РАЗРАБОТКИ
|
Представление передового опыта работы "Инновационные подходы к проблемному обучению на уроках географии"В настоящее время, особенно в условиях ФГОС, система образования постоянно модернизируется и изменяется. Кроме того, в свете текущих событий особое значение приобретает способность учителя осваивать новые технологии для более детального изучения предмета и удобства взаимодействия с учениками. Одна из них – технология проблемного обучения. Технология проблемного обучения – такая форма обучения, в которой процесс познания приближается к поисковой, исследовательской деятельности учащихся. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями учителя и обучающихся. Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации. Цель работы: исследование способов применения элементов проблемно - поисковой технологии обучения на уроках географии, обобщение и систематизация передового опыта по использованию данной технологии. Все мы постоянно сталкиваемся с проблемами. Умение находить пути их решения – одно из основополагающих качеств успешной личности, поэтому технология проблемного обучения помогает ученикам развиваться и позволит им стать конкурентоспособными во взрослой жизни. Регулярное создание на уроке проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не "пасует" перед проблемами, а стремится их разрешить. Кроме того, выводы, к которым ученик пришел сам, воспринимаются и убеждают его сильнее, чем те, что ему сказали другие. Таким образом, формируется творческая личность, способная к саморазвитию. Проблемное обучение можно использовать, как на этапе объяснения нового материала для того, чтобы проверить актуальные знания обучающихся по теме и позволить им самим определить тему урока. Кроме того, данную технологию можно применять во время практикума (в данном случае удобно использовать групповую работу над проблемой). А также на этапе обобщения изученного можно использовать данный метод для повышения познавательной активности и проверки уровня усвоения материала. Технология проблемного обучения позволяет развивать различные УУД в соответствии с ФГОС: умение вести диалог, дискуссию, работа в группах, самостоятельная работа с использованием различных источников информации, развитие логического мышления, формирование целостного мировоззрения и уважительного отношения друг к другу. Ученики все разные: один легко высказывает свое мнение, другому сложно начать разговор, третьему бывает трудно поддерживать диалог и высказывать свою точку зрения, четвертый испытывает неуверенность в правильности своих доводов или стесняется задавать вопросы и т.д. Использование проблемного обучения на уроке географии, например, в форме анализа карт, создает ситуацию живой разговорной обстановки и продуктивного сотрудничества, дети начинают высказывать свою точку зрения, может возникнуть дискуссия. Из опыта работы. При завершении изучения темы «Атмосфера» в 6 классе ввожу проблемный вопрос: «Как вы думаете, какое значение имеет атмосфера для человека и для планеты в целом» и обучающиеся самостоятельно или в группах выделяют по пунктам виды влияния атмосферы на другие оболочки, и заполняют схему на доске или слайде. Во время изучения темы «Литосфера» в 7 классе обучающимся предлагается следующая проектная работа: «Можно ли открыть новый материк (гипотетический)»
Проектная деятельность позволяет ученикам самосовершенствоваться, выходить за рамки классической рабочей программы и способствует повышению мотивации к учебной деятельности Проектную методику также можно использовать и во внеурочной деятельности, например, моя ученица представляла на конкурсе Моя малая родина проект о музее-заповеднике Татарское городище. Использование ИКТ позволяет использовать разные варианты проблемного обучения, что приводит к более легкому усвоению материала и открывает новые возможности для развития творческих способностей обучающихся на уроках географии. Своего рода проблемно-поисковым методом обучения можно считать создание мультимедийных презентаций обучающимися к уроку. Ученик (или группа) самостоятельно подготавливает презентацию и выступает перед классом, затем остальной класс задает вопросы и в результате обсуждения делаются выводы. Таким образом развиваются умения мыслить, рассуждать и отстаивать свою точку зрения. Мною в школе проводились элективные курсы «Туристические маршруты по всему миру» и «Природное и культурное наследие России и родного края», где помимо мультимедиа презентаций и видео сюжетов, у обучающихся была возможность обсудить новые знания и высказать свое мнение. Динамика качества знаний и успеваемости обучающихся позволяет сделать вывод о положительных результатах проделываемой мною работы. Каждый год мои ученики принимают участие во всероссийской олимпиаде школьников по географии и неоднократно становились победителями и призерами ее районного этапа. Таким образом, регулярное использование на уроках географии и во внеклассной работе технологии проблемного обучения позволяет расширять географический кругозор обучающихся, повышает качество усвоения знаний, позволяет более уверенно держаться в разговоре, не бояться отстаивать свою точку зрения и делать выводы, использовать географические знания на практике в повседневной жизни. В статье использовано стоковое изображение от Depositphotos
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены