РАЗРАБОТКИ
|
Образовательный туристический маршрут «Тропа загадок и чудес».Крылова Мария Олеговна, Пояснительная записка Экологическое воспитание и образование школьников играет важную роль в формировании личности ученика. Образовательная программа школы содержит программу формирования здорового образа жизни и экологического образования. Кроме того, эти задачи реализуются и через программу внеурочной деятельности. Одной из современных эффективных форм организации деятельности учащихся является образовательный туризм. Одним из направлений образовательного туризма является Экологическая Тропа, как средство приобщения детей к природе. Экологическая тропа - это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и практическая реализация доступных для ребят путей их решения. В данной методической разработке использованы следующие понятия: Образовательный туристический маршрут - это маршрут, в котором учащиеся совмещают отдых с обучением. Квестом называется организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой ученики осуществляют поиск информации по указанным адресам. Они создаются для того, чтобы лучше использовать время учащихся, чтобы использовать полученную информацию в практических целях, чтобы развивать умения критического мышления, анализа, синтеза и оценки информации. Экологическая тропа - это маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания. Экологическая тропа – это “учебно – экспериментальная лаборатория” нашей школы в природных условиях. Разработана с учётом природных и исторических особенностей местности, направлена на формирование у школьников потребности бережного отношения к природе и изучению предметов естественного цикла. Этим и определяется ряд требований к ее организации: выбору маршрута и его протяженности, составу экскурсионных объектов, созданию исследовательских групп. При выборе маршрута экологической тропы учтены основные условия, как:
Цель: формирование целостного представления об окружающей природе, совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, формирование экологической культуры поведения человека в окружающей среде. Задачи: а) Образовательная – расширить у учащихся знания об объектах и процессах окружающей нас природы. б) Воспитательная – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы. Обзор образовательного маршрута: Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строиться на основе непринужденного усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении. По назначению экологические тропы делятся на прогулочно-познавательные, познавательно-туристические и учебно-познавательные. Наиболее специализированы для цели обучения - учебно-познавательные экологические тропы. Их протяженность редко превышает 2 км. Они рассчитаны в первую очередь на посещение их учащимися и педагогами школ и должны быть легкодоступны. Поэтому чаще всего такие маршруты прокладывают в зонах городских и сельский рекреаций: в парках, лесопарках, зеленых зонах, вблизи населенных пунктов. Решающее условие для выбора тропы: доступность для посещения, привлекательность и эстетическая выразительность окружающего ландшафта, информационная ёмкость маршрута. В каждом конкретном случае на экологической тропе продолжительность экскурсии будет зависеть от состава группы, от цели экскурсантов. Например, для детей младшего возраста могут проводиться ознакомительные экскурсии на части учебной тропы продолжительностью 40–50 мин. Для детей постарше можно проходить весь маршрут тропы, изучая, исследуя все экскурсионные объекты, на интересующих, полюбившихся стоянках можно останавливаться подольше. Таким образом, продолжительность экскурсии определяется общей протяженностью маршрута, набором объектов, которые включаются в изучение или ознакомление. ПАСПОРТ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА. Применяемая технология: квест. Руководитель маршрута: Крылова Мария Олеговна, учитель географии и биологии. Возраст учащихся: 7-15 лет. Вид туризма: пешеходный. Местонахождение: Костромская область, Кадыйский район, посёлок Текун. Протяжённость: 1850 метров Назначение: просвещение, обучение, воспитание экологической культуры. Место и средство более подробного ознакомления с теми или иными биоценозами, представителями флоры и фауны, возможность оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу. Не все остановки тропы обязательны для прохождения во время экскурсии, при проведении тематических экскурсий часть остановок может быть пропущена, на других можно остановиться более длительное время и рассказ может быть подробнее. Реализация образовательного маршрута: образовательный маршрут доступен с мая по октябрь. В остальной период маршрут недоступен из-за погодных условий. Краткое описание границ маршрута: экологическая тропа расположена на территории Паньковского сельского поселения от МКОУ Текунской ООШ до берега р. Нёмда. $IMAGE2$ $IMAGE3$ Краткая характеристика объектов на маршруте: Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают информацию об этих объектах. Экскурсии по учебной экологической тропе предусматривают обучение, воспитание и активный отдых. Особое место среди этих компонентов отводится отработке навыков правильного, грамотного поведения в природе. Маршрут экологической тропы проходит по 5 станциям и включает участие школьников разных возрастов.
Начинается экологическая тропа со школьного дворика, пересекает луг, где находится остановка №2, далее овраг (остановка №3), сосновый бор (остановка №4) и заканчивается на берегу р. Нёмда (остановка №5). Следуя по маршруту, учащиеся заполняют экологическую карту маршрута.
Приложение №1 Правила поведения на экологической тропе В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам:
Приложение №2 Правила сбора лекарственных растений.
Приложение №3 Викторина-мозаика леса. 1. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятел) 2. Какие грибы растут на пнях? (опята) 3. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит) 4. Кто трижды поменяет своё обличье, прежде чем стать взрослым? (насекомое) 5. Куда зайцу бежать удобнее с горы или в гору? (в гору, у него задние ноги длиннее) 6. Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (белка) 7. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает очень быстро и легко так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают не хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами – Подсказка. Его считают большим трусишкой. (Заяц) 8. Это самый хитрый и осторожный зверью. Он умеет прекрасно маскируется, у него острые зрение, слух, а как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. Питается насекомыми, грызунами, птицами, иногда ежами, зайцами. – Подсказка. Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост. (Лиса) 9. Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь. – Подсказка. Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь) Приложение №4 Подготовить на выбор:
Приложение №5 1. Составить схему реки. 2. Рассказать о реке по плану:
Приложение №6 Проводится анализ полученных данных и делается вывод об экологическом состоянии маршрута.
Ожидаемые результаты. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены