РАЗРАБОТКИ
|
Образ первой мировой войны в литературе и искусствеМалышкина Н.С. В наше сложное, непонятное и прекрасное время многие исторические события кажутся совсем далекими и забытыми сегодняшними поколениями. В 21 веке, веке информационных технологий,при отсутствии надежды и веры в завтрашний день все чаще стали звучать призывы к возврату прежних ценностей –веротерпимости, дружбы, любви к Родине. Такую задачу – формирование патриотизма- поставило перед школой наше правительство, президент, да и мы сами. Но патриотизм не появляется вдруг на одном уроке, ему нужно учить всегда, везде, каждого. В том числе и на уроках истории, используя произведения искусства. Ведь именно искусство способно увлечь, заинтриговать, заставить размышлять человека о важнейших ценностях- любви к Родине, к жизни, взаимопонимании. На уроках истории необходимо использовать произведения искусства как дополнительный материал. Произведения искусства позволяют детям вжиться в то время, о котором рассказывает картина или стихотворение. Особенно ярко, живо и выразительно произведения искусства « говорят» о войне. О войне, жестокой и беспощадной, унесшей много жизней, о войне которая дает надежду и силу жить дальше……. Первая мировая война. Не секрет, что при изучении истории России ей отводится мало времени и мало уроков. Это неправильно. Первая мировая война –важная часть не только истории России, но и всемирной истории. Эту войну необходимо изучать, чтобы предотвратить их в дальнейшем. В 2015 году исполняется 101 год со дня начала первой мировой войны. Важная дата для изучений причин, итогов, как это было и как не должно быть. Изучение первой мировой войны, ее "белых пятен" необходимо для формирования патриотизма и гражданственности в наше сложное время, свободное от идеологических предпочтений. Но патриотизму невозможно научить только языком фактов и статистики. Ученики сами должны понять, почувствовать боль, горе, смерть, которые окружали людей 20 века. И здесь учитель должен использовать «погружение «в предмет, заставить учеников прочувствовать, размышлять, задуматься –почему, зачем, как? На таких уроках « погружения» в тему для усиления драматичности учитель использует отрывки из произведений, кинохронику. При изучении тем по первой мировой войне можно использовать отрывки из художественных произведений авторов «потерянного поколения» Потерянное поколение — это молодые люди, призванные на фронт в возрасте 18 лет, часто ещё не окончившие школу, рано начавшие убивать. После войны такие люди часто не могли адаптироваться к мирной жизни, спивались, заканчивали жизнь самоубийством, некоторые сходили с ума.(1) В 1930-1931 г.г. представитель литературы « потерянного поколения» Эрих Мария Ремарк пишет роман «Возвращение», в котором рассказывает о возвращении на родину после Первой мировой войны молодых солдат, которые уже не могут жить нормально, и, остро ощущая всю бессмысленность, жестокость, грязь жизни, всё-таки пытаются как-то жить. Эпиграфом к роману стали строки: Солдаты, возвращенные отчизне, В годы первой мировой войны впервые было использовано химическое оружие массового поражения при битве за Ипрский выступ в 1915 году. Последствия использования химического оружия ярко и выразительно описывается в романе Ремарка « Три товарища». «1917 год. Фландрия. На рассвете англичане открыли ураганный огонь. А к ночи, когда мы уже надеялись отдохнуть и откупорили бутылку, началась газовая атака. Правда, мы вовремя надели противогазы. Но у Мидендорфа маска прорвалась. Когда он заметил, было уже поздно. Пока он срывал ее и искал другую, он наглотался газа, и его рвало кровью. Он умер на следующее утро; лицо было зеленым и черным. А шея вся истерзана. Он пытался разорвать ее ногтями, чтобы глотнуть воздух.» (3,С.1.) Сильное впечатление на детей оказывают отрывки произведений, которые показывают войну как обыденное событие. Событие, которое неизбежно ведет к гибели людей, которые со смирением и покорностью приняли ее просто как факт. «В сущности, самыми умными оказались люди бедные и простые, — они с первого же дня приняли войну как несчастье, тогда как все, кто жил получше, совсем потеряли голову от радости, хотя они-то как раз и могли бы куда скорее разобраться, к чему все это приведет..» (4.С.3) Люди разных возрастов, разных профессий, из разных слоев населения, из разных стран. Волею обстоятельств они оказались на фронтах первой мировой, связанные общей судьбой. «Наша рота в резерве». «Наш возраст? мы все разного возраста.«Откуда мы? Из разных областей. Мы явились отовсюду». «Чем мы занимались? Да чем хотите. «Да, правда, мы разные». «И все-таки мы друг на друга похожи». «Связанные общей непоправимой судьбой, сведённые к одному уровню, вовлечённые, вопреки своей воле, в эту авантюру, мы все больше уподобляемся друг другу».(5, С.6) Самое страшное последствие войны, которое не написаны в учебниках –это списки миллионов погибших, их судьбы навсегда перемолола война. «Военные действия давно уже прекратились, а в газетах все еще появлялись списки убитых, раненых и пропавших без вести, – последние спазмы перерезанных артерий Европы. Разумеется, никто этими списками не интересовался. Чего ради? Живым надо решительно ограждать себя от мертвецов, тем более – от мертвецов навязчивых. Но утрата двадцатого века огромна: сама Юность. И слишком многих пришлось забывать. Я думаю, имя Уинтерборна появилось на какой-нибудь мемориальной доске в память павших воинов. Но и только. Его гибель никого особенно не огорчила.» (6, С.3) При изучении истории России используются отрывки из произведений русских писателей, военные песни тех лет. Русский народ встретил войну с патриотическим подъемом, который позже сменился горечью поражения и привел к революции 1917 года. Спите, солдатики, спите, соколики. Также в качестве дополнительного материала можно использовать картины художников, их биографии. Война коснулась художественной элиты того времени и самым непосредственным образом. На ее фронтах воевали многие художники, критики и музейные работники. Война изуродовала не только судьбы тех, кто сражался. Одно из самых страшных последствий войны- судьбы миллионов беженцев, стариков, женщин, детей, которые попали под ее жернова. Витебск. Железнодорожная станция. 1914 Марк Шагал Многие художники создавали художественные образы войны с темой жертвенного служения высокой идее, любви к родине. Кузьма Петров-Водкин создал "На линии огня" (1916) Наша цель-воспитание у подрастающего поколения чувства гражданственности, патриотизма и нравственности. Именно для этого и необходимо использовать дополнительные материалы на уроках. Список литературы.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Как помочь первокласснику адаптироваться к школе: Советы для родителей Сочинение ученицы 7 класса «Традиции моей семьи» «Преподавание истории – это наука или искусство» Формирование универсальных учебных действий у младших школьников как основа развития личности Опыт применения технологии проблемного обучения в процессе обучения математике Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены