РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Социально-педагогическая работа в школе с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении

Сорокина О.Л.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 г.Йошкар-Ола», г.Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

Семья – это первичный и самый главный институт социализации маленького человека. Именно в семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе.

Семья призвана обеспечивать базовые, т.е. основные потребности ребенка, к которым А. Маслоу относит:

  • физиологические потребности (во сне, отдыхе, питании и т.п.);
  • потребность в безопасности («крыша над головой», социальная и материальная защищенность и т.п.);
  • потребность в любви и уважении.

К сожалению, в современном мире далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». К данной категории относятся следующие типы семей:

  • малообеспеченные семьи (семьи с низким материальным достатком);
  • семьи, ведущие асоциальный образ жизни (семьи в которых родители часто злоупотребляют спиртными напитками);
  • семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (т.е. имеют место конфликты, насилие, факты жестокого обращение с детьми и т.п.).

Независимо от факторов, которые спровоцировали неблагополучие семьи, они в той или иной степени негативно сказываются на развитии личности ребенка [2, с. 53].
Оказание действенной социально-педагогической помощи неблагополучным семьям в решении их проблем, восстановления статуса «благополучной семьи» требует комплексного и систематизированного подхода в работе социального педагога в общеобразовательной школе.

Приоритетным направлением в работе социального педагога в общеобразовательной школе является работа с «социально неблагополучными семьями», семьями, находящимися в социально-опасном положении, которые имеют зачастую целый комплекс разнообразных проблем.

Для оказания эффективной помощи семьям, находящихся в социально опасном положении социальный педагог общеобразовательной школы  взаимодействует со всеми участниками системы профилактики Республики. К ним относятся: учителя-предметники и другие педагоги общеобразовательной школы, родители, социальные службы города, орган опеки и попечительства администрации городского округа, подразделениями по делам несовершеннолетних отделов полиции УМВД России, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации городского округа.

Работа социального педагога в общеобразовательной школе с семьями, находящимися в социально опасном положении, состоит из следующих этапов:

1 этап. Первичная оценка ситуации. На данном этапе проводится проверка поступившего сообщения об ущемлении прав и интересов ребенка (например с целью проверки факта о «жестоком обращении» или злоупотреблении родителями несовершеннолетнего спиртными напитками комиссия школы выходит по адресу проживания).

2 этап. На данном этапе социальным педагогом осуществляется сбор первичной информации о семье путем официальных запросов подразделения по делам несовершеннолетних ОП УМВД России по г.Йошкар-Оле, в ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский центр психолого-педагогической помощи и социальной помощи населению «Доверие». Проводятся беседы с классным руководителем и ведущими учителями-предметниками.

3 этап. Исходя из полученной от различных субъектов профилактики информации, а также исходя из условий проживания и подтверждения или опровержения факта неблагополучия семьи социальный педагог проводит обобщение данных и производит оценку уровня риска данной семьи.

4 этап. Беседа с ребенком. Беседа проводится обязательно личная в доброжелательной обстановке, с привлечением педагога-психолога школы. Выясняются детали, связанные с отношением родителей к несовершеннолетнему в семье посредством наводящих вопросов. Изучается времяпровождение и ближайшее окружение семьи, отношение к данному окружению и поведению родителей несовершеннолетнего.

5 этап. Беседа с родителями. Главная задачей данной беседы для социального педагога является определение степени риска семейного неблагополучия для ребенка. Чаще беседа проходит при личной встрече. Беседа может быть проведена в стенах школы, в кабинете социального педагога или по месту жительства семьи.

6 этап. Семья, находящаяся в социально опасном положении ставится на внутришкольный учет. На каждую семью разрабатывается индивидуальная программа реабилитации и заполняется учетная карта на несовершеннолетнего, состоящего на учете в образовательной организации (согласно совместному приказу МВД по Республике Марий Эл и Министерства образования по Республике Марий Эл №318/784 от 18.07.2014 года).

В личное дело вкладывается любая информация, касающаяся несовершеннолетнего:

  • учетная карта несовершеннолетнего, обучающегося в школе;
  • ИПР;
  • характеристика классного руководителя на ребенка (один раз в четверть);
  • акт обследования жилищно-бытовых условий (составляется один раз в квартал);
  • план индивидуальных реабилитационных мероприятий на учебный год;
  • мероприятия ИПР на учебный год;
  • представления, информационные письма по данной семье;
  • запросы на семью, докладные записки учителей и классного руководителя, постановления КДНиЗП;
  • докладные записки классных руководителей и учителей-предметников;
  • информация на семью в ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский центр психолого-педагогической помощи и социальной помощи населению «Доверие»;
  • отчет о проделанной работе с семьей, находящейся в социально опасном положении [5, с. 31].

Социально-педагогическое сопровождение ребенка из семьи, находящейся в социально опасном положении состоит из рядя систематически организуемых социальным педагогом мероприятий, таких как:

  • ежемесячные индивидуальные профилактические беседы с несовершеннолетним,
  • оказание психолого-педагогической помощи (направление на консультацию к педагогу-психологу),
  • предоставление консультационной социально-правовой помощи,
  • вовлечение несовершеннолетних из семей, находящихся в социально опасном положении во внеурочную внутри школьную деятельность, в бесплатные кружки и секции в школе.

Социальным педагогом систематически ведется контроль занятости учащихся во внеучебное время.

Социальным педагогом в образовательном учреждении организуется:

  • помощь в организации времяпровождения во время каникул, летнего отдыха (в том числе помочь в оформлении ребенка в ДОЛ, привлечение к школьным мероприятиям, организованным во время каникул: «Турнир по волейболу» и т.д.);
  • контроль за посещением несовершеннолетним школы ведется ежедневно. Родители в таких семьях часто не контролируют посещаемость детьми учебных занятий и их успеваемость.
  • изучение социальной микро среды ребенка, взаимоотношений внутри класса [3, с. 2].

Помочь ребенку найти себя, наладить взаимоотношения со сверстниками, обрести новых друзей, почувствовать себя нужным – это главная цель работы социального педагога в школе.

Социально-педагогическое сопровождение ребенка из семьи, находящейся в социально опасном положении включает в себя систематически организованную работу социального педагога с родителями. С родителями ежемесячно проводятся беседы, согласно разработанному плану работы с семьей, находящейся в социально опасном положении. В случае необходимости родители могут быть направлены к специалистам различного профиля и специализации. 1 раз в четверть родителя несовершеннолетних приглашаются на советы

Профилактики (школьные комиссии по профилактике беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних). 1 раз в четверть семья посещается по месту проживания и составляется акт жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних. Обследования жилищно-бытовых условий проводится комиссией школы, состоящей не только из социального педагога и классного руководителя, но и педагога-психолога [1, с. 68].

7 этап. На данном этапе проводится оценка ситуации в семье после реабилитационных мероприятий. На данном этапе большое значение имеет любая положительна динамика. Социальным педагогом в школе проводится сбор информации на семью и выявление положительных изменений. Например: родители устроились на работу, сделали в квартире косметический ремонт, прошли лечение в наркологическом диспансере, ребенок перестал пропускать учебные занятия, родители стали посещать консультации психолога в школе или ГБУ Республики Марий Эл «Республиканском центре психолого-педагогической помощи и социальной помощи населению «Доверие», решены другие специфические для данной семьи проблемы.

Социально-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении в школе осуществляется в тесной связи со всеми субъектами профилактики Республики Марий Эл. Информация о семье и ее динамике ежеквартально предоставляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», ПДН ОП УМВД России по г.Йошкар-Оле. По мере необходимости информация на семью направляется в орган опеки и попечительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», в прокуратуру Республики Марий Эл, в учреждения здравоохранения и социальной защиты населения г.Йошкар-Ола [4, с. 13].

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что социально-педагогическое сопровождение детей из семей, находящимся в социально-опасном положении в общеобразовательной школе – эта главная цель работы социального педагога. Социальный педагог в общеобразовательной школе имеет уникальную возможность поддержать маленького человека, укрепить в нём веру в собственные силы и повлиять на социализацию его личности.

Таким образом, раннее выявление семей, находящихся в социально опасном положении и своевременно оказанная им помощь являются главными методами профилактики семейного неблагополучия и приоритетным направлением работы социального педагога в общеобразовательной школе г.Йошкар-Олы.

Список использованных источников и литературы:

  1. Козловская Е.В. Алгоритм организации индивидуального сопровождения воспитанников «группы риска» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2012. - №9. – С.68-71;
  2. Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студентов / Ю.Н. Галагузова, Г.В. Сорвачева, Г.Н. Штинова. - М.: Владос, 2001. - 220 с.;
  3. Грачева Н.В. Выявление и сопровождение учащихся «группы риска» // Материалы научной конференции Московского института аналитической психологии и психоанализа. 2021. – С.2-8.
  4. Социально-педагогическое сопровождение ребенка «группы риска». - Режим доступа: https://scienceforum.ru/2013/article/2013004725;
  5. Кузнецова А.В. Методика работы социального педагога / А.В. Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2003. - 96с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены