РАЗРАБОТКИ
|
Формирование гражданской компетентности обучающихся на уроках географии, истории и обществознания21 век: новые реалии и вызовы современности требуют новых подходов и способов деятельности и в образовании в первую очередь. Современный мир характеризуют такие явления как глобализация и интеграция. Эти процессы предполагают совместные усилия стран и народов, международных организаций в решении проблем мирового сообщества. Мир хрупок, нестабилен (у каждой страны свои геополитические интересы). Надо уметь договариваться, т.е. вести цивилизованный диалог. История взаимоотношения людей доказала эффективность именно диалоговой формы общения как в системе: народы - страны - международные организации, так и в системе: человек - общество - власть. Не только в мире, но и в современной России происходят грандиозные перемены и одна из таких перемен это формирование гражданского общества. Признаком которого можно считать диалог между людьми обществом и властью (и мы видим яркие примеры тому – функционирование Общественной палаты при президенте, прямые линии, молодёжный форум Селигер), где на обсуждение выносятся важные общественно значимые проблемы. И молодые люди должны быть готовы к активному участию в жизни страны и общества. Для молодого человека важно иметь гражданскую позицию, которая выражается в его отношении к окружающим людям, делам, событиям. Именно в школе создаётся модель ГРАЖДАНИНА, приобретается опыт демократических отношений через деятельность, важную и социально значимую. Современный мир требует от людей быть инициативными, активными. Чем раньше молодые люди начнут улавливать болевые точки окружающего мира, анализировать социально-политические, экономические, правовые ситуации, выдвигать новые идеи, подходы, предпринимать конкретные реальные действия по улучшению жизни, тем скорее можно ожидать позитивных перемен в общественном устройстве страны, в становлении гражданского общества. Сегодня становится очевидным, что навыкам политического участия, взвешенного обсуждения, навыкам принятия решения, толерантности к различным мнениям, умению идти на компромисс и предвидению последствий принимаемых решений необходимо учить. Одной из наиболее эффективных педагогических технологий гражданского образования, дающих такой навык, является Гражданский форум. Гражданский форум - это форма общественно-политической дискуссии, в ходе которой участники анализируют социально-политические проблемы и варианты их возможного решения с помощью специально подготовленных дискуссионных материалов. Всё вышесказанное определило цель работы: показать возможности применения технологии «Гражданский форум» для создания условий формирования гражданской компетентности, метапредных и личных результатов обучающихся. Задачи:
Возможности Форума на мой взгляд безграничны. Технология ГФ позволяет органично использовать весь арсенал современных образовательных технологий и подходов в обучении, например:
Моё мнение о технологии Гражданский Форум - интересно, продуктивно, требует от учителя высокой степени профессиональной компетентности, времени. География – единственный школьный предмет, относящийся одновременно к естественным и гуманитарным циклам, охватывающий всю систему «природа – человек - хозяйственная деятельность». Цель географии - формирование в сознании обучающихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. Содержание, методологический и методический потенциал открывают широкие возможности географии для формирования гражданской компетентности учеников старших классов через использование технологии Гражданский Форум. Темы географии 10-11 класса:
Я сопоставила и проанализировала тематическое содержание географии, истории и обществознания курсов 10 и 11 классов и пришла к выводу: интегрированные уроки можно проводить систематически, это только плюс - развитие и обогащение метапредметных, предметных и личностных результатов, формирование УУД, развитие познавательной активности и устойчивого интереса к учебным предметам у обучающихся. Темы для проведения Гражданского Форума:
Методика проведение Гражданского Форума. Гражданский форум - это один из способов участия школьников в общественной жизни путем обсуждения важных, общественно значимых проблем. Суть методики заключается в тщательном многостороннем анализе трех-четырех подходов к решению какой-либо общественно значимой проблемы в ходе направленного диалога. Технология организации и ведения гражданского форума — это технология диалогового общения. Участники гражданского форума должны быть открыты к восприятию идей других людей Важно то, что в ходе форума появляется возможность обсудить проблему с разных сторон, обсудить последствия разных подходов к ее решению. При этом кто-то из участников может в чем-то изменить свое мнение. В результате проведения форума участники не обязательно должны прийти к какому-то единому мнению. Цель его проведения – в том, чтобы найти общую основу для совместных действий. Гражданский форум как диалоговая форма обсуждения принципиально отличается от технологии дебатов, которая также широко используется в гражданском образовании. Понимание этих отличий необходимо как ведущему форума, так и его участникам. Существенным плюсом гражданского форума в плане воспитания качеств толерантной личности является то, что он позволяет научиться выражать свое мнение так, чтобы не стать чьим-то врагом. Гражданский форум используется для обсуждения сложных проблем, которые касаются интересов всего сообщества (например, класса или школы, или города) и для решения которых необходимы совместные действия людей. Не всякая тема может быть проблемой для рассмотрения в рамках методики «Гражданский форум». Выбранная тема должна иметь определенные характеристики, например:
Нецелесообразно выбирать для гражданского форума проблемы, которые отвечают следующим характеристикам:
Приведем несколько примеров проблем, которые могут служить темой для гражданского форума в аудитории, состоящей из старших школьников:
Участвовать в гражданском форуме на равных правах могут не только школьники, но и родители, учителя, представители общественности и органов власти, поскольку все они являются членами одного местного сообщества. Проблему для рассмотрения на гражданском форуме можно выбрать по предложению учеников или учителя. Необходимо, чтобы эта проблема волновала представителей всех категорий участников форума (напр., школьников и учителей) и могла быть решена только совместными усилиями; Имеются разные подходы к решению проблемы. Роль ведущего Ведущим гражданского форума может быть и ученик, и учитель; может работать группа ведущих. Они должны заранее хорошо изучить правила, подготовить вопросы, спланировать время проведения форума. Цель ведущего — помогать полноценному и всестороннему обсуждению проблемы.
Подготовка к форуму Для представления различных подходов к решению проблемы целесообразно попросить подготовиться отдельных ребят (родителей, других участников форума). На этапе подготовки к форуму ведущий и/или группа организаторов должны подготовить какие-то материалы, представляющие проблему. Важно, чтобы это были материалы, представляющие только объективную сбалансированную информацию и не содержащие оценок (описание ситуации, статистические данные, результаты социологических опросов, существующие правила в этой области и т.п.). Подобранные материалы для дискуссии могут быть представлены в виде брошюры, размещены на информационном стенде, «выложены» на специализированной страничке школьного интернет-сайта. Если материалы сложны и объёмны желательно, чтобы у участников форума была возможность познакомиться с ними заранее (например, за неделю до форума). В противном случае можно предложить их непосредственно в ходе этапа предварительного обсуждения. Для проведения гражданского форума следует подготовить аудиторию таким образом, чтобы участники могли сидеть в круге или за круглым столом, чтобы каждый видел каждого. Для ведущего могут понадобиться доска и мел или листы ватмана и фломастеры для записи. Обобщенный план проведения гражданского форума При проведении форума можно воспользоваться следующим планом: Шаг 1. Обозначение проблемы Представив краткий материал, подобранный с целью представления проблемы, ведущий задает учащимся серию вопросов (примеры вопросов приводятся ниже). Ответы желательно кратко записать на одной половине доски или на первом листе бумаги (можно использовать вместо этого компьютер и мультимедийный проектор). В ходе обсуждения важно акцентировать внимание участников на конечной цели: «В результате обсуждения у нас должна появиться общая многогранная картина проблемы. Нам предстоит определить, какие подходы могут существовать к данной проблеме, и каковы границы взаимоприемлемых действий». Возможные вопросы для организации предварительного обсуждения: 1. О чем говорят (свидетельствуют) эти слова (события, действия)?
2. Почему это является проблемой? (ответы в предельно краткой форме фиксируются на второй половине доски или на втором листе бумаги).
3. Все ли мы одинаково понимаем эту проблему?
4. Попробуйте сформулировать проблему, которую мы увидели? (Что это за проблема? Назовите ее. Как мы можем определить ее одним предложением?). Ведущий поясняет: назвать проблему - значит обозначить ее суть, не детализируя. Определение должно быть таким, чтобы каждый мог с ним согласиться. После того, как проблема названа можно предложить вернуться назад и посмотреть, соответствует ли краткое описание проблемы тому, что говорили участники о ее сути и о том, что именно их беспокоит. Шаг 2 - поиск подходов к проблеме Цель - подготовить проблему к представлению ее другим людям, определив различные подходы к ней. 1. Ведущий спрашивает:
2. Учащиеся делятся на примерно равные группы в соответствии с выделенным количеством подходов к проблеме. В группе предлагаются выполнить следующие задания:
3. Затем ведущий снова возвращается к самой проблеме и просит сформулировать вопрос для обсуждения таким образом, чтобы он отразил суть проблемы так, как это понимают участники. При этом важно подчеркнуть какое-то противоречие.
Шаг 3 — обсуждение (собственно «гражданский форум») Обсуждение непосредственно в рамках гражданского форума может быть построено следующим образом. 1. Ведущий объявляет начало «гражданского форума» и оглашает его цели. 2. Ведущий объявляет правила форума:
3. Если необходимо, нужно договориться о терминах, которые будут использовать участники форума (Расхождения в понимании терминов могут помешать увидеть суть проблемы и разных подходов к ее решению). 4. Далее проводится представление проблемы. Способом представления может служить:
5. Затем ведущий просит участников поделиться личным опытом и своими соображениями, связанными с обозначенной проблемой. Последовательно обсуждается каждый из представленных подходов к проблеме: сначала – один, затем – другой, после того, как он обсужден – третий и т.д. Крайне желательно, чтобы разные подходы представляли разные люди. Сначала дается короткое представление подхода (эту функцию можно заранее поручить отдельным участникам), затем ведущий просит участников рассказать, какие положительные и отрицательные стороны они видят в этом подходе; каковы могут быть его последствия. Если ни один из участников не находит аргументов в пользу какого-то подхода, можно спросить его: «Почему многие люди выбирают этот путь? Что они могли бы сказать в его поддержку?». Чтобы поддержать обсуждение, ведущий может задать следующие вопросы следующего содержания: 1)
2)
3)
4)
Практика показывает, что подросткам и представителям молодежи не просто бывает овладеть навыками цивилизованного диалога, быть терпимыми и внимательными друг к другу. Наиболее часто нарушаемое правило во время дискуссии - «Мы слушаем и слышим друг друга». Довольно часто реакция на то или иное мнение в процессе обсуждения выражается примерно так: «Что за глупость ты говоришь!». Преодолению этих недостатков, помимо участия в гражданском форуме, могут способствовать специальные тренинговые упражнения (напр., упражнение «Слушаем молча»). 6. Подведение итогов. Ведущий спрашивает:
В процессе участия в гражданском форуме его участники получают понимание того, как разные люди смотрят на обсуждаемую проблему. Формирование внимания, восприимчивости к этим моментам является необходимым компонентом воспитания толерантности у подростков. Шаг 4 - переход от обсуждения к действию Эта часть работы в принципе может быть проведена непосредственно на заключительной стадии форума. Однако, учитывая эмоциональную нагрузку, испытываемую участниками форума, лучше, если она будет носить несколько отсроченный характер. Однако промежуток между форумом и проведением этой стадии работы должен быть небольшим (2-3 дня). Учащимся стоит предложить два ключевых вопроса:
Особо следует подчеркнуть, что обсуждение той или иной проблемы в ходе гражданского форума может стать основой для выдвижения замысла и последующей реализации действительно значимого социального проекта. Использованы материалы
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены