РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Работа в парах, как элемент формирования территории детства в дошкольной разновозрастной группе

В 1997 году школа и детский сад были объединены в единую структуру, которая получила название «Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пушнинская средняя общеобразовательная школа»»

При соединении двух групп (младшей – средней и старшей - подготовительной) в одну и объединении в единую структуру со школой появились проблемы:

  • не было опыта работы в дошкольной разновозрастной группе, где возраст детей составлял с 1,5 до 7 лет;
  • не было тесного контакта и взаимодействия между детьми разного возраста.

Одновозрастные пары традиционно формируются для занятий во многих ДОУ, но отличительные особенности работы в дошкольной разновозрастной группе:

  1. мало детей одного возраста, нет столкновений в интересах, нет достойной конкуренции;
  2. дети не научены распознавать позицию «лидера» и «подчиненного», меняться ситуациями, соподчиняться.

Первостепенной задачей стало собраться всем педагогическим коллективом. Найти пути решение проблемы взаимодействия детей разного возраста. Обеспечить преемственность дошкольной разновозрастной группы и начальной школы.

Целью для воспитателей стало обеспечение комфортных условий и доброжелательной коммуникативной среды при взаимодействии дошкольников разного возраста.

Педагогическим коллективом было решено познакомить с методикой работы в парах и внести элементы новизны для одного и разных возрастов.

В дошкольной разновозрастной группе была введена новая формулировка «работа в парах»

Имелось в виду, пары одного возраста и разного. Новую методику изучали воспитатели и одновременно обучали детей. Изменился подход в работе. Все чаще на занятиях использовались карточки. Они соответствовали возрасту и темпераменту ребенка. Воспитатель объяснял, как работать с ними детям. Карточка представлена рисунком, изображением, узором и т.д. Иногда используются простые текстовые задания, но только в подготовительной группе и для читающих детей.

При работе в парах дети учатся общаться, контролировать друг друга, находить компромиссы.

Воспитатель рассказывает и показывает, как правильно это делать. Разговаривать спокойно, уметь выслушивать другого, правильно строить предложение. Особое внимание обращает воспитатель на фразы, которыми обмениваются дети. Это важно, когда один ребенок принимает роль «лидера», а второй «подчиненного»

Работа с карточками в парах строится:

  1. воспитатель дает инструкцию по выполнению;
  2. ребенок получает карточку и приступает к выполнению предлагаемого задания;
  3. когда оба ребенка выполнили свое задание, они обмениваются им с соседом в паре;
  4. если упражнения одинаковые, то проверяют друг друга, аргументируют ответы;
  5. если задания разные, то в начале знакомят соседа с ним, потом беседуют по их выполнению;
  6. если появляются разногласия, то обращаются за помощью к воспитателю.

Из занятия «Счет в пределах 3» (средняя группа)

В ходе занятия детям предлагается карточка с заданием (они одинаковы). Инструкцию читает учитель. Дети выполняют задания самостоятельно, а затем меняются карточками и проверяют друг друга.

Детей стали учить взаимодействию, она бывает разная:

а) дошкольник находит ошибку и говорит второму ребенку ее;
б) дошкольник находит ошибку, но предлагает второму ребенку найти ее самому (усложненный вариант)

Из занятия «Гласные звуки» (подготовительная группа)

Игра «Найди потерянные гласные» (корректурная проба, за столами, взаимопроверка)

Инструкцию говорит воспитатель. На столах лежат карточки со звуками. Посмотрите внимательно, найдите среди них гласные и обведите их в красный кружок (каждому определенный звук называет воспитатель, потом меняются карточками и проверяют друг друга)

А У И О А Э У А
О У Э Э У И О Э
У О И У И Э Э У
О И О А И Э И Э
А У И Э Э А О У
У И А У Э О И Э
У О И У А О А О
Э А Э Э И О Э

Воспитатели при работе в парах знакомят детей с элементами оценивания и рефлексии. Учат принимать или не принимать оценку и аргументировать свой ответ.

Новым уровнем развития работы в паре стало сочетание детей разных возрастов.

Разновозрастные пары характерны для разновозрастных групп. Это особенность небольших поселений. Для работы в них необходимо научить:

  • младшим быть в позиции «лидера»;
  • старших уважать мнение младших,
  • младшим принимать помощь от старшего, выполняя задание самостоятельно;
  • старшего задавать вопросы младшим по материалу;
  • научить разновозрастную пару делиться своей работой с группой. Предварительно младший беседует с старшим, а старший рассказывает материал группе.

В разновозрастных группах работа в паре позволяет каждому ребенку быть и «лидером» и «подчиненным».

Из занятия «Насекомые»

1 вариант

На столах у детей картинки с изображением насекомых и диких животных. Воспитатель читает инструкцию. Первый ребенок из предложенных картинок выбирает насекомых и кладет на летнюю полянку. Его сосед выбирает диких животных и кладет картинку зимнего леса. Взаимопроверка между детьми. Если они не согласны с выбором напарника, то объясняют почему или обращаются за помощью к воспитателю.

2 вариант

Задание «Четвертый лишний». Среди насекомых нужно зачеркнуть животное. Для старших детей задание усложняется количеством картинок. После выполнения задания, дети меняются карточками и проверяют друг друга.

Из занятия «Профессии»

Инструкцию читает воспитатель. Задание на закрепление материала. В карточке нужно провести линии от человека определенной профессии к предмету, который он использует в работе. Старший ребенок примеряет на себя роль «учителя», он наблюдает и задает вопросы. При недопонимании обращается за помощью к воспитателю.

Роль воспитателя важна при работе в парах. Он создает предпосылки общения детей. Проводит индивидуальную работу на начальном этапе обучения работе в паре. Обучает методике работы детей, которые посещали другие сады.

Сегодня важна работа с каждым ребенком, поэтому и при подготовке карточек воспитатель учитывает особенности и возможности каждого ребенка.

Совместно с педагогическим коллективом, воспитатели достигли следующих результатов:

1. в образовательной деятельности

  • улучшилась продуктивность работы на занятиях игровой формы, так как у детей наладился контакт;
  • каждый ребенок стал чувствовать себя более комфортно, так как мог быть в позиции лидера не только старший, но и младший;
  • научились видеть и исправлять ошибки

2. в воспитательной деятельности

  • взаимодействие детей разного возраста проявилось и в самообслуживании и на занятиях. Старшие и младшие чувствовали себя на равных.

3. в преемственности начальной школы и дошкольной группы

  • при поступлении в 1 класс, не испытывают сложностей при работе в паре, так как они уже применялись в дошкольной группе

4. в повседневной жизни

  • в игре – умеют играть с группами детей разного возраста, хорошо развивается сюжетно-ролевая игра
  • в семье – наладился контакт между младшими и старшими братьями и сестрами, дети научились общаться и выслушивать взрослых.

Положительных результатов помогли достигнуть обмен мнениями педагогов и контроль.

Таким образом, один из элементов работы, это работа в паре, позволило создать комфортную среду, а следовательно и «территорию детства»

Работа в парах, подгруппах, группах является частью инновационной деятельности школы. Уходя из дошкольной группы ребенок не теряет территорию детства, что помогает при адаптации в 1 классе.

Список литературы

  1. Организация образовательного процесса в неклассно - урочной системе обучения: дидактические материалы: учебное пособие / сост. Е.С. Казько; М-во образования и науки РФ, ФГБОУВПО «ПетрГУ». Петрозаводск: Изд – во ПетрГУ, 2013.-128 с.
  2. Психолого-педагогический потенциал неклассно-урочной системы обучения в условиях малочисленной школы: монографическое исследование /Е.С. Казько, Т.И. Танцева, Г.Г. Столяров, З.Б. Ефлова; М-во образования и науки РФ, ФГБОУВПО «ПетрГУ». - Петрозаводск: Изд – во ПетрГУ, 2014.-108 с.
  3. Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для воспитателей / Б. Головина — «Издательские решения», 2016.
  4. Развитие общения со сверстниками/ Дошкольное воспитание // М.И. Лисина.- 2015.- №3. – С.22
  5. Няттиева В.С. Заметки воспитателя о работе в парах разновозрастной группы дошкольников по технологии КСО /В.С. Няттиева // Педпгогический вестник Карелии. - 2019. - №4. – С.22
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены