РАЗРАБОТКИ
|
Самоанализ педагогической деятельности учителя технологииПрофессия учителя, которую я выбрала, одна из самых важных и трудных. Это именно то, что приносит мне радость и удовлетворение, особенно, когда видишь глаза детей, добрые и наивные, которые смотрят с любовью и безграничным уважением. Хочется отдать им всё. Принципиальная основа моего педагогического кредо: «Доброта, доверие, внимание, терпение, труд». В настоящее время школам даны широкие возможности выбора форм и методов работы с ними. В первую очередь это проявляется в праве самим определять приоритеты своей деятельности не только с учетом потребностей общества, но и особенностей уровня компетентности педагога, имеющейся в его распоряжении материальной базы, интересов родителей. В современных условиях важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой, самостоятельностью. Уроки технологии помогают решить эту проблему. Целью моей педагогической деятельности является: обеспечение интеллектуального, этического и эстетического развития и адаптация к социально- экономическим условиям. Сегодняшнее социально-экономическое положение в стране требует от учителя решения одной очень важной задачи – подготовки к жизни творчески мыслящих, предприимчивых, инициативных людей, способных найти свое место в обществе. Значительные возможности для этого имеет образовательная область «Технология», как никакой другой предмет, выполняет системообразующую функцию формирования универсальных учебных действий и объединяет всё, что делается в отдельных учебных предметах в этом направлении. Именно на уроках технологии учащиеся выдвигают и обосновывают идеи, моделируют, конструируют, выполняют экономические расчёты, подбирают необходимые материалы, инструменты ,и определяют технологические этапы изготовления того или иного изделия, актуализируя и применяя на практике знания по многим другим предметам Для достижения своей цели ставлю перед собой задачи: с учётом возрастных особенностей учащихся
Поскольку моя задача - не усложнять, а облегчать учебную деятельность учащихся, то я считаю, что знание психологических особенностей своих учеников необходимо учитывать в педагогической деятельности, что это и есть основа индивидуализации обучения. На протяжении последних лет работаю над темой самообразования «Проектная деятельность на уроках технологии». Использование метода проектов способствует развитию самостоятельности у школьников, учит объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки. Привлекательность проектного метода обучения состоит еще и в том, что в процессе работы над проектом у школьников развиваются организационные и рефлексивные способности. Учащиеся учатся планировать и оценивать результаты своей деятельности, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения. Особенностью данного метода является ещё и то, что учащийся, выполняя проект, должен не только собрать необходимую информацию и создать интерактивный документ, но и защитить свой проект. Объективно оценить результат своей работы, а при более сложных коллективных проектах обязательным является публичное обсуждение хода его выполнения. Этим самым решается комплекс педагогических задач, включающий в себя задачи формирования у учащихся чувства ответственности за принятые ими решения, способность работать в группе (при коллективном проекте), а также обучение анализу своей деятельности и ее результатов, умению правильно и вовремя ее корректировать. При этом у школьников формируется умение описать процесс своей деятельности, способность применять на практике полученные знания по базовым предметам. Таким образом, метод проектов позволяет формировать технологическую культуру и исследовательские навыки учащихся. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач Используя данный метод, я убедилась в том, что он позволяет развивать исследовательские, креативные, изобразительные способности и создавать новые духовные ценности, учитывая потребности, интересы, склонности, способности и возможности детей. Сегодняшнее социально-экономическое положение в стране требует от учителя решения одной очень важной задачи – подготовки к жизни творчески мыслящих, предприимчивых, инициативных людей, способных найти свое место в обществе. Значительные возможности для этого имеет образовательная область «Технология», как никакой другой предмет, выполняет системообразующую функцию формирования универсальных учебных действий и объединяет всё, что делается в отдельных учебных предметах в этом направлении. Именно на уроках технологии учащиеся выдвигают и обосновывают идеи, моделируют, конструируют, выполняют экономические расчёты, подбирают необходимые материалы, инструменты ,и определяют технологические этапы изготовления того или иного изделия, актуализируя и применяя на практике знания по многим другим предметамю Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области "Технология" особое место. Программа предусматривает выполнение учащимися ежегодно не менее одного творческого проекта. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Учителю приходится переходит от роли наставника к роли наблюдателя, консультанта. Организатора исследовательской деятельности учащихся. Зачастую приходится учиться вместе с детьми. За годы работы, я заметила, что для детей трудность представляет рациональное использование времени, отведённое на проект. Им приходится учиться работать по графику, составленному вместе с учителем .Возникают и другие сложности. Легко, когда начинаешь работу с девочками в 5 классе ,а мне приходится работать с неделимыми классами, мальчиками и девочками одновременно. Сейчас особо внимание уделяется развитию функциональной грамотности на уроках. Данное понятие подразумевает формирование различных навыков, умений и знаний, которые помогают человеку в формировании и становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире. Отличительные черты функциональной грамотности:
Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности Большое внимание на уроках технологии уделяю здоровье сберегающим технологиям, направленных на сохранение здоровья учащихся. На уроках провожу подвижные физкультминутки, электронные физкультминутки для глаз. Происходит формирование нравственных привычек: обязательности, трудолюбия, ответственности, добросовестности, желания работать с полной отдачей сил и с хорошим качеством, умения уважать свой и чужой труд, ценить время, соблюдать правила техники безопасности и дисциплину. Веду журнал инструктажа в кабинете технологии по разделам – сельскохозяйственный труд, рукоделие, кулинария, технология обработки ткани, технология обработки древесины. В кабинете оформлены стенды по технике безопасности. В своей профессиональной деятельности я направляю своё общение с учениками на активизацию познавательных возможностей, используя материал развивающего и опережающего характера; провожу индивидуальную работу, организую индивидуально-групповые занятия. Чтобы оценить и проанализировать образовательные потребности учащихся большее предпочтение отдаю технологии разноуровневого (дифференцированного) обучения. Такая форма работы позволяет задать необходимый темп на уроке, а также дозировать задания по сложности и объему. В ходе занятия ни один ребенок не остается без дела, каждый ученик стремится полностью самореализоваться. Работа ведется не только по учебнику, но и используется дополнительная литература, карточки с заданиями, наглядный материал (плакаты, опорные схемы-таблицы, технологические карты и др.) Для того чтобы в процессе учебной деятельности повысилась эффективность обучения и творческий потенциал учащихся, стараюсь создать комфортную, благоприятную обстановку на уроке для каждого обучающегося. Индивидуализация никогда не бывает абсолютной, так как в любых условиях, при использовании разных форм и методов обучения нельзя учесть все индивидуальные особенности учеников, поэтому во внимание принимаются лишь те отличия, которые оказываются важными в процессе обучения. Кроме того, учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного ученика, а групп учащихся, обладающих сходными чертами. Однако индивидуальные особенности отличаются непостоянством, изменчивостью. В процессе работы я стараюсь выявить те индивидуальные особенности, от которых будет зависеть успех в познавательной, учебной деятельности, это быстрота, темп, работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, запоминания. В дальнейшей своей профессиональной деятельности планирую продолжить работу над развитием самостоятельности учащихся, на уроках технологии уделяя особое внимание исследовательской деятельности, чтобы расширить возможности использования метода проектной деятельности на уроке Имею стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ. Последние три года мои ученики показывают стабильно хорошие результаты Неуспевающих по технологии нет, но нельзя сказать, что у меня нет проблем. Я преподаю уроки технологии в смешанных классах, где нет разделений на девочек и мальчиков. Если мальчики с удовольствием готовят различные блюда, то не всегда с желанием берутся за моделирование и конструирование швейных изделий. Есть дети с низкой мотивацией и низкими способностями к обучению. Для них необходимы личностно-ориентированный подход в обучении, реализующий технологию формирования учебной деятельности, и учебно-игровая деятельность, способствующая без перегрузок включить ребёнка в учебно-познавательную деятельность. При конструировании этапа мотивации, прежде всего, учитываю особенности познавательных интересов учащихся, определяю их характер и направленность. Направленность познавательного интереса характеризуется тем, что он может проявляться либо к научно-теоретическим основам знаний, либо к их практическому использованию. Я преподаю три предмета: музыку, ИЗО и технологию. На своем опыте убедилась в большой важности Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по–своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль. Для формирования творческих способностей учащихся провожу уроки творческого характера, на которых широко использую методические приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся: например – составить кроссворд или ребус по одному из разделов. Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания. Такие формы работы делают уроки интересными и разнообразными для эффективного обучения технологии использование межпредметных связей. Это способствует более глубокому освоению учащимися изучаемого материала путём систематизации ранее полученных знаний, формирует целостный взгляд на предметы и явления. Поэтому одним из видов развития творческих способностей считаю проведение интегрированных уроков. Они требуют большой подготовки как учителей, так и учеников. На таких уроках ставятся цели и задачи, связанные с двумя и более учебными предметами. Интегрированный урок не просто расширяет рамки одного предмета, а показывает целостную картину мира. Такие уроки заканчиваются небольшой творческой работой. Это дает возможность каждому ученику проявить себя и развить свои способности. Мною были проведены интегрированные уроки по темам:
В своей педагогической деятельности использую принцип успешности обучения. Этот принцип состоит в том, что у каждого ученика должен быть свой, пусть маленький, но собственный успех. Успех рождает вдохновенье, уверенность в своих силах. Задача учителя - помочь каждому ученику достичь такого успеха. Неуспевающих по технологии нет, но нельзя сказать, что у меня нет проблем. Я преподаю уроки технологии в смешанных классах, где нет разделений на девочек и мальчиков. Если мальчики с удовольствием готовят различные блюда, то не всегда с желанием берутся за моделирование и конструирование швейных изделий. Есть дети с низкой мотивацией и низкими способностями к обучению. Для них необходимы личностно-ориентированный подход в обучении, реализующий технологию формирования учебной деятельности, и учебно-игровая деятельность, способствующая без перегрузок включить ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Ежегодно, в ноябре, мы принимаем участие во Всероссийской олимпиаде школьников по технологии, которым предшествует школьный тур олимпиад. В формировании устойчивого интереса к изучаемому предмету огромную роль играет классная, внеурочная, кружковая деятельность. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка и даже способна организовать досуг подростка. Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной. На внеклассных мероприятиях предлагаю разные виды самостоятельной деятельности (работа в парах, в группах). На таких занятиях ученик должен самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, как за себя, так и за других участников команды. Я считаю, что это воспитывает в моих учениках волю к победе и стремление к преодолению трудностей. На протяжение многих лет являюсь классным руководителем . Как классный руководитель 8 класса, я вместе с детьми активно участвую во всех коллективных делах школы. Оказываю поддержку учащимся в преодолении трудностей и проблем, в становлении личности и ее самоопределении. С целью повышения педагогического мастерства посещаю педагогические советы, Областные конференции , вебинары, открытые межрайонные семинары, внеурочные занятия., участие в профессиональных конкурсах. Публикация материалов на профессиональных сообществах в сети Интернет Участник в дистанционных Всероссийских и международных олимпиадах для педагогов. Все это способствует самообразованию, расширению сферы знаний, повышению профессионализма. Являюсь активным участником нескольких образовательных сайтов. Знакомлюсь с нормативными документами на сайте Министерства образования РФ и НСО, поэтому в курсе последних событий в области образования. Прошла курсы повышения квалификации по программе: «Цифровая образовательная среда: особенности организации учебного процесса», «Организация и осуществление дополнительного образования детей с ограниченными возможностями и инвалидностью от 5 лет до 18 лет.», «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству.» Закончить мне хотелось бы следующими словами:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены