РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Как развить интерес учащихся к физике, как к науке?

Физика занимает особое, уникальное место среди школьных дисциплин, так как этот учебный предмет создаёт у учащихся представление о научной картине мира.

Как сказал, И. Раби: «Физика составляет сердцевину гуманитарного образования нашего времени» [3]. С другой стороны, являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает истинную сущность научных знаний, подчёркивает их нравственную ценность, формирует творческие, умственные способности учащихся, способствует развитию их мировоззрения, а также является действенной к воспитанию высоконравственной личности, что является неоценимой и основной целью обучения.

В последние несколько лет, да что, говорить, даже за последнее пятилетие, наблюдается снижение интереса учащихся к изучению физики. Это вызвано целым рядом причин. 

  • Во-первых, общим принципом гуманитаризации образования, идет развитие факультетов гуманитарных направлений: психология, журналистика, менеджмент, маркетинг, юридические специальности и других, которые в настоящий момент пользуются наибольшим спросом у молодежи.
  • Во-вторых, недостаточными сведениями о применимости физических знаний в конкретной профессиональной деятельности, за исключением, пожалуй, технических специальностей, и то не все ребята в ходе своего обучения, хотят применять физические знания на практике.
  • В-третьих, установившимся представлением об этой науке, только  как о скучном и томном предмете, то есть физика воспринимается особым и специфическим предметом, который к тому же с полным правом считается одним из самых сложных для восприятия и изучения. [8].

Сегодня важно учитывать, что физика – не только непосредственная производительная сила, но и важнейший источник сведений, позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей. Эта функция физики не менее важна, чем ее материальный вклад в жизнь людей. Нужно отметить и то, что в современном мире весьма затруднен процесс формирования духовных ценностей и поэтому неизмеримо возрастает мировоззренческая роль науки вообще и физики в частности.

Но недооценка физического образования сегодня может привести к технологическому кризису и производственным проблемам в будущем.

Поэтому перед современной педагогической наукой и перед учителем- предметником стоит серьезная задача: заинтересовать школьников в изучении физики, помочь им осознать важность и универсальность изучаемых законов, создать условия для самореализации личности каждого учащегося в процессе обучения, развить потребность в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности в рамках физической науки, вооружить необходимым методологическим материалом. Научить и заинтересовать создавать проекты в рамках урока физики. Показать всю значимость учащегося, при написании проекта и отметить его важность и значимость в подведении итогов и получив результат исследовательского проекта, оценить практическое применение данных по теме исследования. [1].

Так, сложившаяся ситуация побуждает учителей искать новые методы и средства обучения, ориентированные на индивидуальные особенности и потребности каждого учащегося, его внутренний мир и субъективный опыт, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность ребят и значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство – враг интереса. 

В ходе анализа последних разработок и практических сведений, о привлечении ребят к изучению физики, стали очевидными успешность и работа над каким-то исследованием, что в свою очередь расширяет кругозор учащихся, углубляет знания по предмету, способствует приобретению навыков публичного выступления, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи. Исследовательская работа учащихся (проект) ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях, а также дает шанс отличиться перед сверстниками, что не мало важно в наше время.

Обычная исследовательская деятельность в рамках урока, в отличие от науки, своей главной задачей ставит не открытие нового и доказательство какой-то теории, а приобретение учащимися функционального и практического навыка исследования какой-то выбранной темы, как универсального способа освоения действительности. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке [2].

Одной из главной задачей перед учителем, является выявление среди учащихся, способных ребят, которые могут провести исследовательскую деятельность про предмету. Так в ходе урока, учителем создаются пробные проблемные ситуации, которые группы ребят должны попробовать разрешить, т.е. в устной форме, определяется тема проблемы, цель, противоречия, пути решения, ожидаемые результаты и сам итог. Далее, одновременно с коротким домашним заданием можно предложить тематические творческие задания по теме грядущего урока, которое учащийся продемонстрирует в ходе урока.

В качестве примера, предлагаю несколько интересных тем (проектов) исследовательских работ учащихся:

  • «Влажность воздуха в помещении и её значение для здоровья человека»
  • «Еда из микроволновки: польза или вред?
  • «Измерение времени реакции подростков и взрослых»
  • «Изучение и объяснение цвета неба»
  • «Изучение механических свойств паутинного шелка»
  • «Изучение свойств полиэтиленовых пленок (целлофана, файла, обложки)»
  • «Как определить высоту дерева с помощью подручных средств»
  • «Физика в сказках»

В ходе учебной деятельности, проследить и оценить, с каким процентом выполняются такого рода задания, и соотнести % можно с большой вероятностью сказать, кто из учащихся склонен к изучению физики, а также направленность и глубину интересов и способностей.

Так, среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. И действительно, мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения, заинтересовать их - это значит, прежде всего, активизировать их мышление. Чему и способствует проектная и исследовательская деятельность, в рамках тематики уроков физики. [7].

Физика формирует творческие способности, мировоззрение и убеждения. Познавательные интересы обучающихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическими и экспериментальными, приближающимися в старших классах к методам науки. 

Кроме того, развивать познавательные способности учащихся - это значит формировать у них мотивы учения. Учащиеся должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи. То есть, необходимо педагогу, разрабатывать интересные темы для проектов, стараться модернизировать сам ход уроках, внося интересные факты по теме и создавать «минутки» для размышлений.

Главная идея данной статьи, является то, что педагог должен поддерживать высокую мотивацию к предмету с первых уроков и в течение всего процесса обучения, вывести наиболее заинтересованных предметом учащихся на хороший конечный результат, который принесет удовлетворение и учащимся, и родителям, и учителю, явится логическим завершением изучения предмета.

Проведя комплексный анализ и анализируя психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках и во внеурочной работе, можно глубже изучить сущность и структуру познавательного интереса и выяснить уровни его развития у учащихся. [9].Чаще всего, убеждаемся, в том, что проблеме познавательного интереса и его значению всегда уделялось большое внимание. Итак, любая тема из школьного курса физики, может быть источником формирования познавательного интереса учащихся.

Как говорил, Марк Борн:
Физика! Какая ёмкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика – основа и опора
Всех без исключения наук!
[3].

В процессе написания статья, я предлагаю самые оптимальные пути привлечения и вовлечения учащихся к изучению предмета физики. Подводя итог, можно говорить о том, что (проектная) исследовательская деятельность, это первый шаг ребенка, к изучению и пониманию такого сложного учебного предмет и это работа не только с учащимися, уже проявившими повышенный интерес к изучению физики, но главным образом работа по привитию интереса к предмету, к учению вообще и по развитию способностей у большинства учащихся.

В заключении отмечу, что приемлемы любые методы преподавания, способствующие возбуждению у учащихся познавательного   интереса. Педагогу необходимо быть творческим, озарённым, непредсказуемым, всё время совершенствовать свой профессиональный уровень и идти в ногу со временем.

Материал, представленный в данной работе, может быть полезен молодым преподавателям при подготовке и проведении уроков.

Список использованной литературы:

  1. Браверман Э.М. Пособие для учителей и методистов / Э.М. Браверман:. – М.: Ассоциация учителей физики, 2003.- 400 с.
  2. Бысик Н.В. Я – эффективный учитель: как мотивировать к учебе и повысить успешность «слабых» учащихся: учебно-методическое пособие / Н.В. Бысик, В.С. Евтюхова, М.А. Пинская. – М.: Университетская книга, 2017. – 164 с.
  3. Горлова И.В. Интегрированные уроки физики. 7-11 классы / Горлова И.В. Основные темы средней и старшей школы, игровые уроки, творческие задания. «Вако», Москва, 2009.- 340 с.
  4. Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики / М.Ю. Демидова, В.А. Коровин. - М.:Мнемозина,2003.-229 с.
  5. Иванова Л.А. Активизация  познавательной  деятельности  учащихся при изучении физики: Пособие для учителей/ Л.А.Иванова. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.
  6. Маркова А.К. Мотивация учебной деятельности / А.К.Макарова. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
  7. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 542с.
  8. Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке / Н.Е.Щуркова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.-160с.
  9. Щуркова Н.Е. За гранью урока /Н.Е.Щуркова. – М.: Центр гуманитарной литературы, 2004. – 192с.
  10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя/., Т.А. Матис, А.Б.Орлов. – М.: Просвещение. 1990. - 191 с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены