РАЗРАБОТКИ
|
Музыка как завещание потомкамМолодежь приходит в этот мир, чтобы сделать его лучше, добрее, справедливее. Ваше поколение построит новые города и дороги, напишет новые картины и новую музыку; возможно, создаст такие направления в искусстве, о которых раньше люди даже не догадывались. Для того, чтобы построить новый дом иногда нужно снести старый…. Этот закон действует в мире материальных ценностей. Но в искусстве, новое, прогрессивное может прекрасно уживаться со старым, традиционным. Были в истории человечества периоды, когда разрушалось культурное наследие предшествующих эпох. Варвары разгромили цветущий Рим. В нашей стране – во время и после революции жгли дворянские усадьбы, взрывали и разоряли церкви. В XXI веке террористы уничтожают архитектурные и религиозные памятники на Ближнем Востоке. Это – невосполнимые культурные потери. Существует поговорка, что всё новое – это хорошо забытое старое. Но для того, чтобы создавая новое, можно было вернуться к чему-то старому, его важно для начала просто сохранить, передать следующим поколениям максимально бережно. Каждое произведение искусства может служить для людей источником духовного познания на протяжении многих веков. Неважно, что долгие годы шедевр может храниться в запасниках музея. Но придет пора – и он снова предстанет перед публикой, произведя эффект «большого взрыва»… В жизни каждого человека случаются моменты, когда, прикоснувшись к искусству прошлого, он вдруг ощущает магическую силу связи поколений. Дремавшие до поры до времени чувства наполняют его особыми высокими и сильными эмоциями, заставляя прислушаться и задуматься. Одним из уникальных памятников храмового искусства является Ферапонтов монастырь, находящийся на севере Вологодской области. Здесь практически в неизменном виде сохранились фрески XV века. Особые, сосредоточенные и сдержанные эмоции пробуждают лики Христа, Богоматери, святых и апостолов. Вглядываясь в их пронзительные глаза, спокойные жесты можно услышать звучание далекой эпохи, почувствовать духовную связь прошлого с настоящим. Наш современник, композитор Родион Константинович Щедрин написал музыку «Фрески Дионисия». С его творчеством вы хорошо знакомы по балетам «Конёк-Горубнок», «Кармен-сюита» и другим произведениям. Он много писал для театра и кино, создал десятки вокальных и инструментальных сочинений. Особый интерес вызывало у него творчество Людвига ван Бетховена. Оба композитора родились в один день – 16 декабря. А по линии музыкального образования Щедрина можно назвать прапрапраучеником Бетховена. В 2008 году Нюрнбергская филармония заказала Щедрину симфоническое сочинение. «Гейлигенштадтское завещание Бетховена» - так, не совсем обычно, называется это произведение. В нём наш современник создает музыкальное прочтение бессмертного документа эпохи, в котором Бетховен запечатлел своё творческое кредо. Написанное в минуты тяжелейшего душевного кризиса, он, тем не менее, находит в себе силы жить дальше, бороться с испытаниями судьбы и вдохновлять на такую же борьбу других людей силой своего искусства. «Моим братьям ... «Гейлигенштадтское завещание Бетховена» стало современной прелюдией к 3-й «Героической» симфонии. Произведения, вдохновлённые гением последнего венского классика, создавали и другие композиторы XXI века. Да и для самого Щедрина это – не единственный опыт подобного сочинения. На грани тысячелетий, в 1999 году композитору поступило почетное предложение – написать оркестровую Прелюдию к знаменитой 9-й симфонии Бетховена. «Я решил, что просто неправильно их понял… Разве нуждается Девятая симфония в каких-либо вступлениях?» - вспоминал потом композитор. Но потом Щедрин согласился, назвав новое сочинение «Прелюдия к исполнению 9-й симфонии Бетховена в первый день XXI века в Нюрнберге. Очень символично, что в городе, где состоялся Нюрнбергский процесс в первые дни нового тысячелетия (!) исполнялась великая симфония Бетховена. И вместо простого вступительного слова перед её началом звучала Прелюдия русского композитора. Бетховен – безусловный гений всех времён и народов. Сохраняя огонь своей души в бессмертных творениях, композитор словно протягивает нам руку. И будущим поколениям нужно просто протянуть свою руку навстречу. Духовное кредо, музыкальное завещание Бетховена запечатлено в финале его Девятой симфонии. Мелодия «Оды к радости» звучит в современном мире и как предостережение, и как надежда: «Обнимитесь миллионы, слейтесь в радости одной!» Вновь и вновь звучат они в концертных залах и на городских площадях как пламенный призыв к дружбе и единению. Словарь музыкальных терминов к уроку: Интерпретация (лат. interpretatio – разъяснение, истолкование) – художественное истолкование музыкантом (певцом, инструменталистом, дирижёром или камерным ансамблем) музыкального произведения в процессе его исполнения. В широком смысле слова интерпретацией в известной степени является и словесная характеристика произведения. Художественный замысел композитора – форма проявления художественного сознания композитора, замысел – это будущее произведение, затем следует реализованный результат творчества композитора и восприятие созданного произведения (предусматривается автором в момент сочинения). Так рождается единство творческого процесса. У одних композиторов период вынашивания творческого замысла протекает в уме, в виде ясных слуховых и зрительных представлений и образов. Другим нужна внешняя опора, конкретные пробы, эскизы, работа за фортепиано. Особо нужно отметить роль интуиции, которая связана с такими понятиями как догадка, чутьё, прозрение. Художественный образ в музыке – живое, обобщённое представление о действительности, выраженное музыкальными звуками. Музыкальный образ – это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания произведения, особенности его построения, стиль композитора. Выполните здания и ответьте на вопросы: 1. Когда жил великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен?
2. Людвиг ван Бетховен – автор сонаты, которая называется:
3. Какая жизненная ситуация побудила великого композитора написать своим братьям письмо, которое стало известно как «Гейлигенштадтское завещание Бетховена»?
4. Сколько симфоний написал Людвиг ван Бетховен?
5. Какое произведение положено в основу финала «Девятой симфонии» Л. ван Бетховена?
6. Кто должен исполнять произведение «Гейлигенштадтское завещание Бетховена», которое написано Р.К. Щедриным?
7. Выберите правильное название сочинения Р.К. Щедрина.
8. С композиторами какого века может вести творческий диалог современный композитор?
9. Какое музыкальное произведение называется «симфония»?
10. Кто из композиторов является автором этих произведений? Составьте правильные пары.
11. Кого из композиторов можно назвать представителями «венской классической школы»?
12. Соотнеси французские названия танцев с их переводом и установи соответствие между парами.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Эффективные пути педагогического руководства воспитанием школьников в семье. Билингвизм (обзор франкоязычной литературы о детском двуязычии) Детские сады с английским языком: как выбрать? Сетевое взаимодействие с родителями в школе Вовлечение семьи в процесс развития словаря детей младшего дошкольного возраста по средствами игр. |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены