РАЗРАБОТКИ
|
Проблематика рассказов и повестей в сборнике В.С. Токаревой "Мои враги"Рассмотрение образной сферы сборника В.С.Токаревой «Мои враги» позволяет охарактеризовать проблемное «поле» входящих в него рассказов и повестей. Необходимо указать, что под термином «проблема» в литературоведении понимается «…качество литературного произведения, его содержания и образного мира, выделение какого-то аспекта, акцент на нем, интерес, во многом определяющий тип читательского восприятия, разрешающийся по мере развертывания произведения», а также «особенность творческого процесса писателя, решающего в своей работе определенные задачи» [Николюкин 2003:стб.810]. По сравнению с ранним периодом творчества Токаревой герои из произведений, входящих в сборник «Мои враги» все чаще уходят от бытовых и насущных проблем, от любовных конфликтов и мелочных дрязг, обращаясь к извечным философским вопросам о смысле жизни, о достижении гармонии с собой и окружающим миром. Вместе с тем в центре внимания В.Токаревой по-прежнему остается проблема взаимоотношений отцов и детей, от решения которой тоже зависит понятие «жизненная гармония». «Мысль семейная» традиционна для творчества русских писателей, поскольку именно семья всегда была и будет "онтологическим" центром различных общественных и личных потрясений и катаклизмов. К проблеме взаимоотношений поколений В.Токарева обращалась и раньше, достаточно вспомнить рассказ «Пять фигур на постаменте», созданный более тридцати пяти лет назад. Но у зрелого автора герои наделяются мудростью человека с большим жизненным опытом, поэтому они остро ощущают неразрывную связь между прошлым, настоящим и будущим, снисходительнее, чем прежде относясь к «причудам» молодости. В произведениях В.Токаревой в большинстве случаев характеры героев ярче проявляются в ситуациях, выбивающих их раз и навсегда из установленного рутинного «режима»: автомобильная авария (рассказ «Ничего особенного»), трагедия на съемочной площадке («Коррида»), известие о женитьбе сына как о состоявшемся и совершенно неожиданном факте («Ты есть. Я есть. Он есть»). Так и в «Телохранителе» происходит «кризисная» ситуация, которая словно «выхвачена» писательницей из жизненного водоворота, захватывающего современных горожан. Токарева «обладает удивительным даром: убеждать, что описанное – не придуманная история о незнакомом человеке и даже не рассказ о хорошо знакомом, который вызывает интерес, а возможно, и сочувствие, - все это о нем самом, о читателе» [Савенкова 2000:25]. Как справедливо отмечает О. Шестых, Герои Токаревой, как и герои Чехова, оказываются вовлечены «в круговращение будней, исподволь разрушающее <.> сознание и чувство» [Шестых 2004: 100]. Татьяна, сломав ногу, видит причину своего несчастья в себе: «Не ценила свою жизнь, в которой было все: яркое прошлое, две руки, две ноги, голова, профессия, муж» [Токарева 2007:92]. Да и ближайшая подруга, преданная Валентина, «вроде собаки-дворняжки: незатейливая, но умная, преданная до слез» [там же:95], давно перестала благоговеть перед ней. Проблема добра и зла звучит и в других произведениях сборника «Мои враги». Истинная любовь к другому проявляется в жертвовании своими интересами и желаниями во имя благополучия близкого человека, вот основная мысль, которую хочет донести писательница до своих читателей.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены