РАЗРАБОТКИ
|
Контроль в обучении немецкому языкуКонтроль должен давать представление о достижении промежуточных и конечных целей обучения немецкому языку, об уровне развития способности учащегося строить иноязычное высказывание, решать творческие задачи, взаимодействовать с другими в процессе решения тех или иных коммуникативно-познавательных задач. Учителю важно подходить к каждому обучающемуся как к личности с присущими ей индивидуальными качествами (черты характера, интересы и потребности) и способностями, в том числе к изучению иностранного языка. Контроль, определяя результативность и успешность обучения, выполняет следующие функции. 1. Он является основой для управления и планирования учебного процесса на каждом конкретном его отрезке и на перспективу. Это значит, что, осуществляя контроль, учитель получает информацию о том, насколько успешным был данный этап обучения, какие изменения следует внести, чтобы повысить результативность учебного процесса, а именно: необходимо ли внести коррективы в собственные действия или в действия учащегося, следует ли увеличить или уменьшить время, отводимое на работу над конкретной темой/проблемой, повторить слабо усвоенный учащимися языковой материал или идти дальше, и др. 2. Контроль имеет диагностическую функцию. Результаты контроля должны помочь учащимся узнать свои сильные и слабые стороны и сделать соответствующие выводы. Для этого учащиеся должны уметь самостоятельно анализировать и оценивать свою учебную деятельность. Поэтому в ходе обсуждения с учащимися результатов контроля учителю необходимо высказать конструктивную критику, стимулировать учащихся к анализу собственных результатов и к стремлению их улучшить. 3. Контроль имеет оценочную функцию. В ходе контроля учащиеся получают отметки и занимают определенное место в иерархии успеваемости. В этом случае контроль играет важную педагогическую роль: документируя достигнутые учащимися результаты и не ограничиваясь только констатацией последних, он показывает возможные перспективы их улучшения и способствует тем самым их развитию. 4. Контроль имеет также мотивирующую функцию. Оценка результатов, достигнутых каждым учащимся, должна прежде всего стимулировать его успех в изучении немецкого языка и делать доступным процесс овладения знаниями, навыками и умениями. В этих целях необходимо знакомить учащихся с критериями оценки уровня владения немецким языком и давать им рекомендации относительно того, каким образом они могут улучшить свои результаты. Контроль, являясь важной составной частью учебного процесса, не должен доминировать. Его основу составляет содержание обучения, которое прорабатывалось на каждом конкретном этапе обучения. Объектами контроля могут быть как языковые аспекты (фонетика, правописание, лексика, грамматика), так и речевые умения (говорение, чтение, аудирование, письмо). При этом последним уделяется особое внимание, поскольку именно они должны составлять ядро контрольных заданий в целом. По результатам текущего, промежуточного и итогового контроля за определенный период (четверть, полугодие и т. д.) каждый учащийся получает комплексную оценку. Форма и способ выполнения заданий, используемых для контроля уровня сформированности речевых навыков и умений, должны быть знакомы учащимся и не вызывать у них дополнительные трудности. Задания должны отвечать следующим требованиям:
Критериями оценки практического владения учащимися устной речью и письмом являются:
В качестве критериев, позволяющих определить уровень сформированности навыков понимания письменного или звучащего текста, выступают:
Следует иметь в виду, что при оценке устных высказываний учащихся степень толерантности к ошибкам выше, чем при оценке письменных высказываний. Что касается контроля сформированности лексических, фонетических или грамматических навыков, то он может иметь тестовый характер. Однако используемые при этом тесты должны быть коммуникативно ориентированными и не занимать слишком большое место среди контрольных заданий других типов. В сфере коммуникативной деятельности «Работа с аудиотекстами и с текстами для чтения» рецептивные умения (чтение и аудирование) нередко контролируются с опорой на продуктивные виды деятельности (говорение и письмо). Однако это не исключает, особенно на начальном этапе обучения немецкому языку, использования контрольных заданий, нацеленных исключительно на определение уровня сформированности умений понимать текст при чтении и аудировании, т. е. без опоры на говорение и письмо. Форма, содержание и организация контроля определяются с учетом возрастной специфики обучающихся. Например, на начальной ступени нежелательны формы контроля, ориентированные исключительно на формальные (количественные) показатели уровня владения языком. В центре внимания учителя должны находиться уровень и степень изменений, происходящих в когнитивной, эмоциональной, мотивационной, творческой сферах личности каждого ученика. При этом наиболее предпочтительной является словесная оценка, касающаяся не только языкового, но и общего развития ребенка. Допускаемые учащимися ошибки должны рассматриваться как неотъемлемая составляющая любого процесса овладения языком, при этом важной является профилактика возможных ошибок учащихся. На более продвинутых этапах обучения немецкому языку важно развивать и стимулировать умения учащихся осуществлять взаимо- и самооценку уровня владения теми или иными аспектами языка и видами коммуникативной деятельности. ТРЕБОВАНИЯ К ВЛАДЕНИЮ НЕМЕЦКИМ ЯЗЫКОМ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ Как известно, младший школьный возраст является благоприятным для усвоения языка, поскольку дети в этом возрасте обладают хорошими имитационными способностями и любознательны по природе. У них отсутствует застывшая система ценностей и установок, а также так называемый языковой барьер. В то же время их интеллектуальные способности, и прежде всего способность логически и абстрактно мыслить, находятся еще в процессе становления. Поэтому учебный процесс, с одной стороны, должен опираться на благоприятные для овладения языком возрастные особенности учащихся, а с другой — быть направлен на личностное развитие каждого ученика, его языковых, познавательных, эмоциональных, творческих способностей, а также на развитие способности к социальному взаимодействию с партнерами по общению. Это значит, что занятия немецким языком должны не перегружать детей интеллектуально и строиться на деятельностной основе с использованием наглядности и игровых форм работы. С первых шагов обучения немецкому языку учащиеся овладевают им как средством общения и взаимопонимания с представителями немецкой культуры. По окончании обучения в начальной школе учащиеся должны уметь:
В процессе обучения немецкому языку учащиеся должны получить в соответствующей их возрасту и индивидуальным особенностям форме первичные сведения о системе немецкого языка, при этом процесс овладения немецким языком должен способствовать лучшему осознанию ими системы родного языка. На начальном этапе обучения происходит первое знакомство детей с немецкой литературой, фольклором, музыкой. С самого начала важно сформировать у них положительное отношение к культуре и истории другого народа, к его обычаям и традициям (в частности, празднование Нового года, Пасхи, карнавалов и др.). Таким образом, развитие страноведческой мотивации, в основе которой лежат интерес к жизни сверстника за рубежом и стремление понять его быт, привычки и др., является существенной целью обучения. Реализация данной цели связана, во-первых, с расширением общего кругозора учащихся за счет разнообразной аутентичной информации о стране изучаемого языка и, во-вторых, с воспитанием у них заинтересованного и эмоционального отношения к этой информации. Кроме того, с первых шагов обучения важно развивать у учащихся творческое отношение к языку и к процессу его усвоения. В этих целях им предлагаются различные творческие виды и формы работы, а именно:
Существенной задачей начального этапа обучения немецкому языку является также развитие у учащихся умений взаимодействовать друг с другом в различных формах работы (парной, коллективной, групповой, во время игры и т. д.). Начальная школа выступает в качестве первой ступени в развитии у учащихся общеучебных и компенсационных умений, позволяющих им самостоятельно организовать работу по усвоению языка (например, заучивание рифмовок, стихов, песен и др.) и осуществлять речевое общение, в том числе и при владении ограниченным языковым материалом (например, умение использовать вместо вербальных высказываний жесты и мимику; выражать свои мысли простыми предложениями; раскрывать значение незнакомых слов по контексту или с помощью словаря и т. д.). Тематика устно-речевого и письменного общения
Общеучебные и компенсационные умения Виды коммуникативной деятельности Умения Устное общение
Работа с текстом
Работа над аспектами языка Аспекты языка Умения Произношение и интонация
Лексика
Грамматика
Требования к владению языковыми средствами общения С самого начала обучения учащиеся должны осознать основную функцию языка — выступать в качестве основного средства общения. Работа над языковыми средствами устно-речевого и письменного общения должна иметь ярко выраженную коммуникативную направленность и способствовать осознанию учащимися языковых различий и общности между родным и немецким языками. Отбор языкового материала осуществляется в соответствии с предлагаемыми в Программе темами. Новое языковое явление предъявляется учащимся в контексте (стихотворение, песня, небольшой рассказ или диалог и др.). Повторяя за учителем небольшое и несложное стихотворение/рифмовку и т. д., заучивая их наизусть, декламируя их или исполняя песню, дети знакомятся с новыми языковыми средствами. При этом учитель побуждает учащихся к осознанному и внимательному отношению к немецкому языку. Используемые для активизации нового языкового материала упражнения должны быть разнообразными и иметь коммуникативный и игровой характер. Языковые средства должны постоянно повторяться в новых речевых ситуациях, стимулирующих учащихся к практическому и осознанному употреблению лексико-грамматических явлений. Важный этап работы над языковыми явлениями — систематизация грамматических и лексических знаний и навыков, характер которой должен соответствовать возрастным особенностям учащихся. Произносительная сторона речи В начальной школе формируются слухопроизносительные и ритмико-интонационные навыки правильного оформления и понимания немецкой речи. Основными формами и приемами работы над произносительной стороной речи являются имитация, пение, проговаривание, сопровождаемое мимикой и жестами, конкурсы чтецов, подготовка различных праздников. Используемые в учебном процессе упражнения, развивающие фонетические навыки учащихся, должны иметь преимущественно игровой характер и быть направлены не только на постановку правильного произношения, но и на развитие способности дифференцировать смыслоразличительные фонемы немецкого языка и основные интонационные модели. Важно с первых шагов давать учащимся возможность воспринимать аутентичное немецкое произношение, поэтому в работе существенное место должны занимать аутентичные видеофильмы, фономатериалы и др. Лексическая сторона речи Работа над лексической стороной устной и письменной речи занимает большое место в учебном процессе, однако используемые в этих целях упражнения, направленные на формирование лексических навыков, должны включаться в коммуникативный контекст урока, иметь игровой и творческий характер. Дети, «играя» с языком и с помощью языка, учатся внимательно относиться к слову как основному носителю информации, осознают закономерности словообразования, учатся систематизировать лексику в соответствии с заданными параметрами (например, по тематическому признаку, по словообразовательным элементам и пр.). Овладение активным лексическим минимумом должно позволить учащимся использовать элементарные лексические единицы для построения и понимания устных и письменных высказываний. Помимо этого, важным является развитие языковой и контекстуальной догадки с целью создания надежной базы для расширения потенциального словаря учащихся. Желательно, чтобы дети вели свои словарные записи и использовали их в качестве опоры в ходе порождения и восприятия различных текстов на немецком языке. Грамматическая сторона речи В начальной школе учащиеся усваивают прежде всего форму, значение и употребление отдельных грамматических явлений, при этом особое внимание уделяется тем явлениям, которые не совпадают с русским языком или отсутствуют в нем. Работа над грамматикой проходит по пути «от примера к правилу». Это значит, что учащиеся воспринимают новое грамматическое явление в контексте, учатся его практически использовать в своей речи и затем в соответствующей их возрасту форме систематизируют полученные знания. Под руководством учителя ребенок должен научиться наблюдать за грамматическим явлением и анализировать его. При этом целенаправленная работа над грамматическими правилами не является релевантной младшему школьному возрасту. К концу обучения в начальной школе учащиеся должны овладеть следующими грамматическими явлениями. Глагол: временные формы (Präsens, Präteritum, Perfekt), Imperativ, возвратные глаголы, глаголы с отделяемой и неотделяемой приставками, модальные глаголы (können, dürfen, müssen, sollen, mögen, wollen), инфинитивный оборот с um ... zu. Имя существительное: род, склонение, образование множественного числа. Местоимение: личные, притяжательные, вопросительные. Артикль. Имя прилагательное и наречие в предикативном употреблении, степени сравнения. Числительные: порядковые и количественные. Отрицание: nicht, kein. Предлоги: употребление предлогов, требующих Dativ (mit, aus, nach, von, zu, bei), Akkusativ или Dativ (an, auf, hinter, in, neben, über, unter, vor, zwischen). Синтаксис:
Словообразование: составные и производные слова. Типы и виды текстов
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены