РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Игровые технологии во внеурочной деятельности в начальной школе

Иванова Зинаида Евдокимовна, учитель начальных классов
«Летниковская ООШ»(филиал) МОУ «Сернурская СШ №2»

В настоящее время в свете модернизации образования и перехода на новые ФГОС, большое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к организации внеурочной деятельности, где важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, готовность обучаться в течение всей жизни.

Проблема современной школы – потеря многими обучающимися интереса к учению. Почему это происходит? Как вызвать у детей интерес к учению и научить их учиться? Решение данной проблемы позволит обеспечить развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого обучающегося, внедрить различные инновационные учебные программы, реализующие принцип гуманного подхода к детям.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность направлена на достижение личностных и метапредметных результатов, в ходе которой, обучающиеся должны научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Внеурочная познавательная деятельность младших школьников может быть организована в форме использования игровых технологий. Применение игровой технологии обучения – это один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе. Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, активизируют деятельность. Игровые технологии тренируют память, помогают выработать речевые умения, навыки, стимулируют умственную деятельность, развивают внимание и познавательный интерес к предмету.

Значение игровой технологии во внеурочной деятельности при решении задач ФГОС состоит в том, что она может быть использована в качестве способа, приема, метода, средства обучающего диалога при решении социальных, нравственных задач.

Игровой метод — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоциональной деятельности.

Актуальность данной темы в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети обрушивают на обучающихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится формирование самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.

Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра – сфера реализации себя как личности. Важен сам процесс игры. Игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении. Она дает возможность моделировать разные ситуации жизни.

Как говорил советский педагог-новатор В.А Сухомлинский: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Принимая во внимание положительное значение игры для всестороннего развития младшего школьника, следует при планировании работы с детьми оставлять достаточно времени для игровой деятельности, дающей так много радости ребенку.

Основными задачами воспитания и развития обучающихся являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Поэтому внеурочная деятельность социального направления как неотъемлемая часть образовательного процесса способствует созданию условий, которые обеспечат формирование адекватного коммуникативного поведения, позволят усилить социальную активность обучающегося на основе его индивидуального развития, что поможет ребенку бороться как с внешними, так и внутренними проблемами.

Современная школа, выбрав столь сложный путь развития, требует использования новых образовательных технологий. Учитель, переживающий и болеющий душой за каждого ребенка, желающий сделать обучение интересным и в максимальной степени плодотворным, ищет эффективные пути решения обозначенной проблемы. Я активно использую в организации внеурочной деятельности игровую технологию. Это делает процесс воспитания и обучения занимательным, создает у детей хорошее настроение, рационально распределяет время на работу и отдых, облегчает преодоление трудностей в усвоении и закреплении знаний, сплачивает детский коллектив.

В процессе занятий учащиеся включаются в познание окружающего мира, реализации своих идей, творческие способности, где учащиеся выполняют проблемные задания, развивающие мышление, игры, головоломки, творческие работы, поиск и сбор информации, тематические презентации.

Применение игровых и развивающих технологий во внеурочной деятельности раскрывает неограниченные возможности для повышения познавательного интереса обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка, и является началом для творчески развитой личности; обеспечивается эффективная организация творческой деятельности учащихся.

Использование компьютерных технологий в процессе занятий во внеурочной деятельности влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Игры можно классифицировать по группам.

  • 1 группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки - предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей. Учащиеся 1-2 классов любят игры с куклами и игрушками; в 3-4 классах дети уже реже увлекаются подобными играми.
  • 2 группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. Младшие школьники часто играют в школу: они учат кукол, обучают друг друга. Воспитательное значение сюжетных игр заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности. В таких играх дети могут сами выбирать тему игры; развивать сюжет; распределять роли; подбирать нужные атрибуты. Роль воспитателя заключается в тактичном руководстве игрой.
  • 3 группа - дидактические игры. Они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель. Такие игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся начальных классов.
  • 4 группа - спортивные (подвижные) игры. Спортивные игры дают возможность детям широко проявлять свою инициативу, требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости. Игрок должен согласовывать свои действия с действиями товарищей, разгадывать их замыслы и тактику ведения игры.
  • 5 группа - игры интеллектуальные - игры-упражнения, «Что? Где? Когда?» и настольные игры, например, шашки, шахматы.

Игры могут классифицироваться по форме (танцы, интеллектуальные, эстафеты, тренинги), по месту проведения (на воздухе, в помещении), по скорости и времени проведения (сезонные, игры-минутки, кратковременные, длительные), по уровню организации (спонтанные, управляемые, стихийные), по количеству участников (индивидуальные, командные), по степени активности (малоподвижные, подвижные, «сидячие»); по содержанию поставленных задач (на знакомство, на сплочение, розыгрыши, познавательные, развлекательные).

В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества. Учитель имеет полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.

В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, распространению идей этнопедагогики, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей.

Благодаря фольклору, в частности, народным песням, потешкам, играм, прибауткам, частушкам и т.д., ребёнок самореализовывается. Он легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами.

Игровой фольклор приучает детей преодолевать трудности, сохранять выдержку в трудных обстоятельствах. С помощью игрового фольклора усваиваются нормы и правила поведения в обществе, оттачиваются представления о добре и зле, трусости и храбрости, честности и справедливости. В играх развивается чувство товарищества, взаимопомощи, уважения к сопернику. Игра, кроме того, позволяет тренировать свою физическую силу, ловкость, скорость, равновесие, умение ориентироваться в пространстве, а также развивать различного рода способности, заложенные в человеке - умение петь, плясать, рассказывать сказки, былички, имитировать поведение животных, птиц. Можно сказать, что игра есть способ подготовки детей к взрослой жизни, в которую им предстоит в скором времени вступить.

Таким образом, игровые технологии, используемые во внеурочной работе с младшими школьниками, расширяют представления об эмоциях, чувствах и состояниях. Игры создают благоприятные условия для развития психических процессов, формирования нравственных качеств, навыков жизни в коллективе, а также воспитанию в духе согласия, мира и уважения к национальной культуре своего народа и, как следствие, истории и культуре других народов.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены