РАЗРАБОТКИ
|
Современная модель образования: традиции и инновацииДля понимания процессов, происходящих в современном образовании, необходимо обратиться к истории, выявить истоки формирования образовательных парадигм и их взаимодействия. В концепции Т. Куна парадигма – признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблемы и ее решение. Каждая парадигма состоит из нескольких поясов: наследственное ядро, которое отражает элементы давно ушедших парадигм, часть сменяющей парадигмы и основы новой парадигмы. Особенностью функционирования образовательных парадигм является то, что в процессе реализации они как бы «накладываются» друг на друга, перенимая многое из предыдущих форм. Причем новые и так называемые «старые» формы и приемы уживаются друг с другом, образуя единство в социокультурном континууме. Многие формы современного образовательного процесса были разработаны именно в традиционной парадигме, они были усовершенствованы, наполнены новым содержанием. Следует отметить особую роль педагога в образовательном процессе, поскольку именно он выбирает набор знаний, ценностей, символов, идеалов, определяет пропорции, этапы и методы усвоения информации, что и является основной педагогического процесса. Школа XXI века – это не просто учреждение, которое предоставляет образовательные услуги, как пишет большинство современных источников. Это современное качественное образование, требования к которому предъявляются не только государственными структурами, но и родительской общественностью и, особенно, современными тенденциями развития общества. Директора образовательных учреждений отмечают, что родители стали более требовательно относиться как к работе школы и учителей в целом, так и к совершенно конкретным вопросам, связанным с организацией учебного процесса, воспитательной работой [2]. Часто можно услышать, что советское образование было лучшим стимулом для социально-экономического развития страны, существующей в системе социализма. С другой стороны, в XVIII - XIX веках Царскосельский лицей считался образцом русского образования, но в XX веке никто не стремился давать образование согласно традициям лицея. XIX и XX века часто называют индустриальной эпохой. В основе индустриального общества находились естественные и точные науки. Именно на этот период пришлось наибольшее число открытий в области физики, химии, математики. Эти же науки доминировали и в советской системе образования, что обеспечивало ей высокий авторитет. За последние почти 30 лет в России прошли «три революции мирового уровня»: распад СССР, вступление России как одной из стран-мировых лидеров в эпоху информационного общества и всемирная глобализация, в которую Россия втягивается вне зависимости от своего желания. Информационная эпоха породила экономику знаний и высоких технологий. В лидеры вышли информатика и система управления сложными объектами. Фундаментальный характер приобретают языки, способность поиска, обработки и эффективного применения информации. Интеллектуалы - это ведущие специалисты информационной эпохи. В XXI веке все чаще говорят об эпохе «фьюжн», которую будет характеризовать «сочетание несочетаемого». В свое время революцию в машиностроении вызвало открытие способа сваривать черные и цветные металлы, ранее несвариваемые. В эпоху «фьюжн» ожидается сращивание живых мыслящих систем с искусственными интеллектуальными системами, работающими в виртуальном пространстве. Придумано и название новых специалистов эпохи «фьюжн» - компетисты. Работу компетиста можно представить так: получил знание, затем одновременно приобрел, навыки и овладел чувствами, затем развил способности и выстроил характер, затем все это привел в движение для решения задачи [1]. Одновременно с развитием новых технологий требуется и развитие самого индивида. Это ли не проблема для образования, особенно с учетом того, что современные ученики, скорее всего, и будут входить в эпоху «фьюжен». Это всё не может не оказывать влияния на развитие всей системы российского образования. Современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение инноваций происходит на неподготовленной почве, или инновации еще не адаптированы под менталитет российских людей. Всё чаще приходится слышать о кризисе старой системы образования. Современная школа работает в рамках традиционной системы образования с попытками перейти на новую ступень информационного пространства. Стала очевидной необходимость изменения подхода к процессу обучения. Современное общество находится на таком уровне развития, когда необходимо отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется подготовка не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и подготовка самих педагогических работников. По мнению Н.В. Ярмолицкой, современное образование - это, в первую очередь, воспитание интеллектуальной и производительной силы общества, а также развитие духовной культуры. Повышение уровня образования позволяет значительно расширять возможности создания научного и общеобразовательного пространства, способствующее адаптации современной системы образования к европейской норме и стандарту [7]. Современное российское образование должно стать импульсом, способным пробуждать творчество и направлять людей к действию, а также воспитывать правильный образ жизни. Образование должно способствовать духовному обновлению общества и утверждению национального сознания, стимулировать социокультурные реформации в условиях глобализационных преобразований. По мнению современных ученых надо так наладить учебный процесс, чтобы он разворачивался на лезвии самых полных приобретений современной науки, культуры и национальной практики, имел опережающий характер, формировал самостоятельное творческое мышление, волевые способности личности. В системе российского образования происходит настоящий дисбаланс сил, некое «противостояние» в связке: государство-родители-педагоги - дети. Государство ожидает от гражданина, получившего образование, что он будет работать, платить налоги, защищать Родину, эффективно развивать экономику. Родители, в свою очередь, хотят, чтобы во время учебы в школе ребенок был в безопасности, сохранил здоровье, воспитал характер, развил душу и, главное, хорошо сдал ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Педагоги часто озабочены зарплатой, большим числом учебных часов, неудобным расписанием, недисциплинированностью и ленью учеников, конфликтами с родителями и администрацией. Учащиеся же мечтают, чтобы не было домашних заданий, не наказывали и не ставили оценок, чтобы было больше дискотек и свободного времени. В ответ этому противостоянию работодатели отмечают, что выпускники мало что умеют реально делать на практике, имеют слабую компьютерную и языковую подготовку, не обладают усердием, знаниями и ответственностью, зато проявляют завышенную самооценку, склонны к иждивенчеству. Педагог в современной школе имеет дело с «другими детьми», нежели 15- 20 лет назад – это дети с другой ментальностью, с другими ценностными ориентациями, с другими образцами поведения. Дети XXI века не хуже и не лучше детей XX века, с которыми работали А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци или Я. Корчак, – они просто другие. На дошкольников и школьников в хаотичном порядке обрушивается огромный объем информации «извне», который берет вверх над систематизированными знаниями, передаваемыми от родителей, воспитателей и педагогов [3]. Кроме того, многочасовое просиживание за экраном телевизоров и в глобальной сети Интернет формирует у подрастающего поколения «экранную зависимость», которая провоцирует неспособность концентрировать внимание на конкретной деятельности, отсутствие мотивация к какой-либо деятельности, рассеянность и гиперактивность. В результате проявляется неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только о дефиците графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур ребенка. При этом, как ни странно, растет количество особо одаренных детей. Как правило, их талант ярко проявляется в отдельных узких областях деятельности (музыка, языки, спорт, управленческое лидерство). Но они плохо поддаются традиционным методам и приемам воспитания. Для современных детей становится важнее не авторитет взрослых, владеющих системой знаний, а Интернет, дающий возможность получить любую информацию легко из «ниоткуда». Из мониторинговых психологических исследований в школе можно говорить о том, что на первом месте у обучающихся стоит мотивация социальной необходимости, то есть получение знаний, которые они могут использовать в обычной жизни. Это подтверждается и жизненными наблюдениями: конкретные знания, полученные в школе, в 9 случаев из 10 не востребованы в повседневной деятельности, а для успешной самореализации нужно иметь смекалку, уметь выстраивать компромиссы, публично выступать, разбираться в людях, проявлять лидерство, владеть скорочтением и много еще какие знания, умения и навыки или, говоря современным языком, универсальные учебные действия [3]. Педагог сегодня должен эффективно реагировать на образовательные потребности учащегося, уметь эффективно организовывать процесс обучения и управлять им, использовать ИКТ для обучения, гибко оценивать полученные образовательные результаты. Он должен владеть методиками преподавания в условиях инклюзивного образования, то есть работа с детьми с особыми потребностями и возможностями здоровья. Важным является умение дать профессиональный совет, консультацию родителям, устанавливать партнерские отношения не только с ними, но и с другими субъектами образовательного процесса и заинтересованными в нем организациями. Серьезным требованием к педагогу, работающему в образовательном учреждении, является умение работать в команде, планировать не только свою работу, но и участвовать в планировании работы всего образовательного учреждения [3]. Модернизация образования, осуществляемая в России, нацелена на качественное изменение педагога. Кроме того, проблемное поле современного образования на всех его этапах – это оценка знаний. В современных условиях «оценка» не может быть приравнена к «качеству знаний», и произошло это большей частью по вине самих учащихся. Очень часто учащиеся в борьбе за «балл» требуют себе желаемую оценку, а за этой оценкой не стоят знания, умения, навыки, необходимые для качественного освоения предмета. Чаще за оценкой стоят только амбиции учащихся на разных ступенях образования и их родителей, не подкрепляемые реальными знаниями предмета или специальности [6]. Но, кроме трудностей, обозначим плюсы в развитии современного образования. Гибкой стала форма изучения материала. Это способствует избегать уравниловки и дает возможность учащимся с серьезными заболеваниями изучать программу общего образования в благоприятных для них условиях, а более успешным и одаренным учащимся быстрее двигаться вперед [5]. Также немаловажным плюсом в современном образовании, это то, что в образовательном процессе уделяется много внимания не просто теории, но и практике. О вопросе профориентации учащиеся могут серьезно задуматься уже с 7 класса, когда посещают занятия в специализированных для этого центрах. Деловые игры и мероприятия во время внеклассных занятий, в процессе которых учащиеся решают жизненные вопросы, а также посещение творческих мастерских побуждает искать как применения полученным знаниям, так и приобретать практический опыт. И, наконец, активное внедрение технического прогресса в современную российскую школу [4]:
Но современная российская система образования хороша не только тем, что не уступает тенденциям времени. По-прежнему первостепенным и самым важным остается живое общение педагога с учащимися, при котором педагог передает свой жизненный опыт, а также положительные моральные установки. Он не только учит, но и вдохновляет учащихся на самостоятельное познание мира. Сохранение единой образовательной программы для России, пусть даже не во всем совершенной, ставит определенные требования к педагогам и заставляет, как получать всесторонние знания, так и развивать логическое и творческое мышление. Образование сейчас должно быть нацелено на уровень значимости интеллектуального труда, творческого подхода и способности к быстрой ориентации и переобучению. Таким образом, школа будущего должна стать интересной и комфортной – «вторым домом» для учащегося. Сама же система образования не должна иметь строгих рамок для обучения. Ведь каждый учащийся уникален: кто-то с лёгкостью усваивает темы одну за другой, а кому-то на это требуется большее количество времени; каждому нужен особый подход. Можно с уверенностью сказать, что это сможет сделать школьное образование проще и эффективней, и тогда любой учащийся будет стремиться прийти в образовательное учреждение, получить больше новых знаний, стать умнее, сильнее, смелее и не упустить из рук своё будущее. Современному образованию есть еще куда расти, но уже сейчас заложен хороший фундамент будущего российского общества. Литература
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены