РАЗРАБОТКИ
|
Дискуссия и эвристическая беседа как средство развития познавательной активности на уроках историиФормирование познавательной самостоятельности и активности особенно на уроках истории и обществознания в современном обществе приобретает особую актуальность по причине непрерывного увеличения объёма научной информации и процесса быстрого «старения» знаний. Остро встаёт сегодня необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни. Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. На уроках истории выбор метода и формы зависит от содержания и цели урока, возрастных и индивидуальных особенностей детей. На мой взгляд, научить учеников самостоятельно мыслить, структурировать и передавать добытую информацию позволяет применение элементов технологии развития критического мышления. На разных этапах урока я применяю различные методические приемы ТРКМ: «Верные и неверные утверждения», «Составление кластера», «Пометки на полях», «Синквейн». Интерес у учеников, как правило, вызывает эвристическая беседа и дискуссия, участие в деловых играх. Например, в 5 классе мной проводятся повторительно-обобщающие уроки в форме викторины по истории Древнего Востока и Древней Греции. В 6 классе интересны повторительно-обобщающие уроки в форме « Своей игры» по истории средневековых городов, в 7 классе аналогичная игра по культуре Возрождения. На таких уроках формируется высокая мотивация детей к изучению истории, развиваются коммуникативные навыки, улучшается психологический климат в классе. В старших классах интересно проходят ролевые игры- суды над Иваном Грозном, Петром Первым или декабристами. Ребята заранее распределяются по ролям: выбираются судья, прокурор, адвокат, обвиняемый, свидетели со стороны обвинения и защиты. Учащиеся собирают материал, необходимый для выступления, пишут речь и выступают с ней в «суде». В ходе возникающей дискуссии проявляется многообразие разных точек зрения на одну и ту же историческую личность. Оценка исторических деятелей не дается учащимся в готовом виде, но формируется в ходе собственных размышлений, сравнения аргументов, подбора фактов. Характеристики отдельных исторических деятелей помогают учащимся создать представление о той исторической эпохе, в которой протекала их деятельность, ее противоречивости, характерных чертах. В ходе обмена мнениями, их столкновения, подбора аргументов развиваются навыки и умения формулировать и защищать свою позицию, выслушивать мнение оппонентов, быть терпеливым к иной оценке. В таких дискуссиях решаются и воспитательные задачи, поскольку встаёт вопрос о нравственной ответственности исторических деятелей за выбор средств при достижении цели. Одним из важнейших методов обучения и средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках является эвристическая беседа, проходящая в форме диалога, живого обмена мыслями. Беседа позволяет более эффективно управлять процессом усвоения школьниками знаний. С помощью системы целенаправленных вопросов учитель направляет и поддерживает познавательную активность, контролирует ее степень, что очень важно, особенно для учащихся среднего возраста. Эвристическая беседа активизирует память и мышление учащихся. Каждый вопрос заставляет их думать, воспроизводить знания, имеющийся у них опыт. Как правило, элементы эвристической беседы мной включаются в изложение материала. Изложив факт или группу фактов, я предлагаю учащимся дать им оценку, сопоставить их с ранее известными фактами. Данное учащимися объяснение обсуждается классом, корректируется мной и входит в общий процесс изучения материала в качестве одного из его звеньев. Например, изложив суть реформ, Владимира Мономаха, я ставлю вопросы: «Могли ли эти реформы надолго улучшить положение закупов и городской бедноты? Почему не могли?». Выяснив, продолжаю урок. Но чаще всего, эвристическая беседа применяется в начале урока. Одним из требований ФГОС является самостоятельная постановка цели и задач урока учащимися. Эвристическая беседа является здесь, на мой взгляд, наиболее действенной технологией. В беседе могут быть использованы любые дидактические материалы, которые помогут педагогу более доходчиво ставить перед учащимися логические задачи и разъяснять их решение, а ученикам - актуализировать нужные знания, осмыслять связи и отношения между историческими явлениями. Одним из важнейших условий успешного проведения эвристической беседы и дискуссии является продуманная формулировка вопросов, которые учитель намерен ставить в ходе беседы. От содержания и характера вопросов, от ясности и четкости их формулировки в значительной мере зависит успех беседы или дискуссии. Дискуссия и эвристическая беседа помогают учащимся активно участвовать в жизни общества, брать на себя ответственность в каких-либо вопросах, быть критичным слушателем и приводить аргументы в защиту своей позиции. Литература.
Интернет-ресурсы:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены