РАЗРАБОТКИ
|
Портфолио как средство развития УУД младшего школьникаВ соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Начального Общего Образования система оценивания результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования включает разнообразные методы. Одним из важных методов получения личностных результатов является портфолио. Портфолио – это папка (портфель или альбом), которая представляет собой материалы, характеризующие достижения учащегося. Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и другими - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. Портфолио является современным инструментом оценивания результатов, с помощью которого раскрываются индивидуальные способности каждого ребёнка, повышается его самооценку, создаются для каждого ребёнка ситуации успеха, повышается учебная мотивация. С помощью папки достижений возможно поощрение активности и самостоятельности ребенка, развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности, формирование умения учиться. Портфолио для ученика начальной школы – это «Дневник достижений». Основное его назначение - продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной; творческой; социальной; коммуникативной. Помогает ученику наглядно видеть все свои успехи. Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата, в который входят материалы, представляющие достижения учащегося (грамоты, удачные творческие работы, анкеты, материалы учебной и внеурочной деятельности и т.д.). Портфолио ученика начальной школы ведется на протяжении всех лет обучения на первой ступени. Работа с портфолио должна быть систематической и постоянной. Для этого учителю необходимо чётко планировать свою деятельность, чтобы в процессе заполнения портфолио эффективно руководить работой каждого ученика, развивая универсальные учебные действия. Ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио — это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. Единых жёстких требований (государственного образца) к структуре портфолио на данный момент не существует. Поэтому к созданию портфолио каждый учитель должен подходить творчески, учитывая особенности учеников класса. В первом классе в ходе учебного года в «дневник» набирается учебный материал, который размещается в отдельных файлах. Далее совместными усилиями разбирается собранный материал, классифицируется и систематизируется. В результате такой работы дневник приобретает свои разделы, которые со временем могут и меняться. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. РАЗДЕЛ «МОЙ ДОМ, ГДЕ Я ЖИВУ» Можно разместить рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Можно разместить фото дома, двора. Разработать безопасный маршрут от школы до дома. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры). РАЗДЕЛ «МОИ УВЛЕЧЕНИЯ» Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования. РАЗДЕЛ «МОЙ МИР» Здесь могут находиться и такие разделы как:
РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ» Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке. Могут быть и такие разделы: «Моя учеба», «Мое творчество», «Мои впечатления» и т.д. В самом начале работы, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но необходимо стараться с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком. Роль учителя в работе со школьным портфолио тоже является неотъемлемым. Это серьезный труд. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио, производить своевременную оценку заполнений всех разделов. На плечи классных руководителей ложатся такие обязанности как подготовка выставок, конкурсов, которые позволят ученикам проявить себя. Они помогают ученикам принимать участие в разных сферах деятельности. Все это помогает формироваться личности ребенка. Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Портфолио не должно нести соперничества между детьми, а должно помогать каждому индивидуально развивать свои таланты.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены