РАЗРАБОТКИ
|
Система упражнений по развитию речи младших школьниковДанная система упражнений по развитию речи поможет учителю начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения. Система упражнений развивает не только речь, но и мышление, память, воображение. Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Упражнения на развитие мышления. На уроках обучения грамоте и русского языка: 1) Разделите слоги на группы. Почему так разделили? А) Б) 2) Выберите лишнее слово. Почему?
Лишнее слово бег, так как написание буквы расходится с произношением.
Лишнее слово суп, так как произношении буквы не расходится с написанием. 3)
При изучении парной согласной. Лишнее слово рыбка, так как остальные слова проверочные, также ребёнок может сказать, что лишнее слово ягода. Потому что начинается на гласную, обозначает в начале слова два звука. 4)
Лишнее слово бык, потому что оно односложное, а остальные двусложные или трёхсложные. Также может лишним быть слово домик, так как это предмет не живой, остальные живые. Также лишним может тигрёнок, так как начинается с глухого согласного звука. 5) Разделите на две группы При изучении суффиксов на уроках обучения грамоте. 6) На уроках чтения фантазируем, перед прочтением текста. Если он с иллюстрацией предполагаем о чём пойдёт речь в тесте. 1) Произведение Е. Кузнеца «Ботинки».
2) Учитель называет слово, которое передаёт о чём будет текст. Проводится до чтения текста. Гриб О чём может идти речь в тесте, если в нём используется это слово.
Если скорость упала, можно взять другое слово и продолжить выполнение упражнения. Аналогично проводится, если называем два слова. Дети уже отвечают более полные предложения. «Кот» и « лист».
7) Общие слова. Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для мышления, так ка позволяют осуществлять операции анализа и синтеза. А) Назови фрукты…, рыб…, мебель…, птиц… Б) Назови одним словом:
8) Скажи наоборот. Упражнение в образовании антонимов в разных частях речи на уроках русского языка.
9) Один- много. На уроках русского языка при изучении темы единственного и множественного числа. 10) Большой – маленький. На уроках обучения грамоте при знакомстве с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Слова на заданный звук. Придумать такие слова не так просто. Это целый ряд мыслительных операций, необходимых на уроках русского языка в дальнейшем. Придумать, чтобы данный звук стоял в начале, середине слова, в конце. 11) Найди лишнее слово:
12) Детям предлагается рассмотреть ряды слов , которые можно объединить по какому-либо признаку. ТРАМВАЙ, ЭЛЕКТРИЧКА, АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, АВТОМОБИЛЬ. СВИНЬЯ, ОЛЕНЬ, КОРОВА, ОВЦА, ЛИСА, ВОЛК СИРЕНЬ, БЕРЕЗА, ДУБ, СМОРОДИНА, ЖАСМИН. ЛИМОН, ЯБЛОКО, ГРУША, СЛИВА, АПЕЛЬСИН. 13) Игра «Бывает – не бывает» Для игры вам понадобится мяч. Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно. Ситуации можно предлагать разные:
14) Игра «Подбери слово»
Гусь – гусыня.
Куры спят в курятнике
Зверей укрощает укротитель За кассовым аппаратом сидит кассир, в банке работает банкир. Продолжим эту игру.
15) Прятки А теперь поиграем в прятки. В этой игре слова, обозначающие животных, спрятались внутри других (в начале, в середине или конце слова).
16) Палиндромы Палиндром (перевертыш) - разновидность затеи, в которой слово или текст одинаково читается от начала к концу и от конца к началу. Например: "заказ", "доход". А вот фразы: "Дорога за город". Слова палиндромы:
17) Анаграммы Анаграмма - это перестановка в слове букв или фразе, образующая другое слово или фразу. Например: "бар" - "бра", "нос" - "сон» 18) Игра «Кто кем будет» Учитель показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?» Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Список литературы
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены