РАЗРАБОТКИ
|
Развитие читательской грамотности на уроках истории с помощью электронных образовательных ресурсовТуркова Екатерина Викторовна, В современном мире объём и разнообразие информации постоянно растёт. Одной из ключевых компетенций успешного человека является читательская грамотность — понимание текстов, их использование, оценка, умение делать выводы на основе текстов и взаимодействие с ними для достижения своих целей, расширения своих знаний, раскрытия потенциала и для участия в жизни общества [2, p.21]. Формирование этих навыков начинается в школе и продолжается всю жизнь. Формирование и развитие читательской грамотности учащихся должно осуществляться комплексно. Этот процесс не ограничивается начальной школой, в которой ученики получают базовые навыки чтения, или уроками русского языка и литературы. Также надо иметь в виду, что понятие «текст» включает в себя весь язык, используемый в графической форме: рукописный, печатный или электронный. Текстами также являются визуальные отображения, такие как диаграммы, рисунки, карты, таблицы, графики и комиксы, которые включают в себя элементы письменного языка [2, p.29]. Текст может быть печатным или цифровым, статическим или динамическим. Таким образом, понятие текста значительно шире традиционного представления о нём. Преобладание в современном мире цифровых текстов актуализирует применение электронных образовательных ресурсов на уроках формирования читательской грамотности. Одним из ресурсов, построенных на компетентностном подходе, является образовательный онлайн-сервис «Облако знаний», который развивается при поддержке Фонда содействия инновациям [1]. Рассмотрим примеры работы с текстом на уроке истории в 10 классе с помощью образовательного онлайн-сервиса «Облако знаний». Тема урока — «Революция 1917 года глазами очевидцев». Планируя урок формирования читательских навыков, учителю необходимо понимать содержание компетенций читателя (рис. 1) и отобрать те из них, на развитие которых будет направлен материал.
Исходя из поставленной цели, нужно подобрать тексты, с которыми ученики будут работать на уроке. Задания по формированию читательской грамотности (как и по другим видам функциональных компетенций) часто объединяются в кластеры – группы вопросов с общим развёрнутым текстом, вокруг которого строится дальнейшая работа. В рамках темы урока важно показать восприятие событий 1917 года в обществе. Для этого подойдут источники личного происхождения – письмо А. Блока матери (Петроград, февраль 1917) и отрывок из дневника И. Бунина (Москва, 1918). Таким образом, планируемые результаты можно разделить на предметные (формирование представления об исторических источниках личного происхождения, развитие навыков источниковедческой критики) и метапредметные (развитие навыков читательской грамотности: находить, понимать и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого). На начальном этапе урока учитель предлагает учащимся вспомнить, что им известно об Александре Блоке и Иване Бунине, которые жили в России в эпоху Великих потрясений. Далее ученики знакомятся с двумя источниками – письмом и отрывком из дневника. Тексты подобраны неслучайно: в них содержится диаметрально противоположная оценка Революции. Учитель предлагает провести атрибуцию текстов и выполнить первое задание кластера (рис. 2).
Затем учитель просит выполнить второе задание кластера — сравнить позиции авторов по отношению к Революции (рис. 3). На данном этапе можно попросить учащихся привести цитаты, выделить слова-маркеры — отработать навыки поиска необходимой информации в тексте. После выполнения стартовых заданий совместно формулируется проблема урока, например:
Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, учитель переходит к следующему этапу урока — от поиска информации к её интерпретации. Следующие задания направлены на выявление и оценку авторской позиции (рис. 4 и рис. 5). От фронтальной работы можно перейти к индивидуальной: задания можно выполнить самостоятельно (или в парах), а затем обсудить результаты. Учитель обращает внимание на необходимость учитывать фактор автора (его социальное положение, политические взгляды, психологическое состояние), на зависимость содержания от формы текста (например, в личном дневнике автор скорее будет более откровенен, нежели в письме к другому человеку). Следует отметить также, что на содержание текста влияют внешние факторы, в данном случае – общественно-политическая обстановка, а также местонахождение автора (Блок находится в Петрограде, а Бунин – в Москве).
На этапе обобщения материала учащиеся вместе с учителем формулируют особенности исторических источников личного происхождения и их научную ценность. Это можно сделать с помощью заполнения пропусков в тексте (рис. 6). Уместно ещё раз вернуться к понятию источниковедческой критики и составить логическую схему «Внутренняя и внешняя критика источника».
На этапе рефлексии учащимся можно предложить список компетенций читателя (см. Приложение 2) и попросить их оценить собственные навыки при работе с представленными на уроке текстами. В качестве домашнего задания учитель может предложить учащимся провести самостоятельную критику одного из источников личного происхождения (например, письмо из семейного архива, отрывок из сохранившегося альбома). Таким образом, на уроке учащиеся составляют представление об особенностях исторических источников личного происхождения, приобретают первичные навыки источниковедческой критики. При этом они учатся извлекать информацию из текста, сравнивать противоречащие друг другу тексты, оценивать форму и содержание, качество и достоверность информации. Список использованных источников и литературы
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены