РАЗРАБОТКИ
|
Средства развития профессиональной компетенции при подготовке специалистов среднего звенаМногие научные исследования в настоящее время уделяют большое внимание рассмотрению вопросов, касающихся формирования профессиональной компетентности специалистов в разных областях человеческой деятельности. Современная педагогическая наука ставит на первое место личность профессионала. Только профессиональная деятельность способствует наиболее полной самореализации личности, и только она предоставляет максимальные возможности удовлетворить потребность личности в социальном признании и уважении. Также сама профессиональная деятельность в большой степени влияет на формирование личности профессионала. Для современного специалиста важны не только знания, но и способность применять их для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в профессиональной деятельности и в жизни. Настоящий профессионал должен:
Одной из форм проявления конкурентоспособности специалиста является его компетентность [2]. В соответствии с государственными стандартами практическое обучение студентов занимает 50-60% всего учебного времени. Это лабораторные занятия, практики для получения первичных профессиональных навыков по отдельным учебным дисциплинам, технологические практики, практики по специальности, стажировки. Современный уровень подготовки конкурентоспособных специалистов требует, чтобы выпускник в совершенстве владел навыками практической работы. Выполнение этой важной профориентационной задачи зависит, прежде всего, от руководителя практики. Информационные технологии в образовании позволяют решать принципиально новые дидактические задачи, их применение обеспечивает повышение качества и эффективности обучения, Использование компьютерных сетей, электронных образовательных сред предполагает выработку нестандартных педагогических практик, как в конкретных предметных дисциплинах, так и в междисциплинарном пространстве профессионального образовательного процесса, включающего и научно-исследовательскую работу студентов. Главное отличие учебного процесса с использованием адаптивной модели это объединение в процессе обучения элементов модульно-рейтинговой системы, принципа вариативности и асинхронного обучения. Все предметы, изучаемые в течение определенного времени, объединяются в тематический блок модуль. Кроме того, результаты обучения оцениваются с помощью рейтингов. Студент в течение изучения модулей набирает определённое количество баллов, а затем в сумме они составляют его индивидуальный рейтинг. Рейтинговая система повышает мотивацию к учёбе, и облегчает итоговое оценивание студента. Важно и то, что при создании адаптивных условий для развития стартового потенциала студента осуществляется поэтапный перевод его учебных достижений на ближайший уровень их развития: от низкого к среднему, от среднего к высокому; от высокого к более высокому (высшему). Сжатый алгоритм моделирования учебного модуля может быть положен в основу самостоятельной разработки преподавателями собственных учебных модулей (разделов, глав) учебных дисциплин. Общая схема (алгоритм) разработки учебного модуля (раздела, главы) включает следующее:
Исходя из особенностей развития познавательной, мотивационной и предметно-практической сфер индивидуальности, считаю, что основу индивидуализации профессиональной подготовки студентов должен составить принцип вариативности выбора содержания и форм деятельности. Вариативный подход в обучении означает, с одной стороны, многообразие, разноуровневость, дифференцированность заданий, возможность опережающего обучения, преемственность форм обучения; с другой стороны, право личности на обучение в соответствии со своими особенностями, способностями, интересами, жизненными планами [5]. Этот выбор, с одной стороны, опосредован индивидуальными возможностями, интересами и потребностями студента, особенностями коллектива, а с другой, предполагает выполнение учебной программы и приобретение студентами необходимых знаний, умений и навыков. В связи с этим необходимо:
Таким образом, эффективность образовательного процесса в условиях информатизации системы высшего профессионального образования зависит от ИКТ-компетентности преподавателя, в которую входит не только использование информационных технологий непосредственно в учебном процессе, но и при разработке учебно-методических материалов. Создание базы учебно-методических материалов позволит интенсифицировать процессы по самостоятельной работе студентов. Информационные технологии позволяют индивидуализировать обучение и управлять процессом усвоения знаний. Можно подобрать индивидуальный темп с учетом подготовки, специфики восприятия, потребностей каждого студента. Студент имеет возможность вернуться к любому месту текста, проиграть заново ситуацию, просмотреть результаты тестов и проанализировать их. Использование информационных технологий обучения позволяет реализовать развитие личности обучаемого, подготовку к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающую:
Адаптивная модель обучения, основанная на личностно-ориентированном подходе, являться не только средством практического закрепления и развития теоретической подготовки студентов, но и средством подготовки их к жизни в информационном обществе, а также к будущей профессиональной деятельности и как следствие достижения максимально возможного качества этой деятельности. Студенты из пассивных слушателей и исполнителей указаний преподавателя превращаются в активные субъекты поисковой деятельности, направленной на решение различных проблем. Можно с уверенностью сказать, что качество образования конкретного студента - это магистральная линия улучшения качества образования всего общества и в итоге его высокого профессионально-компетентностного уровня развития. ЛИТЕРАТУРА
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены