РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Повышение учебной мотивации на уроках

Модернизация образования поставила перед современной школой задачу – воспитание грамотного, творчески мыслящего поколения. Модель выпускника современной школы – это прежде всего творческая личность человека активного мышления, находящаяся в гармонии с окружающим миром, гибко ориентирующаяся в новой обстановке, умеющая творчески оценить любую информацию, способная ставить цели, прогнозировать последствия, способная к самооценке и развитию. Начало обучения в школе – переломный момент в жизни ребенка – на смену игре приходит учение.

Этот новый вид деятельности может являться фактором повышенной тревожности ребенка. Зачастую ребенку в школе отводится роль не учащегося, а обучаемого, то есть пассивная роль незнайки и неумейки, которого взрослые всему научат – только прилежно выполняй все указания учителя, очень скоро у части детей интерес к учению пропадает, и за ними прочно закрепляется репутация «троечника».

Фактором-стимулятором учебной деятельности является учебная мотивация.

Учебная мотивация – это создание таких условий, при которых стремление к учебной деятельности становится сильнее всех остальных.

Следовательно, задача учителя начальных классов – выработать положительную мотивацию у учащихся к учебной деятельности.

Научить детей учиться – главная задача начальной школы. Главный результат – желание детей учиться.

В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательная потребность. Она рождается во внешних впечатлениях и активности. Развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. Отсюда возникает необходимость учить детей думать, упражнять в сравнении, в обобщении.

Мотивация учения выполняет три функции:

  • побуждающую,
  • направляющую (организующую),
  • смыслообразующую.

Побуждающая функция неустойчива, действия должны быть рассчитаны на создание организующей и смыслообразующей функции мотивации.

Сформировав побуждение к учению, то есть вызвав первичный интерес, познавательные мотивы первого учебного уровня (желание ходить в школу, удовлетворить любознательность) уступают место мотивам более высокого самообразовательного уровня. В результате учение становится потребностью.

Чтобы прийти к этому результату, необходимо различать: а) мотивы учения и б) мотивы, связанные с содержанием учения.

Мотивы учения - мотивы учебной деятельности, связанные с особенностями конкретного ученика, с его отношением и восприятием процесса учения.
Следовательно, чтобы всемерно содействовать формированию положительного отношения к учению, учитель начальных классов должен обеспечить эмоциональный комфорт каждого ученика – значит слабого поощрить даже за малую работу, сильному дать задание по его способностям.

Поэтому постоянно работаю над задачей – выработать положительную мотивацию у учащихся к учебной деятельности. Учитель должен быть доброжелательным, не унижать достоинства ученика. Взаимоотношения между ученик – учитель строить на полной искренности, доверии и тепла. "Даже наилучшая методика обучения сама по себе не даст желаемого результата, если отношения между учителем - детьми формальны, холодны, если отсутствует дружная творческая работа всего классного коллектива".

В речи использую предложения, содействующие выработке положительной мотивации: "Уважаю, когда думают". "Не бойся ошибиться!" "Ничего, сейчас непременно решим вместе", "Я счастлива от такого ответа". Положительные эмоции вызывают деятельное состояние коры головного мозга".1 Этим создаю: 1) стремление преодолевать трудности, 2) стремление проявлять интеллектуальную активность, 3) развиваю познавательный интерес (это мотивы учения).

Мотивы, связанные с содержанием учения:

Большое значение имеет эмоциональный компонент.

Ребёнок с радостью идёт в 1 класс, любит рисовать, считать. Интересы обусловлены занимательностью. Поэтому уроки должны быть с игровыми моментами, с преобладанием эмоционального материала. Но, как рекомендует Н.Г. Морозова, "занимательность нужна на самых первых этапах воспитания интереса, чтобы сформировать побуждение к учению."

Эта побуждающая функция мотивации неустойчива. Действия должны быть рассчитаны на создание организующей и смыслообразующей функции мотивации.
По данным М.Ф. Морозова, Т.С. Назаровой, младшего школьника привлекает процессуальная сторона деятельности. Они предпочитают выполнять трудные задания. 45 + - 3 = 80; 30 - 16 + = 50, 48 + > 31 - 17. "Отметка ставиться не будет", - это снимает неуверенность и повышает стремление брать трудные задания.

Возникает задача всеми средствами вызвать интеллектуальную активность в процессе урока:

  • стимуляция вопросов по пройденной теме,
  • стимуляция вопросов по теме, которую начинают только изучать.

Таким образом, я создаю такие условия, при которых стремление к учебной деятельности станет сильнее всех остальных, т.е. работаю над мотивацией учения; надо сформировать побуждение к учению - то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность. Это мотивы собственного роста, это учебно-познавательные мотивы, направленные на усвоение способов действий. Например: Зачем надо знать, что в 1м = 100см? В 1 классе дети отвечают: "Надо знать, чтобы измерять ткань столько, сколько нужно купить, " и т.д.

Исследования Г.И. Щукиной показывают, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес. Первичной его формой является любопытство, затем любознательность и увлечённость предметом.

Устойчивый познавательный интерес формирую разными средствами:

  1. Занимательность.
  2. Эмоциональность.
  3. Познавательные игры.
  4. Математические сказки.
  5. Использование исторического материала.

Нельзя добиться прочных знаний, если не воспитать у учащихся познавательный интерес. Здесь опираюсь на важную психолого-педагогическую закономерность: в учебной деятельности у разных учащихся могут формироваться различные качества личности в зависимости от того, какими мотивами побуждается эта деятельность. Поэтому так строю учебный процесс, чтобы всемерно содействовать формированию положительного отношения к учению, обеспечиваю эмоциональный комфорт каждого ученика - значит слабого поощряю даже за малую работу, сильному даю задание по его способностям. "Учитель должен встать на позицию ученика, понять его состояние во время ответа, создать атмосферу заинтересованности, тактично поправить: "Ты ведь это хочешь сказать".

Одним из наиболее эффективных способов включения слабых в учебную деятельность - оказание стимулирующей помощи: - в ободрении, в разъяснении полученного задания, - помощи в организации деятельности, когда ученик не включился в работу или выполнил неверно; - оказание направляющей помощи: - актуализирую те знания ученика, которые
позволяют развить успеха; - оказание обучающей помощи: - указываю путь выполнения задания.

Например: 12 + 39 - 2 слагаемых (10 + 2) + (30 + 9) - 4 слагаемых. Задача заключается в том, чтобы привести к осознанному выбору объединения слагаемых, помощь прекращаю, как только ученик делает попытку самостоятельно продолжать. Иду от детей. Вопрос задаю, чтобы пробудить самостоятельную мысль учеников: "Что вы сможете сказать о числе 8? Поделитесь своими мыслями". Добиваюсь, чтобы деятельность самих учащихся являлась дидактическим стержнем урока.

Такая работа формирует устойчивый интерес к поиску знаний как черту личности.

Одним из эффективных способов развития мотивации младших школьников считаю проведение нетрадиционных уроков. Понять главное в нетрадиционном уроке помогают творческие принципы:

Творческие принципы нетрадиционного урока

  1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
  2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.
  3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
  4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.
  5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
  6. «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
  7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

Исходя из вышеизложенного, в практике работы современной школы использую эффективные приемы обучения: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, мозговая атака, постановка проблемных вопросов и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, интенсивный опрос, коммуникативная атака, игровые моменты.

Мотивационный аспект является одним из главных показателей личностных УУД. Поэтому в настоящее время формирование мотивации учения младших школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы.

Чтобы всемерно содействовать формированию положительного отношения к учению, учитель начальных классов должен обеспечить эмоциональный комфорт каждого ученика – значит слабого поощрить даже за малую работу, сильному дать задание по его способностям.

Мотивационная сфера учения – это то, что определяет, побуждает активность учащихся в учебно-познавательной деятельности.

На уроке математики использую приёмы стимулирования познавательного интереса:

  1. Преднамеренные "ошибки" учителя в написании примеров, которые с увлечением исправят дети: 15 + 8 = 13 9 + 8 = 10 + 8 16 - 9 = 8
  2. Операции с "больными" примерами, задачами; нужно угадать знак, восстановить пример: 5 ... 10 = 15 30 - (8 + 2)
  3. Задания на внимание, какие фигуры учитель переместил?
  4. Недорешенный пример: 30 - (15 - 8) + 7 = 30 - 7…
  5. Сочинительство математических сказок.
  6. Наблюдение за своей речью (приучение к анализу).

Поэтому создаю условия формирования мотивации совместной деятельности:

  1. Когда между учителем и учащимися, между учащимися доброжелательные отношения, происходит активный обмен, совместное планирование действий;
  2. Взаимопроверка. Это сотворчество, где сам ребёнок является активным участником взаимодействия со сверстниками. Такая деятельность формирует такой общественно-ценный мотив, как стремление к взаимопомощи, чувство личной ответственности за успех товарищей. В классах, где формируется общественное мнение, доброжелательное отношение к учению, к людям, снижение мотивации учения не происходит. Поощряю стремление высказываться, поддерживать в детях убеждённость, - сотворчество.

В 3, 4 классах продолжаю работать над положительной мотивацией у учащихся. Учебно-познавательные мотивы направлены на усвоение способов действий. Например: Зачем надо уметь находить сумму длин сторон прямоугольника или квадрата? В 3 классе дети отвечают: "Надо узнать, чтобы обить ею стены в коридоре в своей квартире. Узнать длину тесьмы, чтобы обшить салфетку" и т.д. Продолжаю работать над воспитанием учащихся познавательного интереса, чтобы добиться прочных знаний.

С 1 класса учу учащихся оценивать достигнутые результаты: "Хорошо или плохо сделал?" Это ретроспективная самооценка. У учащихся развивается рефлексия, поэтому они учатся соотносить с ситуацией свои возможности, поэтому нужно формировать и прогностическую самооценку. С целью формирования прогностической и ретроспективной самооценки в ход урока включаю ситуации, актуализирующие самооценку ребёнка: предлагаю проанализировать свою готовность к устному ответу или письменной работе, оценить насколько хорошо знает материал, что знает лучше, почему так считает. После выполнения задания предлагаю оценить свою работу, над чем ещё надо поработать.

Итак, в своей работе использую следующие методы стимулирования и мотивации учения.

1. Методы стимулирования интереса к учению Методы стимулирования долга и ответственности в учении

  • метод познавательных игр
  • создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний (например, успеха в учении)
  • создание ситуаций занимательности – создание ситуаций апперцепции (опоры на жизненный опыт)
  • создание ситуаций познавательной новизны
  • метод убеждения в значимости учения
  • предъявление требований
  • упражнения в выполнении требований
  • поощрение в учении
  • порицания недостатков в учении

Что делать, когда школьники отказываются учиться?

Можно ли повлиять на школьника, который не выполняет задания на уроках? Мы считаем, что можно. Как это сделать, читайте в нашей статье.

Наверное, каждый учитель в уме может составить портрет идеального ученика: умного, любознательного, круглого отличника с горящими глазами, который смотрит на вас, как на кумира, и впитывает каждое слово, которое вы произносите стоя у доски. К счастью, все дети разные и непохожи друг на друга. И именно поэтому нам так интересно работать с ними, правда?

Разумеется, если бы все дети одинаково сильно интересовались вашим предметом, вам было бы проще. Но даже если в классе есть те, кто, как вам кажется, игнорирует вас и ваши старания, это не значит, что вы не можете ничего изменить.
Итак, представляем ситуацию: все ребята начали переписывать что-то с доски или выполнять любого другое задание, и вы замечаете, что один из учеников сидит с отсутствующим видом. Что можно сделать в такой ситуации? Попробуйте применить один из наших советов.

1. Поговорите с учеником

Будьте искренни и доброжелательны и попытайтесь выяснить, почему ученик игнорирует выполнение задания. Да, в вашем классе может найтись ученик, который ничего не делает «из вредности», назло вам или родителям. За один урок вы вряд ли заставите его начать учиться.
Но также есть и те, кому вы можете помочь. Тот, кто не понял суть задания и стесняется попросить о помощи, или тот, кто не готов к уроку и сидит парализованный страхом получить «двойку». Вышеописанные «проблемы» можно решить с помощью недолгого разговора. Объясните задание подробнее, дайте ученику возможность подготовиться и переписать контрольную на следующем уроке. Ведь ваша задача — дать знания, а не наказать тех, у кого их нет.
«в классе всегда есть те, кому вы можете помочь»

2. Мотивируйте ученика

Сделайте все возможное, чтобы каждый ученик в классе знал, зачем ему нужно изучать ваш предмет, для чего на уроке вы выполняете тот или иной вид работы.

Составляйте условия заданий так, чтобы они были напрямую связаны с реальными жизненными ситуациями и имели практическую ценность. Понимание практической значимости знаний — один из важнейших элементов мотивации.
«задания должны иметь практическую ценность»

3. Не забывайте оценивать старания

Часто, испытав ряд неудач в изучении предмета, ученик решает, что не сможет понять ваш предмет, а стало быть и тратить силы впустую не стоит. Разным ученикам приходится прилагать разное количество усилий для получения одинакового результата.
Помните о том, что иногда важно оценить не только знания, но и старания ученика. Не бойтесь авансом поставить «4» старательному троечнику. Так вы подскажете ему, что он все делает правильно.
«не бойтесь поставить «4» старательному троечнику»

4. Создайте рабочую атмосферу

Не провоцируйте конфликт с учеником только из-за того, что он отказался выполнять какое-то из порученных вами заданий. Так вы сделаете только хуже. Объясните ученику свою позицию, приведите аргументы, которые смогут убедить его, что он не сможет усвоить школьную программу, не выполнив это задание.
Поддерживайте дисциплину в классе и попытайтесь создать рабочую атмосферу, в которой каждому будет комфортно. Быть может, кому-то мешает его сосед по парте, или он сидит на последнем ряду и попросту не слышит вас. Обязательно выясните, есть ли такие проблемы в вашем классе. Только будьте предельно деликатны.
«каждому ученику должно быть комфортно на ваших уроках»

5. Определитесь со сложностью

Чаще всего ученики не выполняют задания, которые кажутся им непосильными, но бывают и обратные случаи — когда одаренные дети выполняют только часть заданий, потому что они кажутся им скучными и однообразными. Постарайтесь найти индивидуальный подход к каждому ученику, в соответствии с его интересами и способностями.
Разделите задания по сложности, чтобы каждый мог выбрать свой минимум. Иногда предлагайте ученикам попробовать дополнительно решить задание более высокого уровня, пообещав не снижать оценку, если они не справится. Так вы поможете ребенку победить страх перед ошибками.
«дети не хотят выполнять слишком сложные или скучные задания»

6. Будьте креативными

Не перегружайте учеников и вносите разнообразие в образовательный процесс. Примените творческий подход, и никто из учеников не будет скучать на ваших уроках.
Используйте нестандартные формы контроля знаний, проводите брейн-ринги, викторины, конкурсы. Не лишним будет включение коллективных форм работы. Ответственность за успех своей команды подстегнет ученика к активной работе.
«применяйте творческий подход, и ученикам не будут скучно на уроках»

7. Задайте направление

Не забывайте каждый раз объяснять взаимосвязь изучаемой темы с прошлыми и предыдущими разделами, изучаемыми в рамках вашего предмета, а также междисциплинарную связь с другими предметами школьной программы. Это сделает отношение к обучение более осмысленным.

В этой ситуации крайне полезны и эффективны интегрированные уроки, когда ученики применяют знания по двум-трем учебным дисциплинам сразу. Такие уроки помогают, например, талантливому юному историку получить хорошую отметку и по литературе.
«интегрированные уроки полезны и эффективны»

Мы желаем вам оставаться благоразумными в любой ситуации и всегда помнить, что заставить ребенка сделать что-либо против его воли — невозможно. Не пытайтесь навязать свое мнение или угрожать плохими отметками. Скорее всего, вы и так понимаете, что это бесполезно. Будьте терпеливы и попытайтесь личным примером показать всем ученикам, что учиться интересно.

Литература

  1. Амонашвили Ш.А. Как живёте дети? М., Просвещение, 1986.
  2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., Педагогика, 1989.
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Просвещение, 1989.
  4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте, М., 1968.
  5. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. М., Просвещение, 1984.
  6. Границкая А.С. Научить думать и действовать. М., Просвещение, 1991г.
  7. Занков Л.В. Математика в 1 классе. М., Просвещение, 1990.
  8. Крутецкий В.А. Психология обучения воспитания школьников. М., Просвещение, 1976.
  9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2002.-159с.
  10. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., Прометей, 1982.
  11. 1Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М., Педагогика, 1988.
  12. Организация современного урока. Под ред. Пидкасистого П.И. М., Просвещение, 1984.
  13. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. М., Просвещение, 1982
  14. Смолеусова Т.В. Идеи гуманизации на уроках. Сибирский учитель. 2001г., № 1.
  15. Смолеусова Т.В. Воспитание мысли у младших школьников. Математика. Новосибирск, 2005.
  16. Стрезикозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. М., Просвещение, 1980.
  17. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., Педагогика, 1988.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены