РАЗРАБОТКИ
|
Изучение литературного произведения в контексте творчества писателя«Человек не из одного какого-нибудь побуждения состоит, человек - целый мир», - писал Ф.М.Достоевский. Будущий инженер, машинист, врач или специалист по информационным технологиям… Кто бы он ни был, мой ученик, прежде всего он Человек, со своим миром, со своей душой. Интересно, а можно ли научиться видеть чужую картину мира, путешествовать, пользуясь чужой картой? Должно быть, это чрезвычайно интересно. Именно такую возможность дают нам художественные произведения. Замечательной способностью создавать другие миры обладают писатели. И путешествовать по этим мирам можно! «Сотворчество понимающих» – так называл диалог автора и читателя М.М. Бахтин. Читая текст, мы пытаемся понять мир его персонажей, созданный автором. И ещё вырабатываем свою точку зрения в процессе этого диалога. Научить самостоятельно извлекать ценности, скрытые в тексте, осмысливать их, эмоционально переживать и, наконец, воплощать в поступках, сначала на словесном (вербальном) уровне – на уроке, а потом и в жизни – основная задача. Сиюминутных результатов ждать не надо, нужно время для осмысления, и если «семечко» (Слово) посеяно, то оно обязательно даст ростки. Главное - сохранить мир в душе. Требование современного общества – развитие языковой личности, способной воспринимать и анализировать информацию, содержащуюся в тексте любого вида и формы, создавать речевое высказывание, применяя результаты интеллектуальной деятельности на практике, - обусловило концептуальные позиции современного филологического образования. В свете этих позиций содержание образования по русскому языку и литературе (согласно новым ФГОС) направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), литературоведческой и культуроведческой компетенций. Ведущую позицию в процессе обучения наших детей должно занимать развитие речи. Для этого каждый учитель (не только словесник!) должен создавать на уроках необходимую развивающую речевую среду. Но формирование комуникативной компетенции невозможно без языковой и лингвистической (языковедческой) и литературоведческой: невозможно полноценно общаться, не зная языка и не владея им. Один из путей решения этого противоречия мы видим в работе с текстом на уроках как русского языка, так и литературы: работа с текстом как один из путей повышения лингвистической и литературоведческой компетенции учащихся, и шире - использование текста как основы создания на уроках развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения. (В свете новых образовательных доктрин). Нельзя не согласиться с мнением А.Д.Дейкиной, заведующей кафедрой методики преподавания русского языка МГПУ, что «новые аспекты преподавания во многом определяются тем, как используется русский язык в современном социуме» и что «родной язык формирует духовно-ориентированное мышление, способствующее творческой самореализации личности». Постижение поступков литературного героя, поведения персонажей, душевного мира и психологии человека, изображенного в произведении, - главная задача, путь постижения и осмысления жизни вокруг, обогащения языковой палитры, что помогает и понять, и выразить всю полноту человеческой жизни. «Если обучение и развитие не опережает воспитание, то и знание опасно. Давать современные знания безнравственному, бездуховному человеку страшно опасно для общества» - утверждает Ш.Амонашвили. Сохранить душу, сохранить мир в душе – вот главный ориентир в работе. Произведение писателя одновременно и замкнуто в себе и открыто в контекст творчества. Контекстуальное изучение литературного произведения является одним из важнейших условий постижения школьниками литературы как целостного, социально и исторически обусловленного явления. Воспринимая и затем интерпретируя литературное произведение, исследователь может рассматривать его существование в историческом, биографическом, культурном, социальном, литературном контекстах. Если же сузить этот фокус восприятия, становится очевидным, что литературное произведение существует, прежде всего, в контексте творчества писателя. Понятие «контекст творчества писателя» мы определяем как системное целое, состоящее из совокупности всех творений автора, относительно законченное и способное определенным образом влиять на интерпретацию художественного произведения. Анализ литературного произведения в контексте творчества писателя способствует развитию мышления и - шире - личности старшеклассника. Включение изучаемого произведения в контекст творчества писателя (в частности, в контекст цикла, трилогии, контекст какого-либо этапа творчества), с одной стороны, расширяет представления школьников о художественном мире писателя (базовом понятии в старших классах) и, с другой стороны, углубляет анализ конкретного изучаемого произведения. Обозначенная двуплановость делает такой тип анализа произведения, как анализ в контексте творчества писателя, не только целесообразным, но и необходимым. Клуб любителей чтения «Книгочеи» (Программа допобразования «Наша читательская среда»), который работает с 2013 года, способствует более полному погружению в ткань произведения, постижению «тайны текста» (Ермакова Г.А.). Занятия клуба проходят как в рамках классного помещения, так и за пределами его: в библиотеке – «Поэтический баттл – 2018», проект - «Наша классная классная библиотека», в актовом зале – театрализованное представление «Новая жизнь старых вещей» (по полусказкам Феликса Кривина). С первых дней 2019-20 учебного года юные любители чтения окунулись в подготовку к открытому занятию Клуба, решили посвятить его 85 – летнему юбилею всемирно известного чувашского писателя и поэта Г.Айги. Познакомились с произведениями на русском и чувашском языках, попробовали себя в роли переводчика, загорелись желанием больше узнать о жизни Г.Айги. Так 27 октября на социо – культурной площадке «Время читать!» (третий этаж школы), у истоков создания которой стоит завуч школы, педагог-словесник по призванию, Табакова В.М., состоялось открытое занятие Клуба в рамках межрайонной (Урмары – Ибреси) республиканской стажировочной площадки на базе УСОШ. Почетными гостями были: Ермакова Галина Алексеевна, доктор филологических наук, профессор кафедры профессионального развития Чувашского института образования, вице-президент Чувашского национального конгресса Анатолий Ухтияров, декан факультета чувашской и русской филологии и журналистики Алена Иванова, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и журналистики Ирина Иванова, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой этнографического образования ЧРИО Анна Егорова, кандидат филологических наук, доцент кафедры профессионального развития ЧРИО Марина Павлова и корреспонденты республиканской газеты «Хыпар». 11 октября на этой же площадке, которая стала тем местом в школе, где собираются любители поэзии, истинные книгочеи, прошел школьный тур районного конкурса чтецов «Читаем Василия Алендея», приуроченный к 100 – летию со дня рождения народного писателя, уроженца Урмарского района. Прозвучали стихотворения как на чувашском, так и на русском языках. На одном дыхании была прочитана поэма «Путь солдата». Все конкурсанты (37 обучающихся 5-9 классов) прониклись глубиной содержания поэмы Алендея, раскрыли личностное восприятие произведений писателя, продемонстрировали артистическое мастерство. Контекст творчества писателя в рамках этих внеурочных занятий воспринимается не только как некий фоновый элемент, позволяющий школьникам представить общую картину творчества писателя, он становится неотъемлемой частью самого творчества, способствует погружению в духовный мир писателя, поэта, осмыслению истоков их творчества, а в конечном счете помогает юному читателю осознать самоценность личности, возможно, сыграет важную роль в выборе жизненных ориентиров. Изучение литературного произведения в контексте творчества писателя, таким образом, диалектично, двунаправлено. С одной стороны, в ходе проблемно-сопоставительного анализа «опорного» произведения с другими произведениями этого автора, составляющими контекст его творчества, происходит углубление «прочтения», постижения идейно-художественного своеобразия данного конкретного произведения, причем на разных уровнях: на уровне тематики, проблематики, на героином, жанровом, стилистическом уровнях. С другой стороны, обращение к контексту творчества писателя при анализе «опорного» произведения способствует расширению представлений учащихся о художественном мире писателя, своеобразии его творческого пути, сокращает расстояние между читателем и писателем. Сокращая расстояние, продолжаем диалог с Писателем.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены