РАЗРАБОТКИ
|
Способствует ли преподавание курса ОРКСЭ в духовно-нравственном воспитании младших школьников?Хорошее воспитание надежнее всего защищает Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности. Каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Научить видеть духовные ценности, ориентироваться в них, культивировать их в своей жизни - это ключ к успешной самореализации юного гражданина общества. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание ребенка. Данную проблему необходимо решать в младшем школьном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Поэтому актуальность духовно-нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Таким образом, приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. Все вышеназванные проблемы в области духовно-нравственного воспитания требуют целенаправленного разрешения. Курс ОРКСЭ успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития, начиная с первой темы курса, единой для всех модулей – «Россия наша Родина».Или обратимся к темам уроков: «Совесть и раскаяние», «Милосердие и сострадание», «Золотое правило этики», «Дружба», «Подвиг», «Зачем творить добро?». Сами темы говорят о высоком воспитательном значении. В нашем лицее как и в других школах ведется курс «Основы религиозных культур и светской этики» для учащихся 4-х классов. Я считаю, что данный курс сегодня необходим. Он позволяет решать проблемы духовно-нравственного воспитания, укреплять семейные ценности. С переходом на новые стандарты, необходимо создать условия, при которых школьник мог бы научиться рассуждать, формировать собственное мнение. В новых стандартах особая роль уделяется духовно-нравственному воспитанию. Курс ОРКСЭ направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил на ХХ Международных Рождественских образовательных чтениях, что главной целью духовно-нравственного образования является «… приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья» Конечно же, только благодаря усилиям школы и семьи, могут создаться условия для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Если школа и родители станут союзниками, совместно будут находить наиболее эффективные способы решения проблемы, определят содержание и формы педагогического просвещения, то это поможет в формировании ценностных жизненных ориентиров. Общие задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования определены на основе национального воспитательного идеала, приведенного в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности:
Цель курса – приобщение школьников к нравственным и духовным ценностям в целях воспитания, становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Задачи:
Уроки ОРКСЭ призваны способствовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания, оказанию своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения. Нравственные нормы нельзя просто заучить, их надо глубоко осмыслить, прочувствовать и пережить, закрепить в поведении. Эти положения должны быть исходными при определении методики нравственного воспитания. Нравственное воспитание влияет на развитие духовно-нравственного потенциала воспитанника, на то, как ученик изменяется, поднимается на новую ступеньку нравственного совершенства. Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных ценностях и идеалах, лежащих в основе религиозных и светских традиций, а также на понимание их значения в жизни современного общества. Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в связи с религиозными, общечеловеческими ценностями. ОРКСЭ – это единственный предмет в школе, который предназначен для выполнения функции воспитания. Учащийся приобретает навыки толерантного поведения с людьми другой национальности. Курс играет важную роль, как в расширении кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования достойного гражданина России. Курс ОРКСЭ – это настолько «спорная новинка» в школе, что вызывает настороженность у всех поколений семей учащихся. Каждое задание подвергается критическому осмыслению. Каждый урок ОРКСЭ – это авторский и неповторимый урок, который проникает в душу учащегося и затрагивает её. Ребята стали более терпимо относиться друг к другу и окружающим, привлекают своих домочадцев к проблемам, возникшим на уроке. Дети проявляют активность на уроках, материал курса расширяет кругозор детей, учащиеся получают большое количество важной информации. На каждом уроке использую информационно - коммуникационные технологии (презентации, тестовый тренажер, видеоролики и т.д.), стараюсь устанавливать связь изучаемого материала с жизнью детей. На таких уроках чувствуется заинтересованность детей, ощущается особая атмосфера общей мотивации на разговор о вечных ценностях. Практически на каждом уроке проводим словарную работу со словами-символами (например, Христос, Богоявление, Боговоплощение и т.д.), названиями религиозных праздников, священных книг (Библия, Тора, Танах, Коран, Трипитака) и сооружений (например, храм, монастырь синагога, мечеть, пагода). Толкование слов осуществляется с помощью иллюстративного материала, чтения статьи учебника с правильной расстановкой ударения, записи слов в рабочие тетради. Для закрепления знаний использую тренажёрные тесты, кроссворды, раздаточный материал (например, изображён рисунок креста. Дети должны расшифровать и написать, что означают сокращения на его перекладинах). Практически всегда на уроках читаем христианские притчи, которые передавались из поколения в поколения, но не утратили своей мудрости и простоты. Притчи всегда побуждают человека к размышлению, несут в себе доброту и любовь, учат находить ответы на вопросы бытия. Притчи играют особую рoль, так как в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения. Они отражают ценности, идеи, обобщают имеющийся опыт. Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и ее основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает ее осмысление. Притчи являются одним из древнейших спoсобов передачи мысли и обучения молодежи. Нравственное здоровье каждого человека и каждой семьи анализируется и комментируется народным фольклором. Поэтому на своих уроках всегда использую произведения устного народного творчества. У каждого народа есть колоссальный по объему фонд пословиц, поговорок и о совести, и о чести, и о достоинстве. Например, «В кoм стыд, в том и совесть» (русская),:«Терпеливый достигнет мечты, а нетерпеливый опозорится», «Сделаешь добро – получишь добро, сделав другому зло - не жди от него добра», «Добром на добро может ответить каждый, добром на зло – только истинный мужчина», «Помоги даже врагу, если ему нужна помощь». Народная и религиозная мудрость – неиссякаемый источник знаний, достойный подражания. У всех народов во все времена воспитанием подрастающего поколения занимались бабушки и дедушки. Не случайно так высок авторитет пожилых людей и у христиан, и у мусульман, у иудеев, у буддистов. «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» (абхазская). Поэтому считаю, что очень важно для выполнения основных задач курса ОРКСЭ сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, ведь первым трудовым навыкам учатся не только у родителей, но и у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы, приобщают детей к истокам народного творчества, учат родному языку. А главное - они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Часто задания носят творческий характер: нарисовать рисунок, составить кроссворд, составить задания-почемучки. В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению предмета, применяются различные методы: метод дискуссий, исследовательский метод, проектирование. Все обозначенные выше формы организации деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания. Обучающиеся отмечают, что предмет интересный, изучают его с удовольствием, нравится предмет и его преподавание, вызывает интерес содержание учебника; нравится, что многие задания, предусмотренные учебником, нужно выполнять всей семьёй. Очень важно на уроках ОРКСЭ использовать игровые технологии. На одном из уроков «Основы православной культуры» ребятам была предложена игра «Спасибо». Участники в конце занятия встают в круг. По цепочке от одного к другому они продолжают одну фразу: «Спасибо тебе за…» Таким образом, подчеркивается важность сотрудничества, умение позитивно относиться к происходящему, толерантное отношение к другим мнениям и позициям. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Несмотря на то, что отметки по ОРКСЭ не выставляются, дети к уроку всегда готовы, материал знают, трудности у обучающихся вызывает совершенно новая терминология. На занятиях внедряется проектная деятельность учащихся. Последние уроки предполагают презентацию творческих работ учащихся на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Безотметочная система оценивания курса все - таки предусматривает контроль знаний обучающихся. Это – итоговое тестирование после 1 и 2 тематических разделов. И, как я отметила выше – защита проектов обучающихся в конце изучений предмета в каждом классе. Часть тем проекта предлагают нам авторы программы такие как: «Моя малая Родина», «Герoи России», «Мой друг», «Мой дедушка – защитник Родины» и т.д. Но многие ребята, исходя из материала, пройденного на уроке, а также своих возможностей предлагают темы близкие и интересные именно им с их точки зрения. В результате беседы ребятами были предложены такие темы: «Добро и зло в современном мире», «Добро и зло в русских сказках», «Моя маленькая Родина», «Мой дружный класс», «Традиции моей семьи», «Добрые дела в моей жизни» и др. И каждая тема решает определённые воспитательные задачи:
Во внеурочной деятельности применяются следующие виды: экскурсии, заочные путешествия,(Макаровский монастырь) викторины, проекты, праздники (традиционные – «Рождество Христово» и «Пасха». Я считаю, что предмет ОРКСЭ способствует духовно-нравственному воспитанию, воспитанию толерантности, способствует формированию УУД. Очень хорошо, что данный курс преподается в выпускном классе начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. ПРИЛОЖЕНИЕ Анкета Перед Вами список вопросов, нужно письменно ответить кратко на каждый из них. Анкета для родителей учащихся 4 класса МОУ «Лицей №31» г.о.Саранск по изучению курса ОРКСЭ 1. Как Вы относитесь к введению в учебный процесс школ нового курса?
2. Что повлияло на Ваш выбор модуля курса?
3. В чем Вы видите положительное значение введения курса?
4. В чём Вы видите риски, связанные с введением курса?
5. По Вашему мнению, носит ли воспитательный, нравственно-развивающий характер модуль курса?
6. Хотели бы вы, чтобы курс ОРКСЭ продолжал изучаться?
Анкета для учащихся 4 класса МОУ «Лицей №31» г.о.Саранск по изучению курса ОРКСЭ 1. Было ли тебе интересно на уроках по новому курсу?
2. Что тебе понравилось на уроках по новому курсу
3. Если тебе не было интересно на уроках по новому курсу, то почему?
4. Отметь, как обычно проходят уроки по новому курсу в твоем классе.
5. Хотел бы ты продолжать изучать этот курс?
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Как помочь школьнику организовать дистанционное обучение? Основы психолого-педагогического взаимодействия с подростками Как развить талант у ребенка: 6 советов для родителей Внимание, как условие сознательной деятельности Подготовка детей дошкольного возраста с нарушениями речи к овладению учебной деятельностью |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены