РАЗРАБОТКИ
|
Ценностный потенциал музыкального искусства и его воздействие на человекаВ условиях современного общества возрастает роль музыкального искусства, его влияния на развитие нравственных начал личности, передачу духовного опыта человечества, восстановление связей между поколениями. Отечественный композитор Д.Д. Шостакович подчеркивал: «…Главным объектом искусства по-прежнему остается человек, его духовный мир, его идеи, мечты, стремления... Художник может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества». [10;38] Музыка как специфический вид искусства, отражает окружающую действительность посредством музыкального образа, системы музыкально-выразительных средств, а потому имеет свои особенности, свое место в формировании духовного мира личности. Интеллектуальный прогресс человечества, если взять гигантский отрезок в его движении - от «работизации» до «роботизации», так и не остудил эмоциональной температуры музыки. Имея множество духовно-жизненных основ, периодически меняя свой конкретный вид и формы выявления, музыка остается вернейшей и необходимейшей спутницей человека и человечества на протяжении всей истории их существования. Мысли ученых о роли музыки в воспитании людей нашли свое подтверждение в многочисленных высказываниях:
Музыку по праву называют «языком души» (композитор и критик А. Серов) и считают одним из наиболее эмоциональных видов искусства. Уникальная способность музыки в воплощении богатейшего спектра эмоциональных состояний объясняется ее физическими свойствами и временной природой, позволяющей передавать динамику чувств, их гибкость, изменчивость и подвижность (слово «эмоция» - от латинского корня motus, означает «движение»). Исследования отечественных музыковедов и теоретиков - Б.В. Асафьева [1], Б.В. Яворского, Л.А. Мазеля, Е.В. Назайкинского [6], В.В. Медушевского [5], психологов - М.В. Блиновой, С.Н. Беляевой-Экземплярской. исходят из того факта, который установил Б.М. Теплов [9], - основным содержанием музыкального произведения являются чувства, эмоции и настроения. Т.е. музыка совершенствует не только эмоциональную отзывчивость человека, но и весь его чувственный, сенсорный аппарат. Постоянное общение с высокохудожественной музыкой способствует сенсибилизации (утончению) перцептивного аппарата человеческой психики. Личность с более совершенным аппаратом восприятия, безусловно, способна более остро, чутко и глубоко реагировать на все, в том числе и явления окружающей жизни. К чему же стремились творцы шедевров, что слышали в музыке? Почему их произведения потрясают весь мир? В чем подъемлющая и радующая дух сила, глубина, величие, красота их музыки? Г. Коган написал следующий микроэтюд, от слушания музыки С.В. Рахманинова: «Слушая Рахманинова, мы испытывали не только восхищение, восторг, но и какую-то гордую радость. (...) Рахманинов играл - и шеи выпрямлялись, головы поднимались, глаза гордо - словно мы сами были Рахманиновыми - посматривали кругом: вот, мол, и мы какие, вот какие у нас рождаются силы, вот мы как умеем играть!» [4;79]. Б. Асафьев о музыке А.Н. Глазунова: «Сквозь исполинское мастерство у него скользят отголоски живых впечатлений: блеснет одно, блеснет другое из жизни России, сближаясь с виденным в природе, и будто все это, удаляясь из памяти, как-то собирается в его музыке и становится чем - то волнующим...» [1;248]. Н.И. Метнер о художественно-идейном масштабе 2-ого фортепианного концерта До-минор С.Рахманинова : «Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, эта одна из наиболее ярких тем России… каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост подымается Россия» [2;65]. Перечисленные выссказвания свидетельствуют о том, что каждый композитор вмещает в музыку всего себя, все свое познание мира, его дальняя цель, преобразовать человека, гиперболизовать его ощущение, общаясь со всем комплексом его «мыслечувствований». Волнуя и умиротворяя, веселя и сострадая, возвеличивая и леча - музыка, благодаря таким резервам эмоций, которыми не располагает никакой вид искусства, является действенным помощником в познании и освоении окружающей действительности в художественных образах. Перечислим основные ценности музыки, необходимые для формирования патриотических качеств учащихся:
Таким образом, музыке выпало на долю вместить в себя весь мир человеческого сердца. Музыка, чутко резонируя на человека, всегда стремясь быть «как человек», стала глубочайшим «человековедом». Ее богатейшие духовно нравственные потенции не востребованы ныне по причине духовной сниженности исполнительских и теоретических интерпретаций, что связано с утратой человеком смысла жизни на земле. В результате целые пласты классического наследия остаются, по сути, закрытыми не понятыми и не принятыми молодежью. И это не их вина. В первую очередь вина ложится на педагогов и родителей, которые не видят в этом серьезных последствий. Литература
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Подготовка детей дошкольного возраста с нарушениями речи к овладению учебной деятельностью В помощь мамам и папам: что делать, если ребенок не любит школу? Игры с песком и водой как средства познания окружающего мира и себя Компания HEINEKEN помогает взрослым обсуждать с подростками тему злоупотребления алкоголем Актуальные психологические проблемы современного старшеклассника и пути их преодоления |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены