РАЗРАБОТКИ
|
Леворукие детиЛеворукость - это не просто преимущественное владение левой рукой, но отражение определённой межполуторной ассиметрией, отличающееся от праворуких распределением функций между правым и левым полушариями головного мозга. Леворукие дети требуют особого подхода и внимания, особенно при поступлении в школу. Эти дети представляют определённую группу риска - школьной дезадаптации, школьного стресса, риска трудностей в процессе обучения. Специальные исследования (Э.М. Александровская, 1987) показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации в школе. Для них характерны повышенная эмоциональность, впечатлительность, высокий уровень тревожности, возбудимость, неуверенность в себе. Леворукие дети ориентированы на общение, что служит для них источником положительного эмоционального подкрепления, и положительно влияет на процесс обучения.
Ученикам трудно переключать внимание - смотреть в книгу, на доску и писать, сопоставляя, что получилось. Они не видят своих “перевёрнутых” букв не замечают “перестановок” их в словах. Общий темп их работы значительно медленнее, чем у других детей. Нужно знать, что правонаклонное и левонаклонное письмо практически невозможно для леворукого ребёнка, т.к. при письме он будет рабочей рукой загораживать себе много письма.
Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат ручку над строкой, а рука находится в инвертированном положении (согнута в виде крючка). Такое положение руки показывает несоответствие методики, возможностям ребёнка. Это реакция детей, которым трудно координировать передвижение руки вдоль строки и отслеживать сложную траекторию при написании каждой буквы при безотрывном письме. Существуют определённые требования, к освещению рабочего места леворукого ребёнка. При письме, чтении и т.д. свет должен падать с правой стороны. Но ориентация парт в классе, доски не позволяет этого сделать, поэтому, поэтому ученика садят у окна, слева за партой. Леворукий ребёнок с трудом, после многих попыток понимает, что он должен нажать уводя букву за верхнюю, или нижнюю строку. У этих детей отмечается весь комплекс трудностей письма:
Детям особенно трудно выделить точку начала движения и выбрать правильную траекторию. Для этого необходима тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти, где можно использовать комплекс некоторых заданий. 1) Ориентировка в собственной теме, дифференциация его правых и левых частей 2) Ориентировка в окружающем пространстве: а) Определение пространственного расположения ребёнка в комнате 3) Копирование различных фигур и их сочетаний 4) Воспроизведение их по памяти Различие фигур среди других. Например: а) Поставить (.) посередине сверху над квадратом При обучении письму леворукого ребёнка, особое внимание следует уделять:
Чтобы объяснение было эффективным, следует повторять его несколько раз с одновременным показом. Это позволит, избежать ошибок в выполнении движений, которые закрепляются в процессе формирования навыка, но практически не поддаются переучиванию. Важным элементом анализа буквы должна быть определённая траектория движения точки начала. При изучении каждого элемента буквы нельзя действовать по принципу механического копирования, нужно чтобы ребёнок сам смог себе продиктовать, что делать. Большое значение уделяется формированию буквенного анализа и синтеза: 1) Называние букв перечёркнутых дополнительными линиями 2) Определение букв вне правил положения 3) Выделение букв наложенных друг на друга 4) Конструирование напечатанных и рукописных букв из элементов 5) Реконструирование букв: а) Добавляя элементы Р-В 6) Соединение элементов букв, называние полученной буквы 7) Поиски буквы в ряду сходных (ла, лм, вр, ъы, гт, вб, жх, гх, ги, ин) 8) Нахождение правильной буквы среди зеркальных 9) Определить несколько сходных букв различающихся одним элементом (Р-В, З-В, Ь-В). 10) Определить несколько сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве (Р-Ь, П-Н, П-И, И-Н, Г-Т). Трудности леворуких детей при обучении чтению также связаны с нарушением пространственного восприятия или зеркальным восприятием. Это могут быть:
Дети часто путают расположение предметов на парте (слева-справо). Письмо имеет сложную психо-физическую структуру и включает слуховой анализатор, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента буквы, сложные механизмы координации и регуляции движений. В этом процессе дети должны усвоить понятия о буквах - графических знаках, с помощью которых звучащая речь фиксируется на бумаге, усвоить разное начертание одной и той же буквы в различных вариантах (печатных, письменных, больших, малых) должны научиться правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать и правильно записывать, соотносить их со звуками. “Выпадение” любого из этих звеньев затрудняет формирование навыков письма и чтения. Формирование связанной, монологической речи у леворуких детей имеет важное значение в общей системе школьного обучения. При этом совершенствуется структура речи, произношение, грамотное построение предложений. Такая форма работы способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, положительно эмоциональному состоянию ребёнка. Особая роль в формировании связной речи отводится рассказыванию. Каждый вид учения рассказыванию имеет свои особенности, структуру учебных занятий и методов применения.
Наиболее часто в практике школы встречаются проявления, так называемого невроза. Когда отмечается:
Дети могут активно работать только на первых двух уроках. После занятий ученики жалуются на усталость, недомогание, головную боль. Среди этих детей встречаются плаксивые, раздражительные, отмечаются и аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы. Такими вспышками гнева, слезами заканчивается у этих детей выполнение домашних заданий. Многократное переписывание даёт еще худшие результаты (последняя работа всегда хуже первой). Упражнения по развитию моторики и зрительно-материальных координаций:
Леворукость - на патология, а один из возможных вариантов нормы. Леворукий ребёнок очень раним и требует внимательного, терпеливого отношения к себе. У леворукого ребёнка, есть большой потенциал развития, который необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Список использованной литературы
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Мастер-класс для родителей на тему «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2-3 лет». Актуальные психологические проблемы современного старшеклассника и пути их преодоления Как привить ребёнку любовь к чтению: 5 советов и приемов для родителей "Диалог поколений" - как понять детей, представляющих другие поколения |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены