РАЗРАБОТКИ
|
Применение метода case-study как способа формирования общих компетенций студентов по дисциплине «Обществознание»Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского «саsе» - случай, ситуация), - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). Кейс - описание конкретной реальной ситуации, которая предназначена для обучения студентов анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология - это обучение действием. Овладение профессиональными компетенциями становится результатом активной самостоятельной деятельности студента по разрешению противоречий в предложенных ситуациях. Целью кейс-технологии является:
Дидактическими задачами кейс-технологии является:
Таким образом, цели касаются: научить студентов, как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию; сортировать ее для решения заданной задачи; выявлять ключевые проблемы; генерировать альтернативные пути решения и оценивать их; выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п. Помимо этих целей при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты. Так, обучающиеся получают коммуникативные навыки; развивают презентационные умения; формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения; приобретают экспертные умения и навыки; учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы. Метод кейс-технологии имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании метода можно разделить на две группы - учебные результаты - как результаты, связанные с освоением знаний и навыков (освоение новой информации, методов сбора данных, методов анализа, умение работать с текстом, соотнесение теоретических и практических знаний), и образовательные результаты - как результаты образованные самими участниками взаимодействия, (создание авторского продукта, повышение уровня профессиональной компетентности, появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем). Ниже представлена таблица связи между отдельными качествами будущего специалиста и возможностями воздействия метода кейс-технологии на их формирование. Воздействие метода кейс-технологии на формирование качеств будущего специалиста: Способность принимать решения: Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий - Сопоставление и оценка достоинств и недостатков различных ситуаций, выделение логики развития ситуации; Способность к обучению: Способность к поиску новых знаний, овладение умениями и навыкам - Постоянный поиск новой информации в процессе анализа ситуации; Системное мышление: Способность к целостному восприятию объектов в их структурно-функциональной выраженности - Всестороннее осмысление ситуации, её системный анализ; Самостоятельность и инициативность: Умение индивидуально вырабатывать и активно реализовывать решения - Высокая индивидуальная активность в ситуациях неопределённости; Готовность к изменениям, гибкость: Желание и способность быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям - Выработка поведения в постоянно меняющихся ситуациях анализа; Умение работать с информацией: Способность искать информацию, проводить её анализ. Переводить информацию из одной формы представления в другую - Постоянный поиск, выделение, группировка, анализ и представление информации; Коммуникативные способности: Владение словом и неязыковыми средствами общения, умение вступать в контакт - Постоянное высказывание своей позиции, умение слушать и понимать собеседника; Способность к межличностным контактам: Способность производить благоприятное впечатление на партнёра по взаимодействию - Постоянное стремление произвести хорошее впечатление на преподавателя и других студентов; Проблемность мышления: Способность видеть проблемы - Поиск проблемы и определение её основных характеристик; Конструктивность: Способность вырабатывать модели решения проблем - Поиск путей разрешения проблемы в кейсе; Этичность: Владение этическими нормами и правилами нравственного поведения в условиях коллективного взаимодействия - Постоянное коллективное взаимодействие, конкуренция. Проведение практического занятия с применением кейс-технологий меняет всю систему отношений в учебном процессе: «преподаватель – студент», «студент – учебный материал», «студент - другие студенты». Студент нацелен на конструктивный диалог с преподавателем и студентами, способность высказывать и отстаивать свою точку зрения. Такой подход в целом повышает эффективность обучения, приближая его к будущей практической деятельности. Использование кейс-технологий имеет ряд преимуществ:
В педагогической деятельности мною используется следующая разновидность кейс-технологии - метод ситуационного анализа. Технология позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Студентам предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. Результат решения кейса может быть представлен в виде отзыва, презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе. В ходе работы с кейсами студент учиться быстро находить нужную информацию в сотрудничестве с одногруппниками, анализировать содержание текста, грамотно и доказательно представить свою точку зрения, слушать собеседника и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, приобретая универсальные учебные действия. Алгоритм работы по кейс-технологии - метод ситуационного анализа: 1. Студентам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный)
2.ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса, самостоятельный поиск информации:
3. Выявляется ПОЗИЦИЯ студента по проблемной ситуации, формируются:
4. КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ вариантов решения, сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы, формируются:
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (РЕФЛЕКСИЯ) Студенты делают выводы по проделанной работе, подводятся итоги занятия. Технология требует оценивания не только набора определенных знаний, но и умения студентов анализировать конкретную ситуацию, принимать решение, логически мыслить, при этом лучше всего использовать многокомпонентный метод формирования итоговой оценки, составными частями которого будут: Оценка выступающего (выступающих):
Максимальное количество баллов – 12
Оценка приложений (презентации, рисунки, буклеты и пр.)
Максимальное количество баллов – 13
Оценка работы группы:
Максимальное количество баллов – 12
Данные критерии можно предложить экспертной группе, собранной из числа студентов той же группы. В этом случае стимул к работе у студентов проявляется гораздо в большей степени, ведь оценивать их труд будет не преподаватель, а одногруппник. При письменной аргументации ответа на вопросы кейса, считается удовлетворительным, если:
Показателями работы по формированию профессиональных компетенций студентов на уроках с применением кейс-технологии можно считать следующие:
Вышеперечисленные показатели позволили увеличить уровень качества знаний, сформировать профессиональные компетенции студента. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и инновационных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Можно сказать, что метод направлен на формирование профессиональных компетенций студента, а также профессиональных компетенций преподавателя. Применение метода кейс-стади как способа формирования общих компетенций студентов 1 курса по дисциплине «Обществознание» Тема урока: Социальный конфликт. Цели урока:
Ход урока:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены