РАЗРАБОТКИ
|
Обобщение опыта работы по теме "Познавательная деятельность младших школьников"Работу выполнила «Образован не тот, кто много знает, Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. С 2010- 2011 учебного года начальные школы начали работать по новому образовательному стандарту. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков. В проекте стандарта сказано, что ребёнок, оканчивающий начальную школу,- это человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности. Одним из интереснейших, на мой взгляд, является такой учебный предмет, как окружающий мир. Именно этот учебный курс является благодатной почвой для развития познавательной активности младших школьников. Развитие познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира может происходить по двум основным направлениям. С одной стороны, этому способствует само содержание учебного предмета. С другой стороны, развитие происходит путём определённой организации познавательной деятельности учащихся. Вот некоторые способы развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира. Очень нравятся учащимся уроки, необычные по организации, форме проведения, например: уроки – соревнования; уроки – КВН («Птицы нашего края»); уроки – творческие отчёты; уроки – конкурсы; уроки – обобщения; уроки – уроки – игры («Поле чудес», «Крестики – нолики»); уроки – экскурсии («В гости к осени», «Наша школа»), уроки – путешествия («Путешествие по природным зонам России»), интегрированные уроки и многие другие. Ценным средством развития познавательной активности детей является игра. Познавательные игры расширяют объём получаемой информации, стимулируют процесс перехода от любопытства к любознательности; активизируют психические процессы; являются прекрасным средством развития интеллектуальных и творческих способностей; снижают психические и физические нагрузки; заряжают положительными эмоциями; способствуют созданию зоны ближайшего развития, дают возможность подготовить сознание для восприятия нового. Примеры некоторых игр. Дидактическая игра «Деревья леса». Детям предлагаются карточки трёх видов: изображения деревьев, веток деревьев и названия деревьев. Учащиеся устанавливают соответствие между изображением дерева и его ветки, ищут название растения. Сюжетно – ролевая игра «Погода». Учитель делит учащихся на три группы: «люди», «растения», «животные». Затем педагог с помощью карточек сигнализирует о природном или погодном явлении. После сигнала каждая группа детей реагирует на это явление в соответствии с ролью (с помощью движений и мимики). Способствует развитию познавательной активности и широкое применение проблемно – задачного подхода. Решая познавательные и практические задачи, отвечая на проблемные вопросы, анализируя предложенные ситуации, ребёнок включается в диалог, учится нестандартно мыслить, устанавливая причинно – следственные связи. Например, при изучении темы «Природные зоны России» можно предложить учащимся решить такую изобретательскую задачу: Бывает, хозяин ледяных пустынь – белый медведь – приходит к людям в гости, ведь вокруг человеческих жилищ круглый год аппетитный запах. Но не всегда этот гость для человека безопасен. Но, не убивать же белого медведя только за то, что он в гости без приглашения ходит. Что же делать людям, если медведь забредёт к ним в гости? Изучая тему «Растения. Части растений», можно предложить учащимся такие проблемные вопросы:
Младшие школьники очень любят искать ошибки, поэтому часто предлагаю учащимся тексты – описания, фенологические рассказы с ошибками. Например, при изучении темы «В гости к осени» можно предложить такой текст. «На дворе стоял октябрь. Рано утром я вышел из дома. Мне очень хотелось посмотреть, что сейчас в лесу делается. Я шёл по шелковистой зелёной траве, на которой блестели капли дождя. В лесу было необыкновенно тихо. Далеко видно в лесу, а всё потому, что листья опадают с деревьев. Бесшумно падают жёлтые, красные, бурые листочки на землю и устилают её тёплым покрывалом, чтобы зимой земле тепло было. А сквозь этот великолепный ковёр проглядывали красные ягодки земляники». Для решения задач экологического воспитания можно предлагать ситуации для анализа и выбора способа поведения. Например, ситуация «По грибы». «Отправились Игорь и его дед Василий в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые грибы да мухоморы, которые Игорь сбивал палкой. - Зачем ты это делаешь? – спросил дед. - Они же несъедобные, поганки! – ответил Игорь». Применительно к младшему школьному возрасту познавательная активность рассматривается как необходимость сознательного, творческого познания учеником окружающего мира и явлений. Познавательная активность учащихся младших классов объединяет в себе: потребность в овладении способами усвоения знаний (умением учиться), потребность в познавательной (поисковой и исследовательской деятельности), потребность в творчестве. Существенно повышает интерес учащихся к учебному предмету и использование на уроке наглядности. Ведь многие дети не знают, как выглядят многие виды растений, животных, им трудно даже по описанию представить себе, что такое пустыня или степь. Значит, нужно это показать! Использование занимательного материала на уроках окружающего мира также способствует развитию познавательной активности. Включённые в урок загадки, сказки, легенды, просто интересные факты из жизни растений, животных, сведения о рекордах в природе, кроссворды, карточки с заданиями, тесты – всё это, несомненно, заинтересует младших школьников. Учащиеся не только с удовольствием выполняют задания учителя, но и сами готовят для своих одноклассников кроссворды, интересные вопросы по теме, рисунки с ошибками, подбирают интересную информацию об изучаемых объектах. Ещё способствует развитию познавательной активности учащихся и внеурочная деятельность, в частности, предметные недели. В рамках предметных недель проводятся олимпиады, лекции, беседы, познавательные игры и викторины, конкурсы рисунков и наглядных пособий, плакатов и стенгазет. Эти мероприятия стимулируют интерес младших школьников к учебной деятельности, познанию окружающего мира, формируют устойчивый познавательный интерес, позволяют проявить и развить свои интеллектуальные и творческие способности. Большое внимание уделяю практической деятельности учащихся в области познания окружающего мира. На экскурсиях мы наблюдаем за природой, вместе с ребятами стараемся изучить незнакомые объекты, узнать что- то новое о уже знакомых. Развивает любознательность, повышает познавательную активность школьников и исследовательская - проектная деятельность, прочно вошедшая в систему работы начальной школы. Исследовательская работа ориентирована на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую дети выполняют в течение определённого отрезка времени. В процессе исследования у них развивается логическое мышление, формируются элементы исследовательской деятельности (они высказывают предположения, обсуждают возможные варианты доказательств, учатся сотрудничать и т.д.) В заключение хочется отметить, что знания, даваемые детям насильно, душат разум, задача каждого учителя – совершенствовать, варьировать формы, методы, приёмы и способы работы так, чтобы детям было интересно учиться. А для этого и сам педагог должен быть человеком любознательным, интересующимся, активным. Ведь только такой учитель может помочь учащимся научиться испытывать радость от процесса познания. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы по развитию познавательной активности на уроках и внеклассной работе. Приложение 1 КВН «Птицы нашего края» Выбираются две команды: название команд «Скворушки», «Воробышки»; капитаны команд, эмблема, девиз. Представление жюри. Звучит музыка «Мы начинаем КВН…» Ведущий говорит о том, что сегодня речь у нас пойдёт о птицах. Конкурс «Разминка» Ведущий загадывает по 4 загадки каждой из команд. Команда, отгадавшая все загадки, получает 4 балла, на одну меньше 3 балла и т.д. Например: загадка первой команде: Всех перелётных птиц черней, Загадка второй команде: Конкурс «Басня» Команды называют как можно больше басен И.А.Крылова, в которых упоминаются птицы: ( «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Чиж и Голубь», «Соловей», «Лебедь, Рак и Щука» и т.д.) Оценка конкурса 5 баллов. Конкурс «Пословицы и поговорки» На доске запись, в которой пропущены некоторые слова: Конкурс « Сказка». Назвать участникам команд, как можно больше сказок, где действуют лица птиц: («Гадкий утёнок», «Гуси – лебеди», «Лиса и Журавль», «Лиса и Тетерев» и другие.)Оценка 4 балла. Конкурс «Охрана птиц». Конкурс «Домашнее задание». Даётся за 2 – 3 дня. Наш КВН подошёл к концу. Чему он вас научил? Подводим итоги, награждаем команды. Приложение 2 Игра «Поле чудес». Первый тур: Это название необычной рыбы. Рыбаки приспособили её для ловли морских черепах. К её хвосту крепится леска, и рыба подбрасывается черепахе. Она намертво присасывается к черепашьему панцирю, после чего её подтягивают к лодке вместе с черепахой. За умение прикрепляться эта рыба получила своё название. Какое? ( Прилипала). Второй тур: Это – самая большая ящерица. Живёт она на острове Комодо. Длина ящерицы около 3 метров, вес 150 кг. За такую величину её называют драконом. Что это за ящерица? ( Варан). Третий тур: Все знают, что на свете существует великое множество змей. Живут они в лесах, степях, пустынях. Змеи хоть и без ног, но могут «бегать» не хуже любых быстроногих. Эта небольшая змея живёт среди песков, где есть засохшие деревья или прячется среди ветвей и караулит добычу. Завидев птицу или ящерицу, змея резко выбрасывает тело вперёд и хватает её. За быстроту ей дали название. Какое? (Стрела). Финал: На дне морей растёт очень опасная водоросль: актиния. Морские обитатели её боятся, так как её щупальца могут больно обжечь. А эта рыбка, наоборот – дружит с ней: водорослям перепадают остатки её пищи, а рыка прячется от врагов, плавая среди щупалец, кувыркается, играет, резвится. И наряд у этой рыбки под стать характеру: яркий, пёстрый, весёлый. Как зовут эту рыбку? (Клоун). Суперигра: Вы знаете, что чаще всего птицы в наших краях селятся поодиночке. А вот на севере – наоборот. Морские птицы селятся все вместе на скалах, где им легче защищаться от врагов. Прибрежные скалы сверху донизу усыпаны птицами: шум, крик, хоть уши затыкай. Как называются такие поселения птиц? Можно открыть 2 буквы. (Базар). Наша игра подошла к завершению. Поздравляем победителей. Приложение 4 В уроке про грибы, где была ситуация про деда и внучка можно ещё использовать такое задание, как сочинить по разбросанным строкам стихотворение: Даны такие строки, сочини из них стихотворение, поменяв местами. Шляпки наши разноцветные Или вот ещё интересное задание. Сочини синквейн или пятистрочие про грибы, увеличивая в каждой строке на одно слово. Название (существ.) – 1 слово –
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
5 советов: как вырастить ребенка оптимистом Рекомендации для педагогов, родителей по готовности будущих первоклассников к обучению в школе 101 способ сказать ребенку «Молодец». Развитие гибкости у школьников разных возрастных категорий Преодоление трудностей в обучении детей через применение игровых технологий |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены