РАЗРАБОТКИ
|
Правовая компетентность будущего педагога как одно из условий успешности специалистаОтличительной чертой нашего общества является потребность в компетентных специалистах. Так как педагогический колледж готовит студентов к профессиональной педагогической работе по таким специальностям, как «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование», «Музыкальное образование» и «Педагогика дополнительного образования», то в результате освоения основной профессиональной образовательной программы согласно ФГОС СПО по специальностям выпускники должны обладать общими (ОК 1 - ОК 12) и профессиональными компетенциями (ПК 1.1 - ПК 4.5), соответствующими основным видам профессиональной деятельности. В общие компетенции выпускников включена в том числе «способность … строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих». Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Правовое образование - это неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания. Правовое образование наделяет человека особой силой, позволяет добиваться своих прав, реализовать себя и свои способности. Поэтому правовая культура как часть общей культуры человека нуждается в систематическом формировании, стимулировании. Как показывает практика, ведущая роль в развитии правовой культуры граждан принадлежит системе образования. Обновление и демократизация всех сторон общественной жизни России выдвинули принципиально новые требования к педагогу, который в том числе должен стать транслятором накопленных культурой правовых требований, норм и ценностей, владеющим правомерными методами педагогической деятельности и педагогического общения, использующим современные образовательные технологии с учетом норм действующего законодательства. Правовая культура педагога представляет собой часть общей педагогической культуры и реализованные в педагогической деятельности нормы действующего законодательства. Она выступает юридической характеристикой педагогического процесса и во многом предотвращает возникновение противоречий и конфликтных ситуаций. Правовая компетенция будущего педагога в колледже формируется в основном в рамках общественных дисциплин (таких как история, обществознание, правовое обеспечение профессиональной деятельности, права ребенка в современном мире и других), а также во время внеклассных мероприятий. Задача преподавателей общественных дисциплин состоит не в идеализации права и рассмотрения его как некой абстрактной вещи, а критическая оценка происходящего в правовой сфере, выделение положительных и отрицательных явлений. Изучение современного российского права должно опираться на реальные текущие изменения. Остановлюсь на основном предмете, формирующем правовую компетенцию студентов – это Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Его изучение начинается с входного контроля, когда можно определить уровень имеющихся правовых знаний в ходе беседы, и анкетирования (вот примерные вопросы для анкетирования). У большей части студентов колледжа на входном этапе уровень правовой культуры достаточно низкий (примерно 40 % могут ответить полно на все вопросы). Большинство студентов не верят в равенство права, его справедливость, часто упоминается коррумпированность различных правоохранительных органов и других органов государственной и местной власти. На этапе входной диагностики выявляются темы, вызывающие наибольший интерес у студентов и проблемы, на которые необходимо обращать внимание при изучении курса. Формирование правовой компетенции как составляющей общей компетентности студентов проводится на занятиях разных типов. В ходе лекций и проблемных лекций мной раскрывается широкий круг вопросов теоретического характера. Лекционные занятия позволяют не только изложить фундаментальные основы основных отраслей права, но и определить основные проблемные ситуации, в том числе возникающие в процессе педагогического труда, которые затем могут быть решены на занятиях практического характера. Процесс познания происходит через диалог, анализ нормативно-правовых актов, сравнение разных точек зрения и т. д.; Учебный материал отбирается в соответствии с критериями научности, проблемности, возможности интеграции знаний из различных научных дисциплин, связи с жизнью, поэтому в содержание учебных занятий включаются дискуссионные вопросы, статистические данные, ситуационные задания, ведь студентам не нужны абстрактные знания, они должны знать и понимать зачем изучается материал, где они смогут применить полученные знания и умения, зачем это нужно лично им. Только в этом случае можно формировать правовую культуру студентов. Большая часть часов отведена практическим занятиям, где с помощью анализа нормативно-правовых актов теоретические знания студентов переводятся в область их практического применения. Студенты анализируют нормативно-правовые акты, выполняют различные задания, а также на этапе закрепления решают правовые казусы, опираясь на нормы различных отраслей права. Примеры задач:
Возможные способы организации проблемно-диалогового обучения:
Именно в ситуации неопределенности обнаруживаются противоречия между имеющимися знаниями, опытом студента, способами решения, которыми он владеет, и учебной задачей. Я и студенты (при специальной подготовке) проводим групповые и индивидуальные юридические консультации по актуальным вопросам, в том числе связанным с учебной и профессионально-педагогической деятельностью. На учебных занятиях реализую следующие возможные способы организации проблемно-диалогового обучения Вот некоторые приемы словесной коммуникации. 1. Логическое осмысление правового явления. В таком случае педагог систематизирует яркие факты в своей речи. Например, рассказывая о том, как шел процесс формирования отдельных норм права, разъясняется сущность закрепившихся в действующем законодательстве юридических правил. Так, в нынешнем Семейном кодексе страны есть норма, запрещающая регистрировать брак между людьми, имеющими близкое родство (ст. 14 СК РФ). Вредные последствия родственного кровосмешения люди заметили давно. А потому история такого правила весьма длинна. 2. Разъяснение. В этом случае преподаватель показывает сущность того или иного юридического правила, иллюстрирует его многочисленными примерами для более прочного запоминания. Предположим, на уроке отрабатываются навыки практического характера— составление исковых заявлений в судебные органы с целью защиты своих прав. Предворяя работу, разъясняются особенности такого документа, принципы и правила его составления. Таким образом, методы словесного характера взаимодействуют с практическими. 3. Детализация. Объясняя сущность определенного правового явления, обращается внимание на отдельные составляющие его части. Например, разбирая с точки зрения теории права дефиницию «преступление», акцент делается на элементы, образующие его состав (таким образом, с помощью примеров, можно детально рассмотреть субъект, объект, субъективную и объективную стороны явления). 4. Разносторонняя оценка. Такой прием характеризуется высоким уровнем изложения материала. Предположим, обучающиеся при изучении понятия «право» обнаруживают существование многочисленных подходов в науке к этому понятию. Анализируя некоторые школы права (нормативистскую, социологическую, психологическую или естественно-правовую), они учатся сопоставлять позиции мыслителей, юристов и выделять их положительные и отрицательные стороны со своей точки зрения. Так они начинают понимать, что многие явления правовой действительности, несмотря на строгость и четкость правовых норм, нельзя оценить однозначно. Во многих случаях требуется детальное рассмотрение дополнительных фактов и прочее. 5. Обнаружение тенденции. При проведении правовых дисциплин нередко используются приемы исторического анализа того или иного правового явления с целью выявления тенденций его развития. Например, особенностями развития современной системы права в стране являются усиление человековедческих подходов законодателя при создании норм права, расширение частного права, интеграция с международными нормами права и проч. 6. Особенное значение факта. Аргументированные ответы — важное требование к студентам, которые именно на правовых дисциплинах должны отработать умения доказывать свою позицию по вопросу, давать конкретный совет при разрешении конфликтной правовой ситуации:
Преподаватель должен иметь в виду, что при одноразовом ознакомлении с правовым материалом студент может легко запомнить три—четыре факта. В этой связи составление плана урока, а также выделение минивопросов, которые следует усвоить, необходимо основывать на указанном количестве составных частей. Приведу еще пример обсуждаемых ситуаций:
Средством развития теоретического и практического мышления, актуализации, применения и закрепления знаний может являться использование игровых методов, (например, воображаемая пресс конференция с президентом или депутатом; разыгрывание различных ситуаций из жизни). Например, игру «Я уважаю твое право…» можно использовать в качестве закрепления по теме «Права и свободы человека и гражданина», когда студенты становятся в 2 круга лицом друг к другу и глядя соседу в глаза, говорят: «Я уважаю твое право на свободу…». Потом двигаются в другую сторону и говорят: «У меня есть обязанность….». Учитывая разноуровневую подготовку студентов и требования СанПиНа, применяю в своей работе дифференцированное обучение. Разноуровневые задания помогают поддержать интерес к предмету, повышать уровень усвоения знаний. Работа с дифференцированными заданиями позволяет учитывать особенности мыслительной деятельности студентов. Например, проверочная работа начинается с более легких задания и усложняется постепенно: 1) Какое выражение вам кажется более правильным: а) где общество, там и право; 2) Источниками права являются (выбрать правильные ответы): а) мораль; 3) Соотнести уровни принятия нормативно-правовых актов с видом нормативно-правового акта: 1. федеральные нормативно-прав.акты; а) Конституция республики Тыва; Часто студентам предлагается самостоятельно разобраться с дополнительным материалом и подготовить сообщения. Примерные темы:
В последнее время можно говорить о росте интереса студентов колледжа к предметам общественного цикла, об этом также свидетельствует тот факт, что все чаще студенты выбирают правовую тематику в качестве предмета исследований проектных, курсовых и выпускных квалификационных работ, они находят эти темы актуальными для себя. Примерная тематика:
Важную роль в формировании правовой культуры студентов играет и внеклассная работа: экскурсии, тематические общеколледжные классные часы, например, ежегодный по теме «За коррупцию расплачивается каждый из нас, встречи с приглашенными специалистами и гостями (это уполномоченная по правам человека в НСО, специалисты правоохранительных органов), проведение конкурсов плакатов, подготовка тематических классных часов для учащихся начальных классов школ (например, по теме «Права ребенка – мои права»). Такая деятельность позволяет привлекать большое число студентов, формирует у них устойчивый интерес к общественным дисциплинам и в конечном итоге формирует правовую культуру. Перед выходом студентов на психолого-педагогическую практику на 2 курсе для них организовывается установочная лекция, где в том числе я рассказываю о правовых основах их практики и знакомлю со следующими нормативно-правовыми актами:
Таким образом, изучение материала реализуется по спирали, т.е. теоретические знания становятся основой для практических занятий, а они апробируются в процессе самостоятельной, исследовательской деятельности и применяются в ходе всех видов практик, а также в дальнейшей профессиональной деятельности. Успешность формирования правовой культуры обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены