РАЗРАБОТКИ
|
Применение современных образовательных технологий в обучении школьников шахматамТехнологический подход в образовании способствует решению проблемы согласования целей, средств и методов учебного процесса. Соответственно, его реализация требует от педагога дополнительного образования внедрения разнообразных подходов к организации учебно-познавательной деятельности. Использование широкого спектра образовательных технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обучения. Рассмотрим применение современных образовательных технологий в обучении школьников шахматами на примере реализации авторами углубленной дополнительной общеобразовательной программы «Шахматный клуб» в Государственном бюджетном учреждении дополнительного образования Дом творчества «Измайловский» адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Игра в шахматы напрямую связана с умственной деятельностью человека, и для успешной игры необходимо постоянно развивать умение производить действия в уме: непрерывно вести расчет вариантов, анализировать и оценивать позицию, составлять план игры. При реализации дополнительной общеобразовательной программы «Шахматный клуб» авторами применяются следующие образовательные технологии:
Шахматные позиции изначально носят проблемный характер выбора хода, и учащийся все время сталкивается с ситуацией инвариантности решения, поэтому ключевой технологией при обучении шахматам является проблемное обучение. Во время шахматной партии или разыгрывании учебных позиций учащимся все время необходимо анализировать множество факторов, влияющих на оценку позиции, выстраивать план игры и рассчитывать в уме варианты на много ходов вперед (на 7-8 году обучении глубина расчета может доходить до 10 ходов). Поэтому на занятиях большое внимание уделяется развитию умения оценивать и анализировать проблемные теоретические позиции, партии ведущих гроссмейстеров и своих соперников. Для этого используется частично-поисковый метод. Вторая технология – технология развития критического мышления, в основе которой лежит теория осмысленного обучения известного советского психолога Льва Семеновича Выготского. Одним из и приемов данной технологии, используемых педагогом, является дидактический синквейн. Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает учащимся самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас. Для учащихся составление синквейна является своего рода «творческой паузой», вносящей в занятие разнообразие. А педагог, проанализировав творчество учащихся, оценивает их знание и понимание темы, и может внести коррективы в планы дальнейших занятий. Для развития комбинационных способностей и мышления учащихся основной формой обучения является решение задач. При реализации программы на 1-2 годах обучения учащиеся решают задачи алгоритмического типа, имеющие тактическое решение, которое включает оценку позиции, нахождение типовых идей и расчет вариантов, развивающие пространственное и тактическое мышление. На 3-8 годах обучения в системе практических занятий применяются задачи, в решении которых сочетаются действия алгоритмического и креативного типа. Для развития креативных способностей учащихся педагогом были разработаны нетиповые шахматные задачи. Это задачи на движение за пределы информационного поля (привлечь фрагменты, порой видимые, но не замечаемые многими), на стимулирование фантазии (в том числе позиций с элементами ретро анализа), на ломку устоявшихся стереотипов, Такие задачи дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся и способствуют развитию креативного мышления. При обучении шахматам учащиеся сталкиваются с необходимостью запоминания большого объема абстрактной шахматной информации, необходимостью овладения сложной шахматной терминологией. Для эффективного решения этих задач используется игровая технология, позволяющая учащимся запомнить шахматные термины и понятия, типовые тактические приемы, названия дебютов, точные позиции. Педагогом с помощью программы SMART Notebook разработан комплекс дидактических игровых заданий: игры «Поле чудес», «Своя игра», «Веселые гонки», задание на сопоставление или сортировку терминов и понятий, викторины по истории шахмат, кроссворды. Активное внедрение компьютерных и информационных технологий во всех областях человеческой деятельности повлияло, в том числе, и на игру в шахматы, на методику подготовки юных шахматистов. На смену бумажным носителям информации пришли электронные базы данных. Возрос объем абстрактной, сложной для запоминания, шахматной информации, необходимой шахматисту для успешной игры. Стандартным способом транслирования информации в обучении шахматам всегда являлся показ шахматных позиций и партий на демонстрационной доске. Недостатки такого способа:
Эффективным способом решения этих проблем является использование информационно-коммуникационных технологий. Развитие информационных технологий сильно повлияло на современные шахматы: произошла оцифровка всей теоретической шахматной информации, разработаны игровые компьютерные шахматные программы, играющие сильнее топ-гроссмейстеров и позволяющие производить глубокий анализ позиций, созданы информационно-поисковые программы, служащие для работы с объемными шахматными базами данных. И, конечно, компьютерные шахматные программы широко используются в обучении. При реализации программы Стяжкиным Вячеславом Николаевичем используем 8 компьютерных лицензионных шахматных программ. Это игровые программы Fritz и Rybka, которые используются для обеспечения игровой практики учащихся с компьютером. В связи с временным ограничением использования компьютера на занятии играются только блиц и быстрые шахматы. Также используются обучающие программы: электронные шахматные решебники «СТ-АRT 4.0» и «Шахматные этюды», «Энциклопедия миттельшпиля и Стратегия шахмат», «Шахматные окончания: теория и практика». Все обучающие программы встроены в единую оболочку, имеют однотипный интерфейс и возможность переключения между собой. Представленные обучающие программы позволяют экономить время педагога при подготовке к занятию и используются при проведении конкурсов решения задач по тактике и разыгрывании позиций. При подготовке к теоретическим занятиям педагогом используются информационно-поисковые шахматные программы: российская Chess Assistant и немецкая Chess Base, предназначенные для работы с электронными шахматными базами данных. На данный момент для этих программ созданы базы более 8000000 партий, которые ежемесячно обновляются. Данные программы позволяют педагогу самостоятельно подбирать и транслировать на занятии учебный материал с помощью различных поисковых ключей, производить анализ позиций с помощью встроенных аналитических модулей. При сопровождении участников соревнований городского и выше уровней, в том числе одаренных детей, с помощью этих программ осуществляется подготовка учащихся к конкретному сопернику: из базы данных делается выборка партий соперника, анализируется и определяется его дебютный репертуар. На основании этого готовятся специальные дебютные варианты для данной партии. Для эффективного взаимодействия с учащимися используются цифровые средства дистанционного взаимодействия:
Применение цифровых технологий позволяет добиться динамичность и наглядности при транслировании учебного материала, позволяет эффективно расходовать время занятий, снижает умственную нагрузку на педагога, предоставляет возможность дистанционного взаимодействия с учащимися.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены