РАЗРАБОТКИ
|
Методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации наблюдений и экспериментов зимой (для методического уголка)Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью и многообразием. Ребенку кажется, что он первый услышал стрекотанье кузнечика, увидел, что снег — это множество красивых снежинок, почувствовал дыхание природы через смену времен года. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но порой не замечают самого главного. Чем раньше ребенок познает природу, научится беречь ее, тем ярче и добрее станет мир вокруг. Воспитатель должен стать таким человеком для детей, который будет удивляться вместе с ними, учить не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать; приобщать к красивому, яркому, испытывать радость от общения с природой, ее поэтическими образами в произведениях народного творчества, художественной литературе, искусстве. Одно из основных средств познания природы наряду с чтением художественной литературы — наблюдение. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог воспитывает у детей положительные качества личности, знакомит с природными явлениями, объясняет их причины и взаимосвязь. В зимнее время года наблюдения могут быть самыми различными: за явлениями неживой природы, растительным и животным миром, трудом людей. Тематика разнообразна:
Наблюдения приобретут яркость и помогут расширить знания детей, если вы научите их слышать природу в произведениях художественной литературы и народного творчества. Поэтому при проведении наблюдений целесообразно использовать художественное слово. В морозную погоду рассмотрите с детьми снежинки. Они очень хорошо видны на темном рукаве шубы. Скажите, что снежинки похожи на красивые звездочки, загадайте загадку А. Рождественской: Покружилась звездочка Когда идет снег, понаблюдайте, как меняется все вокруг, как красиво становится. Это снегопад. Прочитайте отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима». После снегопада посмотрите с детьми на большие сугробы. Загадайте загадку: «Я как песчинка мал, а землю покрываю» Приучайте детей высказывать собственные впечатления, сравнивать, подбирать образные эпитеты, благозвучные метафоры, одним словом, работайте над связной речью и обогащением словарного запаса детей. Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит на ветках пушистые гирлянды снега. Показывайте пример сами. Так, рассматривая сосну, прочитайте о ней стихотворение С. Есенина: Заколдован невидимкой, Устное народное творчество также способствует глубокому познанию мира детьми, привитию у них художественного вкуса, стремлению к созданию красоты своими руками. Во время наблюдений необходимо применять меткие народные мудрости: приметы, загадки, потешки, сказки, легенды, хороводные песни, заклички, пословицы, поговорки и др. Например: Вороны каркают стаей — к морозу. Если зимой облака идут против ветра — к снегу. Не тот снег, что метет, а что сверху идет. Ветер снег съедает. Бел, а не сахар, ног нет, а идет. (Снег) В огне не горит, в воде не тонет. (Лед) Важна практическая деятельность детей в зимний период, обычно она — следствие наблюдений. На участках старших дошкольников обязательно должны быть для подкормки зимующих птиц кормушки, которые укрепляют на деревьях так, чтобы дети имели возможность наблюдать за птицами. Совместно с детьми можно:
Огромное значение имеет экспериментальная работа с детьми дошкольного возраста, вызывающая у ребенка интерес к исследованию мира, природы и развивающая способность мыслить, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизируя восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями. Метод экспериментирования — средство, позволяющее ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей. Тематика опытов в зимнее время года может быть различной:
Вот примеры несложных экспериментов, которые можно провести не только в детском саду, но и рекомендовать родителям для проведения их в домашних условиях. 1. Снег сохраняет тепло: он укрывает землю, будто одеялом, охраняя растения и деревья от мороза. Возьмите на прогулку две бутылки с водой одинаковой температуры. Одну бутылку закопайте в снег, другую оставьте на поверхности. В конце прогулки температура воды измеряется. Вывод: вода в бутылке, закопанной в снегу, охладилась меньше. 2. Воспитатель предлагает детям отгадать, где быстрее растает лед в миске с холодной или горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок; дети делают выводы. 3. Превращение снега в воду: внесите в комнату комок снега и положите в чашку. Узнайте у ребенка, можно ли эту воду назвать чистой. Почему? В чашке видны частички грязи, пыль, потому что в воздухе, через который пролетали снежинки по пути к земле, были пылинки, частицы копоти. Снег по дороге собрал их — стал грязным. Воздух после снегопада становится чище, пахнет морозом, свежестью. Необходимо объяснить ребенку, почему нельзя есть снег. Зимой с целью укрепления здоровья детей необходимо приобщать их к выращиванию зеленого лука, чеснока и других овощных культур. Детям необходимо не только прививать навыки трудовой деятельности, но и способствовать накоплению системы знаний о растительном мире: как правильно высаживать, пересаживать, поливать, пикировать, опрыскивать растения. Также с помощью простейших опытов можно подвести детей к пониманию того, что растения живые: они пьют, дышат, развиваются, им необходимы соответствующие условия жизни — свет, влага, тепло. Можно организовать проведение опытов совместно с детьми старшего дошкольного возраста. 1. Взрослый предлагает выяснить на примере выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Вывод: чтобы лук оставался зеленым, ему необходим свет. 2. Взрослый предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды; что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость и т.д.). Результаты наблюдений за состоянием растения в зависимости от полива зарисовывают в течение одной недели. Составляют модель зависимости растения от воды. Дети делают вывод, что растения без воды жить не могут. 3. Взрослый спрашивает, почему на веточках нет листьев. Предлагает внести ветки в помещение. Дети наблюдают за изменением почек (почки увеличиваются в размере, лопаются), появлением листочков, их ростом, сравнивают с ветками на улице (ветки без листьев), зарисовывают, строят модель зависимости растений от тепла (для жизни и роста растениям нужно тепло). Взрослый предлагает определить, как продлить лето для цветов (внести цветущие растения с клумбы в помещение, выкопав корни растений с большим комом земли, чтобы не повредить их). Оформляют результаты наблюдений в виде модели зависимости растений от тепла. Работа детского сада и семьи должна строиться на принципах взаимодействия, взаимосотрудничества. Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и в детском саду помогает им увидеть мир с позиции ребенка и относиться к нему как к равному. Родители становятся полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, так как они понимают, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Поэтому нужно использовать различные формы работы с родителями.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены