РАЗРАБОТКИ
|
Социально-педагогическая работа в школе с детьми из семей, находящихся в социально опасном положенииСорокина О.Л. Семья – это первичный и самый главный институт социализации маленького человека. Именно в семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Семья призвана обеспечивать базовые, т.е. основные потребности ребенка, к которым А. Маслоу относит:
К сожалению, в современном мире далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». К данной категории относятся следующие типы семей:
Независимо от факторов, которые спровоцировали неблагополучие семьи, они в той или иной степени негативно сказываются на развитии личности ребенка [2, с. 53]. Приоритетным направлением в работе социального педагога в общеобразовательной школе является работа с «социально неблагополучными семьями», семьями, находящимися в социально-опасном положении, которые имеют зачастую целый комплекс разнообразных проблем. Для оказания эффективной помощи семьям, находящихся в социально опасном положении социальный педагог общеобразовательной школы взаимодействует со всеми участниками системы профилактики Республики. К ним относятся: учителя-предметники и другие педагоги общеобразовательной школы, родители, социальные службы города, орган опеки и попечительства администрации городского округа, подразделениями по делам несовершеннолетних отделов полиции УМВД России, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации городского округа. Работа социального педагога в общеобразовательной школе с семьями, находящимися в социально опасном положении, состоит из следующих этапов: 1 этап. Первичная оценка ситуации. На данном этапе проводится проверка поступившего сообщения об ущемлении прав и интересов ребенка (например с целью проверки факта о «жестоком обращении» или злоупотреблении родителями несовершеннолетнего спиртными напитками комиссия школы выходит по адресу проживания). 2 этап. На данном этапе социальным педагогом осуществляется сбор первичной информации о семье путем официальных запросов подразделения по делам несовершеннолетних ОП УМВД России по г.Йошкар-Оле, в ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский центр психолого-педагогической помощи и социальной помощи населению «Доверие». Проводятся беседы с классным руководителем и ведущими учителями-предметниками. 3 этап. Исходя из полученной от различных субъектов профилактики информации, а также исходя из условий проживания и подтверждения или опровержения факта неблагополучия семьи социальный педагог проводит обобщение данных и производит оценку уровня риска данной семьи. 4 этап. Беседа с ребенком. Беседа проводится обязательно личная в доброжелательной обстановке, с привлечением педагога-психолога школы. Выясняются детали, связанные с отношением родителей к несовершеннолетнему в семье посредством наводящих вопросов. Изучается времяпровождение и ближайшее окружение семьи, отношение к данному окружению и поведению родителей несовершеннолетнего. 5 этап. Беседа с родителями. Главная задачей данной беседы для социального педагога является определение степени риска семейного неблагополучия для ребенка. Чаще беседа проходит при личной встрече. Беседа может быть проведена в стенах школы, в кабинете социального педагога или по месту жительства семьи. 6 этап. Семья, находящаяся в социально опасном положении ставится на внутришкольный учет. На каждую семью разрабатывается индивидуальная программа реабилитации и заполняется учетная карта на несовершеннолетнего, состоящего на учете в образовательной организации (согласно совместному приказу МВД по Республике Марий Эл и Министерства образования по Республике Марий Эл №318/784 от 18.07.2014 года). В личное дело вкладывается любая информация, касающаяся несовершеннолетнего:
Социально-педагогическое сопровождение ребенка из семьи, находящейся в социально опасном положении состоит из рядя систематически организуемых социальным педагогом мероприятий, таких как:
Социальным педагогом систематически ведется контроль занятости учащихся во внеучебное время. Социальным педагогом в образовательном учреждении организуется:
Помочь ребенку найти себя, наладить взаимоотношения со сверстниками, обрести новых друзей, почувствовать себя нужным – это главная цель работы социального педагога в школе. Социально-педагогическое сопровождение ребенка из семьи, находящейся в социально опасном положении включает в себя систематически организованную работу социального педагога с родителями. С родителями ежемесячно проводятся беседы, согласно разработанному плану работы с семьей, находящейся в социально опасном положении. В случае необходимости родители могут быть направлены к специалистам различного профиля и специализации. 1 раз в четверть родителя несовершеннолетних приглашаются на советы Профилактики (школьные комиссии по профилактике беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних). 1 раз в четверть семья посещается по месту проживания и составляется акт жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних. Обследования жилищно-бытовых условий проводится комиссией школы, состоящей не только из социального педагога и классного руководителя, но и педагога-психолога [1, с. 68]. 7 этап. На данном этапе проводится оценка ситуации в семье после реабилитационных мероприятий. На данном этапе большое значение имеет любая положительна динамика. Социальным педагогом в школе проводится сбор информации на семью и выявление положительных изменений. Например: родители устроились на работу, сделали в квартире косметический ремонт, прошли лечение в наркологическом диспансере, ребенок перестал пропускать учебные занятия, родители стали посещать консультации психолога в школе или ГБУ Республики Марий Эл «Республиканском центре психолого-педагогической помощи и социальной помощи населению «Доверие», решены другие специфические для данной семьи проблемы. Социально-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении в школе осуществляется в тесной связи со всеми субъектами профилактики Республики Марий Эл. Информация о семье и ее динамике ежеквартально предоставляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», ПДН ОП УМВД России по г.Йошкар-Оле. По мере необходимости информация на семью направляется в орган опеки и попечительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», в прокуратуру Республики Марий Эл, в учреждения здравоохранения и социальной защиты населения г.Йошкар-Ола [4, с. 13]. Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что социально-педагогическое сопровождение детей из семей, находящимся в социально-опасном положении в общеобразовательной школе – эта главная цель работы социального педагога. Социальный педагог в общеобразовательной школе имеет уникальную возможность поддержать маленького человека, укрепить в нём веру в собственные силы и повлиять на социализацию его личности. Таким образом, раннее выявление семей, находящихся в социально опасном положении и своевременно оказанная им помощь являются главными методами профилактики семейного неблагополучия и приоритетным направлением работы социального педагога в общеобразовательной школе г.Йошкар-Олы. Список использованных источников и литературы:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены