РАЗРАБОТКИ
|
Школьная служба примирения: от идеи к действиямНикитина З.В.? Школа – это особое учреждение, часть большого социума в котором взаимодействуют взрослые и дети, место, обучения и приобретения жизненного опыта, проверки характера, воли и трудолюбия, развития личностных качества человека и формирования системы взглядов и ценностей. В процессе обучения учитель и ученики включаются в широкий диапазон отношений, воспитательных и учебных ситуаций, которые с определенной периодичностью перерастают в конфликты. Первое место в рейтинге школьных конфликтов, безусловно, занимают конфликты между учащимися. Вторым из наиболее распространенных конфликтов является конфликт между учителем и учащимися – учитель – ученик (и). Третий по частоте конфликт, который можно наблюдать в школе – учитель – родители. Причина большей части конфликтов между детьми заключается в общей раздражительности и неспособности некоторых школьников преодолевать психологические и учебные нагрузки без агрессивной реакции на источник раздражения. Этим источником могут выступать ученики, учителя, родители или школьная обстановка в целом. Перегруженность учебной программы, шумная атмосфера, большое количество различных людей в школе, в целом, негативно отражаются на поведении эмоционально лабильных школьников, с неустойчивой психикой и слабой нервной системой. В большом ученическом коллективе к провокационным и насильственным действиям предрасполагает и большая анонимность, круговая порука среди учащихся, меньшая вероятность выявления конфликтов на ранней стадии и их безусловного предотвращения. Школьные учителя, в основном женщины, иногда сами создают конфликтные ситуации и придают им излишнюю эмоциональную окраску. Основными способами воздействия на нерадивых школьников со стороны взрослых, как правило, являются: поучение, угроза наказанием или наказание (в более мягкой или жесткой форме), поиски виновного, формальное урегулирование конфликта. «Выходить» из конфликтных ситуаций при помощи авторитарных, жёстких методов, унижающих ученика и направленных против него, бессмысленно, бесполезно и бесперспективно. Неразрешенные конфликты с учителями и одноклассниками являются одной из основных причин нежелания ребёнка или подростка посещать школу, приводят к созреванию комплекса неполноценности, деформации личностного развития, закреплению негативного отношения к обучению. С целью улучшения социального микроклимата и профилактики конфликтов с 2009 г. на базе МБОУ СОШ № 13 г. Новосибирска была создана экспериментальная площадка – «Служба примирения в образовательном учреждении». Школьная служба медиации – это команда учеников, которая занимается урегулированием конфликтов, возникающих в ученическом коллективе. В школьной службе примирения основными действующими лицами являются учащиеся старших классов – медиаторы-ровесники, прошедшие специальное обучение по конфликтологии и медиации . Внедрение школьной службы примирения ,в данный момент медиации, проходило в несколько этапов:
Начиная с 2009 года, в процесс внедрения Школьной службы примирения было вовлечено более 40 человек, из них 15 человек являются постоянно действующими медиаторами. Школьники медиаторы занимаются под руководством взрослого куратора, который следит за порядком и помогает им в ситуация, выходящих за пределы их компетенции. В школе № 13 о службе медиации знают все. Школьниками, участвующими в проекте, было проведено несколько рекламных акций:
Администрация школы предоставила школьникам рабочий кабинет. Деятельность школьной службы примирения основывается на трех ключевых принципах:
Функциональные обязанности медиатора-ровесника заключаются в кризисном вмешательстве в конфликт, выяснении позиций конфликтующих сторон и поиске приемлемых форм их примирения. Несмотря на то, что медиатор является одной из ключевых фигур, участвующих в разрешении конфликта, он не бегает по школе в поисках конфликтов, драк или ссор, а скорее, наоборот, привлекается в тех случаях, когда административно-педагогические действия оказываются неэффективными и между участниками продолжаются враждебные отношения. Они оказываются в тупиковой ситуации, нуждаются в помощи третьих лиц, начинают втягивать в свой конфликт союзников. Значимым правилом для медиатора является внепартийность и независимость. В соответствии с профессиональными инструкциями, которыми руководствуются медиаторы-ровесники, они не имеют права отстаивать чьи-либо интересы и разглашать условия мирного соглашения. Медиатор лицо нейтральное, внепартийное и независимое. Медиатор не несет ответственности за соглашение между участниками, но несет ответственность за соблюдение процедуры. Основное правило медиации – добровольность участия, т. е. как потерпевший, так и обидчик (зачинщик) имеют право отказаться от процедуры примирения. Насилие или принуждение к участию в медиации фактически означают, пренебрежение данным правилом. В конфликте не бывает победителей и побежденных. Для школьных конфликтов трудно выработать единую стратегию их урегулирования, так как в каждой ситуации значительную роль играет человеческий фактор. В настоящее время более 300 школ из разных городов Российской Федерации (Москва, Казань, Иркутск, Лысьва, Томск, Волгоград, Пермь, Тюмень, Новосибирск и др.) принимают участие в масштабном эксперименте по внедрению школьных служб примирения. В одних школах данный процесс проходит быстро и продуктивно, а в других – этот процесс находится в исходном экспериментальном состоянии. Несмотря на это, анализ мирового и отечественного опыта решения проблемы конфликтов свидетельствует, что данный эксперимент необходимо реализовывать именно в школе – одном из ключевых институтов социализации подрастающего поколения. Часть проблем, связанных с профилактикой детских и подростковых конфликтов требует более углубленной научной проработки и апробации в плане повышения уровня конфликтной культуры в системе школьного образования в целом. Управлять конфликтами в педагогическом коллективе чрезвычайно сложно. Медиатор-ровесник может выполнять посредническую функцию только в конфликтах школьников. Взрослые конфликты могут разрешать только администраторы или специально обученные учителя-медиаторы, которые пользуются уважением и доверием педагогического коллектива школы. Любые инновации всегда вызывает дискуссии. Медиация не является исключением. Ее внедрение в школе может проходить достаточно сложно и болезненно, встречать сопротивление со стороны отдельных, педагогов, но, несмотря на это, полноценное разрешение конфликтов невозможно без специальной подготовки учителей к новому типу взаимоотношений. Медиация учит активному слушанию, умению контролировать эмоции, отделять проблемы от человека, нивелировать собственные интересы ради достижения общих интересов. Наиболее положительное влияние на урегулирование конфликта оказывает вовлечение конфликтующих сторон в совместную деятельность. Чем раньше будет проведена необходимая диагностическая работа и инициированы переговоры, тем успешней получится результат. Контрольные исследования, проведенные в ряде школ России спустя год, после внедрения медиации, показали, что ее эффективность составляет приблизительно 70-75 процентов. Особенно благоприятные результаты достигаются вследствие неформального сотрудничества учеников, учителей и родителей. В школах, которых есть медиаторы-ровесники заметно улучшается психологический микроклимат, повышается уровень взаимного доверия, чувство защищенности. В сравнении с традиционными способами урегулирования конфликтов, медиация может оказаться приемлемой и эффективной альтернативой. Профилактика и коррекция конфликтов строится на обучении позитивным способам коммуникации. Коммуникативные способности являются частью профессиональной культуры педагога. Высокий уровень их развития, умение правильно реагировать в сложных ситуациях на уроке, в ходе внеклассной и воспитательной работы определяет профессионализм педагога, а также умение сохранять собственное здоровье. Навыки конструктивного поведения педагога являются «техникой личной психологической безопасности» в профессиональной деятельности.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены