РАЗРАБОТКИ
|
Как развить интерес учащихся к физике, как к науке?Физика занимает особое, уникальное место среди школьных дисциплин, так как этот учебный предмет создаёт у учащихся представление о научной картине мира. Как сказал, И. Раби: «Физика составляет сердцевину гуманитарного образования нашего времени» [3]. С другой стороны, являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает истинную сущность научных знаний, подчёркивает их нравственную ценность, формирует творческие, умственные способности учащихся, способствует развитию их мировоззрения, а также является действенной к воспитанию высоконравственной личности, что является неоценимой и основной целью обучения.
Сегодня важно учитывать, что физика – не только непосредственная производительная сила, но и важнейший источник сведений, позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей. Эта функция физики не менее важна, чем ее материальный вклад в жизнь людей. Нужно отметить и то, что в современном мире весьма затруднен процесс формирования духовных ценностей и поэтому неизмеримо возрастает мировоззренческая роль науки вообще и физики в частности. Но недооценка физического образования сегодня может привести к технологическому кризису и производственным проблемам в будущем. Поэтому перед современной педагогической наукой и перед учителем- предметником стоит серьезная задача: заинтересовать школьников в изучении физики, помочь им осознать важность и универсальность изучаемых законов, создать условия для самореализации личности каждого учащегося в процессе обучения, развить потребность в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности в рамках физической науки, вооружить необходимым методологическим материалом. Научить и заинтересовать создавать проекты в рамках урока физики. Показать всю значимость учащегося, при написании проекта и отметить его важность и значимость в подведении итогов и получив результат исследовательского проекта, оценить практическое применение данных по теме исследования. [1]. Так, сложившаяся ситуация побуждает учителей искать новые методы и средства обучения, ориентированные на индивидуальные особенности и потребности каждого учащегося, его внутренний мир и субъективный опыт, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность ребят и значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство – враг интереса. В ходе анализа последних разработок и практических сведений, о привлечении ребят к изучению физики, стали очевидными успешность и работа над каким-то исследованием, что в свою очередь расширяет кругозор учащихся, углубляет знания по предмету, способствует приобретению навыков публичного выступления, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи. Исследовательская работа учащихся (проект) ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях, а также дает шанс отличиться перед сверстниками, что не мало важно в наше время. Обычная исследовательская деятельность в рамках урока, в отличие от науки, своей главной задачей ставит не открытие нового и доказательство какой-то теории, а приобретение учащимися функционального и практического навыка исследования какой-то выбранной темы, как универсального способа освоения действительности. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке [2]. Одной из главной задачей перед учителем, является выявление среди учащихся, способных ребят, которые могут провести исследовательскую деятельность про предмету. Так в ходе урока, учителем создаются пробные проблемные ситуации, которые группы ребят должны попробовать разрешить, т.е. в устной форме, определяется тема проблемы, цель, противоречия, пути решения, ожидаемые результаты и сам итог. Далее, одновременно с коротким домашним заданием можно предложить тематические творческие задания по теме грядущего урока, которое учащийся продемонстрирует в ходе урока. В качестве примера, предлагаю несколько интересных тем (проектов) исследовательских работ учащихся:
В ходе учебной деятельности, проследить и оценить, с каким процентом выполняются такого рода задания, и соотнести % можно с большой вероятностью сказать, кто из учащихся склонен к изучению физики, а также направленность и глубину интересов и способностей. Так, среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. И действительно, мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения, заинтересовать их - это значит, прежде всего, активизировать их мышление. Чему и способствует проектная и исследовательская деятельность, в рамках тематики уроков физики. [7]. Физика формирует творческие способности, мировоззрение и убеждения. Познавательные интересы обучающихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическими и экспериментальными, приближающимися в старших классах к методам науки. Кроме того, развивать познавательные способности учащихся - это значит формировать у них мотивы учения. Учащиеся должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи. То есть, необходимо педагогу, разрабатывать интересные темы для проектов, стараться модернизировать сам ход уроках, внося интересные факты по теме и создавать «минутки» для размышлений. Главная идея данной статьи, является то, что педагог должен поддерживать высокую мотивацию к предмету с первых уроков и в течение всего процесса обучения, вывести наиболее заинтересованных предметом учащихся на хороший конечный результат, который принесет удовлетворение и учащимся, и родителям, и учителю, явится логическим завершением изучения предмета. Проведя комплексный анализ и анализируя психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках и во внеурочной работе, можно глубже изучить сущность и структуру познавательного интереса и выяснить уровни его развития у учащихся. [9].Чаще всего, убеждаемся, в том, что проблеме познавательного интереса и его значению всегда уделялось большое внимание. Итак, любая тема из школьного курса физики, может быть источником формирования познавательного интереса учащихся. Как говорил, Марк Борн: В процессе написания статья, я предлагаю самые оптимальные пути привлечения и вовлечения учащихся к изучению предмета физики. Подводя итог, можно говорить о том, что (проектная) исследовательская деятельность, это первый шаг ребенка, к изучению и пониманию такого сложного учебного предмет и это работа не только с учащимися, уже проявившими повышенный интерес к изучению физики, но главным образом работа по привитию интереса к предмету, к учению вообще и по развитию способностей у большинства учащихся. В заключении отмечу, что приемлемы любые методы преподавания, способствующие возбуждению у учащихся познавательного интереса. Педагогу необходимо быть творческим, озарённым, непредсказуемым, всё время совершенствовать свой профессиональный уровень и идти в ногу со временем. Материал, представленный в данной работе, может быть полезен молодым преподавателям при подготовке и проведении уроков. Список использованной литературы:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
5 способов испортить ребенку жизнь. Основные ошибки в воспитании детей Рекомендации родителям. Как построить благоприятные взаимоотношения со своими детьми. Как воспитать успешного и нравственного ребенка В школу с удовольствием или со слезами? "Живой песок" - использование кинетического песка в детском саду |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены