РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение новых форм игровых технологий в урочное и внеурочное время в соответствии с ФГОС НОО

Создание мотивации

Хочется начать своё выступление словами В.А.Сухомлинского: «Игра –  это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Задание аудитории. Вспомните, пожалуйста, свою любимую игру из детства.

(Ответы участников мастер-класса)

Конечно же, дети любят играть, это всеми известный факт. А кто из вас до сих пор с удовольствием УМЕЕТ играть? Поднимите, пожалуйста, руки.

(Ответы участников мастер-класса)

Прекрасно. Я раздам карточки тем коллегам, кто поднял руки, любит играть.

(Раздаю карточки)

Комментарий при раздаче карточек: «Замечательное качество взрослого человека – умение играть! Это умение отвлечься от проблем, всего, что происходит вокруг, быть только здесь и сейчас. Посмотрите на то, как играют дети! Насколько они вовлечены в игру. Весь мир перестаёт существовать для них в этот момент!».

Итак, прочитайте, что написано на ваших карточках. Давайте разобьёмся на 2 команды. Те, кто считают, что факт, указанный на его карточке, относится к отрицательным сторонам игры, получит синий жетон. А те, кто считает, что написанное на его карточке – это положительное качество игры, получит зелёный жетон.

Прочитаем поочерёдно написанное на карточках. Кто прочитает о «минусах» в организации игр?... А теперь назовём «плюсы»…

(Участники мастер-класса обсуждают положительные и отрицательные стороны организации игровой деятельности в урочное и внеурочное время с детьми. Получают синюю или зелёную карточку)

Всем спасибо помощь, за активное участие. Вы заметили, что многие из присутствующих стали улыбаться, почувствовали себя более комфортно? Психологи утверждают, что лучший способ сблизить, объединить любой коллектив – это правильно психологически его настроить, возможно, создать совместную игру. Думаю, что у меня получилось.

Актуальность

Напомню вам, уважаемые участники мастер-класса, что задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств обучения и воспитания детей.

История возникновения игровых технологий в отечественной педагогике началась ещё в начале XX века. Так как же рассудить: игровая – это устаревшая технология или современная?

«Игра – есть потребность растущего детского организма», - писала Н.К.Крупская. Использование игровых технологий в урочной и во внеурочной деятельности – это способ моделирования внешнего взрослого мира, его взаимоотношений, в процессе которого ребёнок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.

Игровые технологии активно использовали и используют педагоги всего мира до сих пор, доказывая их эффективность в учебно-воспитательном процессе. Значение игровой технологии в урочное и во внеурочное время при решении задач ФГОС состоит в том, что она может быть использована в качестве способа, приёма, метода, средства обучающего диалога при решении социальных, развивающих, обучающих, нравственных задач.

Благодаря тому, что у учащихся начальных классов есть потребность в игре, она может быть использована как эффективное средство воспитания. В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, решения задач в игровой форме. В результате учащиеся приобретают новые знания по содержанию игры. В отличие от прямой поставленной задачи, как это происходит на уроках, в познавательных играх она возникает как игровая задача самого ребёнка.

К.Д.Ушинский видел в игре серьёзное занятие, в котором он осваивает и преобразует действительность. «Для дитяти игра, – говорил он, – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребёнка именно потому, что понятнее, а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание…»

Игра во внеурочной деятельности помогает сплотить детский коллектив. Включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои действия, поступки, слова, правильно и объективно оценивать поступки других. Через игру можно привить ребёнку любовь и уважение к себе и к одноклассникам, ко взрослым и к родине.

В «Толковом словаре живого великорусского словаря» В.И.Даля указано, что «игра – забава, установленная по правилам; играть – шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья».

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Игровые технологии, как показывает практика, помогают детям легче усваивать программный материал, расширяют кругозор, повышают познавательную активность, создают атмосферу свободного и радостного творчества у детей, а значит, повышается эффективность учебного и воспитательного процесса.

Поэтому в современной школе появляются всё новые и новые формы игровых технологий, познавательных, развивающих, воспитательных и игр как в урочное, так и во внеурочное время работы с младшими школьниками. Мы с вами обсудили положительные и отрицательные стороны применения игр и игровых ситуаций в работе с детьми. Их нужно не только знать каждому педагогу, но и умело учитывать, использовать при организации своей работы.

Обобщение и систематизация знаний

Классификация используемых игр учителем довольно объёмная.

По области деятельности:

  • Физические
  • Интеллектуальные
  • Трудовые
  • Социальные
  • Психологические

По характеру педагогического процесса:

  • Обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие
  • Познавательные, воспитательные, творческие
  • Коммуникативные, диагностические, профоринтационные, психотехнические

По игровой методике:

  • Предметные
  • Сюжетные
  • Ролевые
  • Деловые
  • Имитационные
  • Драматизации

По предметной области:

  • Математические, химические, биологические, экологические и т. д.
  • Музыкальные, театральные, литературные
  • Трудовые, технические, производственные
  • Физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные
  • Обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие

По игровой среде:

  • Без предметов/ с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности
  • Компьютерные, телевизионные, ТСО
  • Технические, со средствами передвижения

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Игровая деятельность в обучении и воспитании учащихся используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • в качестве элементов более обширной технологии;
  • в качестве технологий внеклассной работы.

Место и роль игровой технологии в воспитательном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от того, какую изначально цель игры выбрал педагог, какой результат хотел получить по окончании данной игры.

Работа с использованием полученных знаний

Давайте разберёмся!

На экране вы видите классификацию видов игр. Отнесите предложенную мной игру к одному из этих видов. Я познакомлю вас с наиболее новыми современными играми, используемыми педагогами во внеурочной деятельности.

Игра «Пинг-понг»

К доске выходят два ученика и поочередно ставят друг другу вопросы. В этой игре можно задействовать небольшой яркий мячик. Ученик называет вопрос и бросает мяч своему сопернику. Учитель или одноклассники оценивает их ответы.

Как вы считаете, какова цель такой игры? (Проверка знаний)

К какому виду относится по характеру педагогической деятельности? (Контролирующий)

В урочном или внеурочном процессе можно использовать данную игру? Конечно, на уроке, причём, не только при проверке домашнего задания, но и при первичной проверке усвоения нового материала, а также при обобщении изученного. Эту игру можно применить абсолютно на всех учебных предметах.

Как эту же игру можно использовать во внеурочное время? (…)

С мячом, например, может быть ведущий ученик. Можно играть в группе, а не только в паре. Если цель педагога – закрепить изученный материал («Наглядная геометрия». Вопрос: назови фигуру, у которой 3 угла; «Занимательная грамматика». Вопрос: назови часть речи, у которой есть вопрос «где?» и др.) Если цель будет, например, социализирующая, коммуникативная, то задания могут быть такими. («Тропинка к своему Я». Держа мяч обеими руками два ребёнка пытаются вместе выполнить какие-то задания: присесть, наклониться вперёд и др.)

Игра «Аплодисменты по кругу»

Если цель игры – отдых, разрядка, то условия могут быть такими. Учитель первым хлопает в ладоши очень сильно, задача остальных по очереди хлопать всё тише и тише. Можно по рядам, можно первые парты, потом вторые и т. д. А можно выбирать следующего.

Коллеги, пожалуйста, назовите, к какому виду относится эта игра по игровой методике? (Имитационная)

А по области деятельности? (Психологическая)

В какой ситуации применима такая игра? (На уроке во время физ.минутки. Или в начале занятия по внеурочной деятельности как организационный момент…)

Игра «Диктант для шпиона»

Есть ещё одна простая, но интересная игра, применимая во многих областях. Она называется «Диктант для шпиона». Методические рекомендации следующие.  Класс делится на команды. Если игра проводится на уроке русского языка, то какой-нибудь текст делится по количеству команд. Листы с отрывками текста для каждой команды находится, например, на классной доске. Каждый член команды по порядку становится «шпионом». Его задача подбежать к листу, прочитать содержимое, запомнить, вернуться к команде и озвучить то, что удалось запомнить, чтобы члены команды смогли в точности написать. Далее выбегает следующий участник. Игра прекращается, как только одна из команд запишет весь текст.

Какая в данном случае может быть цель? (Предметные результаты – правильное написание слов на изученные орфограммы. Организационные результаты – распределить очерёдность при выполнении задания, раздача обязанностей…)

Контроль усвоения знаний

К любой поставленной педагогом на уроке или во внеурочной деятельности задаче можно придумать игру. Но о чём же нельзя забывать:

  • нельзя перегружать учебный или воспитательный процесс одними играми;
  • нужно неукоснительно соблюдать правила игры всеми участниками;
  • цель и задачи проводимой игры должны соответствовать теме и задачам урока/ занятия.

Ещё одной проблемой для учителя может стать разделение класса на команды. Существует много способов. Если нужно разделиться на 4 ученика, то дети соседних парт могут просто повернуться друг к другу, и команды готовы. Но если количество участников непарное, например, 5 человек, тут уже необходим другой способ. В игре «Умники и умницы», которую я для вас подготовила, например, дети делятся на команды с помощью жребия.

(Демонстрирую коробочку с листочками. На каждом листке яблоко определённого цвета: жёлтое, красное, зелёное. Кто какое яблочко вытянул, в ту команду и отправляется.)

Деление с помощью жребия удобно, если участники игры, например, незнакомы, учатся в разных классах параллели или в разных школах.

Среди одноклассников можно использовать разные способы ранжирования детей по командам. Например, учитель может неожиданно сказать: «Встаньте те, кто считает себя лидером!» Те, кто быстро встанут, например, 4-5 человек, и станут командирами, им предстоит за 1 минуту набрать из класса себе участников. Учитель сразу указывает количество человек в команде.

Может возникнуть в классе неприятная ситуация, когда по каким-то причинам, неучтённым учителем, при распределении детей по командам остаётся один ребёнок. Эта процедура приобретает социометрический характер. «Невостребованный» участник может почувствовать себя дискомфортно. Поэтому ведущий может предложить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.

Учебная игра обладает структурой, как и любая другая учебная деятельность (цель, средства, процесс, результат). Чтобы игровая учебная или внеурочная деятельность была эффективной, необходимо обеспечить определённые условия для её проведения, учитывать возрастные особенности учащихся.

Форм, приёмов игровых ситуаций много. Их любой педагог без труда может найти в специальной литературе, в сети Интернет.

Рефлексия мастер-класса

Любая технология, в том числе и игровая — это инструмент, который может значительно повысить качество учебного процесса, но не самоцель. Современный учитель должен уметь грамотно его использовать, держать под контролем и знать преимущества.

Важное правило для любой игры, игровой ситуации – создание положительных эмоций. А.С.Макаренко считал, что «…ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело». 

Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

У вас остались жетоны синего и зелёного цвета. Напомню, что зелёный цвет означал «плюсы» в применении игровых технологий, а синие – «минусы». Давайте общими усилиями превратим «минусы» в положительные моменты применения игровых технологий в образовательном процессе. Нужно только найти способ «КАК?» Назовёте путь решения проблемы для педагога, отклеим верхнюю часть жетона синего цвета, и он станет зелёным.

И в конце нашего мастер-класса в качестве рефлексии давайте используем современный приём, называемый кластер. Напомню, что кластер – это графическая форма организации информации. Пусть в качестве изображения, фигуры станет пятиконечная звезда. Ответим на вопрос: что для всех нас значит слово «игра»?

Приём «Кластер»

Использованная литература и Интернет-ресурсы:

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. – 143 с.
  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. – 254 с.
  3. Блонский П.П. Психология младшего школьника. Воронеж, 1997. – 243с.
  4. Венглер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка //Газман О.С., Харитонов Н.Е. В школу с игрой. М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
  5. Эльконин Д.Б.  Психология игры. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
  6. Тарасова И.А. Дидактические игры в начальной школе //Начальная школа. – №10. – 2002.
  7. Сайт «Органайзер для началки» https://organaizerdlyanachalki.blogspot.com/
  8. Сайт «Инфоурок». Курсовая работа на тему «Дидактические игры на уроках» https://infourok.ru/kursovaya-rabota-na-temu-didakticheskie-igri-na-urokah-1212008.html

Приложение 1

Приложение 2

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены