РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Дидактическое общение как условие формирования познавательной активности учащихся

«Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения».
Антуан де Сент-Экзюпери

Вопрос о дидактическом общении, как условии формирования познавательной активности школьников в последние годы стал довольно актуальным. Необходимость его теоретической разработки и осуществление практической реализации доказана педагогической наукой и практикой. Дидактическое общение, как сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между субъектами обучения, рождает положительное отношение к познанию и создаёт благоприятную среду для интеллектуального развития.

Характеристика педагогической действительности

  • У большинства учащихся процесс получения информации по предмету заканчивается выполнением домашнего задания.
  • Учащихся которые с интересом работают на уроке не достаточно много.
  • Учащиеся занимаются не ради получения знаний, а ради получения хорошей отметки.

Проблема

В настоящее время активизация познавательного процесса на уроке является одним из важнейших вопросов в дидактике. Большинство учащихся находятся в процессе обучения без желания получения знаний, в связи с чем ухудшается рабочая и психологическая атмосфера на уроке.

Ожидаемые результаты

  • Перенос акцентов при обучении на более развитое общение с учащимися.
  • Развитие инициативы и ответственности учащихся на уроке.
  • Развитие у учащихся интереса к получению знаний.
  • Развитие более глубоких контактов учителя и учащихся на уроке, а как следствие повышение успеваемости.

Как способ формирования познавательной активности учащихся была выбрана перцептивная сторона дидактического общения, как наиболее ярко выделяющая его значимость, так как основывается на эмоциональном обмене.

Критерии оценки познавательной активности.

  • Количество и содержание вопросов учащихся.
  • Стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности.
  • Эмоциональный настрой.
  • Стремление к завершенности учебных действий.

Факторы влияющие на получение результата

  • Психологический настрой учащихся.
  • Организация общения учителя с учащимися.
  • Отношения между учителем и учеником.
  • Багаж знаний учащихся.

Условия получения результата

  • Учёт учителем особенностей каждого ученика.
  • Постановка учителем вопросов заинтересующих учащихся.
  • Полнота использования учителем всех форм общения.

Процесс сбора информации и показатели оценки

В экспериментальных классах, в целях развития познавательной активности задавались вопросы, ответы на которые способствовали развитию четкого логического мышления, познавательного интереса к научным понятиям. Это были вопросы носящие проблемный характер, связанные с повседневной жизнью учащихся. Контрольный срез проводился на уроках следующей тематики: 8 класс- « Первая помощь при вывихах, растяжении связок, переломов костей» ; 9 класс- «Взаимоотношения между организмами».

Показатели оценивания познавательной активности

  • Количество и содержание вопросов учащихся (ВУ)
  • Стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности (СУД)
  • Эмоциональная настрой(ЭН)
  • Стремление к завершенности учебных действий (СЗУД)

Анализ результатов

Проявление познавательной активности учащихся восьмых классов

Вывод

Экспериментальные исследования дают основания утверждать, что при моделировании и реализации дидактического общения целесообразно шире использовать жизненный опыт учащихся, активнее вовлекать их в учебную дискуссию, поддерживать субъективную позицию ученика, организовывать проблемный характер обучения. Только в сочетании всего этого можно повысить уровень познавательной активности учащихся.

Рекомендации

Используя дидактическое общение, как один из факторов формирования познавательной активности необходимо, как можно глубже изучить психологию и способности учащихся, в противном случае можно не добиться поставленной цели.

Подготовил
учитель биологии Меделяев Д. Б.
с. Красная Криуш
а 2018 г.

Обзор используемой литературы

  1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. –М.: Академия, 2000.-187 с.
  2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособ. для вузов.-М.:Гардарики, 2001.-475 с.
  3. Каменская Е.Н. Педагогика: учеб. пособие/ Е.Н. Каменская.- М.: Дашков и К,2007.-316 с.
  4. Мудрик А.В. Общение школьников.- М.:Знание, 1987.-87 с.
  5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для вузов по пед. спец.В 2 кн.;Процесс воспитания.- М.: Владос, 1999.- 255 с.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации/ Профес. пед. б-ка.- М.: Народное образование, 1998.- 255 с.
  7. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика или как управлять поведением человека: Книга для учителя.- М.: Просвещение,1992.- 157 с.
  8. Честных Ю.Н. Открыть человека.- М.:Просвещение,1991.- 206 с.
  9. Цырлина Т.В. Встречное движение.- М.: Знание,1992.- 80 с.
  10. Педагогический поиск/ Сост. И.Н. Баженова.- М.: Педагогика, 1987.- 543 с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены