос, который...
Избегайте таких слов, как обсудить, завершить, заполнить, описать, послушать, закончить или собрать. это описание действий или задач. это не цели обучения. они подходят при планировании задач. Это не цели обучения. Они подходят для планирования урока, но не для определения цели.
Избегайте таких слов, как осознать, пережить, практиковать, узнать о..., понять. Они слишком расплывчаты для оценки эффективности обучения. Более того, эти слова не помогут вам в определении знаний, усвоенных учащимися в ходе обучения. эти слова идеально подходят для оценивания целей и практики, но ваша задача состоит в определении результатов обучения, которая покажет прогресс на пути к целям и опыту.
Группы презентуют результаты работы
Подведение итогов.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.
Сущность урока в процессе обучения – коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя
И на весах истории иногда обвешивают.
История – это не учебник с буквами, а жизни людей, перешедшие в прошлое.
Одних история учит, а другим преподносит урок
Если все уходит в историю, тогда история - это все.
Летописцы историю описывали, историки ее правят
Памятка
Полезные слова, которые помогут более точно определить цели урока.
К концу урока ученики смогут:
Обобщить...
Классифицировать...
Выделить...
Привести пример...
Использовать...
Применить...
Установить связь...
Определить...
Сконструировать...
Выбрать...
Сопоставить...
Связать...
Показывать связь между...
Объяснить связь между...
Подсчитать... Найти...
Спроектировать...
Озаглавить...
Оспорить заголовок...
Сократить...
Расширить...
Распространить...
Уменьшить...
Отсортировать...
Создать...
Подтвердить...
Подтвердить свою мысль о...
Объяснить свою мысль о...
Сравнить...
Противопоставить... Поддержать мысль...
Оценить...
Рассмотреть...
Сконструировать...
Прийти к заключению...
Презентовать...
Выяснить...
Вынести суждение о...
Установить...
Проанализировать...
Присоединить...
Сформировать...
Прокомментировать...
Запомнить...
Вспомнить...
Задать вопрос о...
Выбрать вопрос, который...