РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Леворукие дети

Леворукость - это не просто преимущественное владение левой рукой, но отражение определённой межполуторной ассиметрией, отличающееся от праворуких распределением функций между правым и левым полушариями головного мозга.

Леворукие дети требуют особого подхода и внимания, особенно при поступлении в школу. Эти дети представляют определённую группу риска - школьной дезадаптации, школьного стресса, риска трудностей в процессе обучения. Специальные исследования (Э.М. Александровская, 1987) показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации в школе. Для них характерны повышенная эмоциональность, впечатлительность, высокий уровень тревожности, возбудимость, неуверенность в себе.

Леворукие дети ориентированы на общение, что служит для них источником положительного эмоционального подкрепления, и положительно влияет на процесс обучения.

  1. Лучшее опознание вербальных (словесных) инструкций, чем невербальных - это схемы, модули и т.д. (верх-низ, право-лево).
  2. Худшее восприятие зрительно-пространственных заданий, чем словесных.
  3. Трудности наглядно-образного мышления
  4. Плохая зрительная память
  5. Нарушение пространственно-временных понятий
  6. Трудности обучению письму (путают и пропускают буквы, графические элементы, зеркальное изображение букв, не дописывают слова)
  7. Искажение почерка (буквы “вылезают” за строку, дополнительные штрихи), письмо бывает нечитаемым

Ученикам трудно переключать внимание - смотреть в книгу, на доску и писать, сопоставляя, что получилось. Они не видят своих “перевёрнутых” букв не замечают “перестановок” их в словах. Общий темп их работы значительно медленнее, чем у других детей.

Нужно знать, что правонаклонное и левонаклонное письмо практически невозможно для леворукого ребёнка, т.к. при письме он будет рабочей рукой загораживать себе много письма.

  1. Целесообразно повернуть тетрадь так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол расположился напротив груди.
  2. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребёнка безотрывного письма.
  3. Траектория движения при письме букв, могут быть самыми разными и не соответствовать тем, которым учат в школе. Например: О,А,Н,К,Б,Я

Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат ручку над строкой, а рука находится в инвертированном положении (согнута в виде крючка). Такое положение руки показывает несоответствие методики, возможностям ребёнка. Это реакция детей, которым трудно координировать передвижение руки вдоль строки и отслеживать сложную траекторию при написании каждой буквы при безотрывном письме.

Существуют определённые требования, к освещению рабочего места леворукого ребёнка.

При письме, чтении и т.д. свет должен падать с правой стороны. Но ориентация парт в классе, доски не позволяет этого сделать, поэтому, поэтому ученика садят у окна, слева за партой.

Леворукий ребёнок с трудом, после многих попыток понимает, что он должен нажать уводя букву за верхнюю, или нижнюю строку. У этих детей отмечается весь комплекс трудностей письма:

  1. Трудности зрительно-пространственной ориентировки (верх-низ, право-лево и т.д.)
  2. Выраженные нарушения почерка - тремор (дрожание линии букв)
  3. Неправильное начертание букв (оптические ошибки П-Т, Л-М, Х-Т)
  4. Зеркальное письмо
  5. Медленный темп письма

Детям особенно трудно выделить точку начала движения и выбрать правильную траекторию. Для этого необходима тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти, где можно использовать комплекс некоторых заданий.

1) Ориентировка в собственной теме, дифференциация его правых и левых частей

2) Ориентировка в окружающем пространстве:

а) Определение пространственного расположения ребёнка в комнате
б) Знакомство с пространственным расположением предметов
в) Отработка пространственных отношений между несколькими предметами
г) Формирование пространственной ориентировки на месте бумаги и на столе
д) Обучение рисованию разных узоров и геометрических фигур в тетрадях в клетку и узкую линейку
е) Работа по уточнению понимания и употребления предложных конструкций и наречий, обозначающих пространственные отношения
ж) Обучение штриховки

3) Копирование различных фигур и их сочетаний

4) Воспроизведение их по памяти

Различие фигур среди других. Например:

а) Поставить (.) посередине сверху над квадратом
б) Поставить (.) посередине снизу над квадратом
в) Поставить (.) справа посередине
г) Поставить (.) слева посередине

При обучении письму леворукого ребёнка, особое внимание следует уделять:

  1. Вербальному (словесному) описанию движения
  2. Уточнению по ходу действия
  3. Выделению основных элементов
  4. Точки начала движения и направление написания букв

Чтобы объяснение было эффективным, следует повторять его несколько раз с одновременным показом. Это позволит, избежать ошибок в выполнении движений, которые закрепляются в процессе формирования навыка, но практически не поддаются переучиванию.

Важным элементом анализа буквы должна быть определённая траектория движения точки начала. При изучении каждого элемента буквы нельзя действовать по принципу механического копирования, нужно чтобы ребёнок сам смог себе продиктовать, что делать.

Большое значение уделяется формированию буквенного анализа и синтеза:

1) Называние букв перечёркнутых дополнительными линиями

2) Определение букв вне правил положения

3) Выделение букв наложенных друг на друга

4) Конструирование напечатанных и рукописных букв из элементов

5) Реконструирование букв:

а) Добавляя элементы Р-В
б) Уменьшая количество элементов Ж-Х
в) Изменяя пространственное расположение элементов Р-Ь

6) Соединение элементов букв, называние полученной буквы

7) Поиски буквы в ряду сходных (ла, лм, вр, ъы, гт, вб, жх, гх, ги, ин)

8) Нахождение правильной буквы среди зеркальных

9) Определить несколько сходных букв различающихся одним элементом (Р-В, З-В, Ь-В).

10) Определить несколько сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве (Р-Ь, П-Н, П-И, И-Н, Г-Т).

Трудности леворуких детей при обучении чтению также связаны с нарушением пространственного восприятия или зеркальным восприятием.

Это могут быть:

  1. Перестановки букв местами
  2. Чтение текста зеркально
  3. Замена букв близкими по конфигурации
  4. “Перескок” через строку и другие нарушения

Дети часто путают расположение предметов на парте (слева-справо).

Письмо имеет сложную психо-физическую структуру и включает слуховой анализатор, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента буквы, сложные механизмы координации и регуляции движений. В этом процессе дети должны усвоить понятия о буквах - графических знаках, с помощью которых звучащая речь фиксируется на бумаге, усвоить разное начертание одной и той же буквы в различных вариантах (печатных, письменных, больших, малых) должны научиться правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать и правильно записывать, соотносить их со звуками.

“Выпадение” любого из этих звеньев затрудняет формирование навыков письма и чтения. Формирование связанной, монологической речи у леворуких детей имеет важное значение в общей системе школьного обучения.

При этом совершенствуется структура речи, произношение, грамотное построение предложений. Такая форма работы способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, положительно эмоциональному состоянию ребёнка.

Особая роль в формировании связной речи отводится рассказыванию. Каждый вид учения рассказыванию имеет свои особенности, структуру учебных занятий и методов применения.

  1. Занятия по пересказу на слух
  2. Обучение рассказыванию по картинкам
  3. Обучение описанию предметов
  4. Обучение рассказыванию с элементами творчества
  5. Занятия по пересказу с приёмами детского рисунка
  6. Занятия по пересказу с использованием демонстрационного пано
  7. Занятия по пересказу с использованием мультипликационных фильмов
  8. Приём пересказ “по цепочке”

Наиболее часто в практике школы встречаются проявления, так называемого невроза. Когда отмечается:

  1. Повышенная утомляемость
  2. Быстрая истощаемость
  3. Резкое снижение работоспособности
  4. Двигательная расторможенность

Дети могут активно работать только на первых двух уроках. После занятий ученики жалуются на усталость, недомогание, головную боль. Среди этих детей встречаются плаксивые, раздражительные, отмечаются и аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы. Такими вспышками гнева, слезами заканчивается у этих детей выполнение домашних заданий. Многократное переписывание даёт еще худшие результаты (последняя работа всегда хуже первой).

Упражнения по развитию моторики и зрительно-материальных координаций:

  1. Упражнения для пальцев
  2. Штампы
  3. Работа с контурами
  4. Работа с шаблонами
  5. Развитие тактильных ощущений
  6. Работа с пуговками, мозаикой, бисером
  7. Работа с бумагой

Леворукость - на патология, а один из возможных вариантов нормы. Леворукий ребёнок очень раним и требует внимательного, терпеливого отношения к себе. У леворукого ребёнка, есть большой потенциал развития, который необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Список использованной литературы

  1. Безруких М.М. “Такие разные левши”. - Москва., Новая школа. 1994.
  2. Глухов В.П. Методика формирования монологической речи школьков с ОНР. - Москва., Государственный открытый педагогический институт. 1996.
  3. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - Москва: ВЛАДОС, 1997.- 304 с.
  4. Тритк Т.Н. Подготовка ребёнка к обучению письму. - Москва., Просвещение. 2007.
  5. Филетова И.А. Развитие пространственных представлений у детей с нарушением речи. - Москва., Развитие и коррекция. 2013.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены