РАЗРАБОТКИ
|
Педагогическая статья "Организация совместной творческой деятельности в образовательном учреждении"Автор: Царёва Наталья Петровна С-Пб ГКУЗ «Детский туберкулёзный санаторий «Дружба» Совместная творческая деятельность традиционно используется как средство воспитания. Для этого обратимся к идеям коллективного творческого воспитания. Эти идеи уходят своими корнями к Ж.Ж. Руссо, педагогам эпохи Возрождения. Большой вклад в их развитие внесли классики российской педагогики, прежде всего С.Т. Шацкий, который еще в 1908-1911 гг. в летней коммуне «Бодрая жизнь» выстраивал деятельность подростков по определенной технологии. В 1920-30-х гг. идеи воспитания в коллективной деятельности получили свое развитие в практике А.С. Макаренко. В 1950-е годы в научной школе, руководимой И.П.Ивановым, идеи воспитания в коллективной деятельности были детализированы до уровня технологии. Научным базисом технологии совместного творческого воспитания является организация внутренне мотивированной совместной деятельности, диалогического общения и субъектных отношений между воспитателями и воспитанниками. Психологическим содержанием деятельности, организуемой на основе указанных выше подходов, являются отношения заботы. И.П.Иванов отмечал, что «процесс воспитания может быть организован только на отношениях истинной заботы о создании условий для развития личности растущего человека. В практической деятельности самих воспитанников эти отношения культивируются в проявлении заботы друг о друге, об окружающих людях, окружающей среде. Л.Г. Борисова выделяет следующие принципы использования совместной творческой деятельности в воспитании:
Реализация этих принципов в совокупности позволит при использовании совместной творческой деятельности в воспитании. К.Д.Ушинский был убежден, что предоставление ребенку возможности свободного выбора, полной, широкой деятельности, поглощающей всю его душу, посильной для него, и является истинной целью жизни, так как цель эта — сама жизнь. В процессе совместной творческой деятельности решаются различные воспитательные задачи:
В процессе совместной деятельности у школьников закрепляется:
Таким образом, организация совместной деятельности способствует как развитию личностных, так индивидуальных качеств воспитанников. Ситуативное лидерство, взаимопомощь в ходе совместной работы создают возможность для творческого самоутверждения участников. Чувство товарищества, защита от некомпетентных оценок, эмоциональный комфорт снимают страх, стимулируют проявление инициативы. В деятельности, как в сотворчестве старших и младших возникают подлинно творческое обучение, товарищеское уважение, требовательность друг к другу, взаимопонимание, взаимовыручка. Открываются широкие возможности для активизации личностного развития за счет информационного обмена, интенсивного взаимообогащения воспитанников и воспитателей. В организации совместной творческой деятельности выделим три основных этапа:
Целостный цикл полного осуществления коллективной творческой деятельности И.П. Ивановым и его учениками был обозначен как коллективное творческое дело - КТД. Выделяют шесть стадий коллективного творческого дела:
Л.Г.Борисова дает представление (таблица 1) о деятельности воспитанников воспитателей на каждой из шести стадий КТД. Таблица 1 Технология деятельности воспитателя и воспитанников в процессе организации совместного творческого дела (КТД)
На первом этапе - совместного целеполагания и планирования важнейшим элементом становится процесс выбора смысла деятельности. Он происходит как согласование результатов ценностно-смыслового самоопределения каждого участника групповой или коллективной работы. Планирование работы со школьниками, выбор наиболее интересных и нужных дел, как, впрочем, и планирование самого дела, всегда вызывали значительные трудности в работе воспитателя. По всей видимости, это связано с тем, что правильно организованная процедура совместного планирования является процессом целеполагания, внутреннего принятия цели ее участниками, а руководство этим процессом - одна из самых сложных педагогических задач. Хорошо известно, что в случае формального подхода к планированию, участнику может быть обеспечена только позиция исполнителя, а не самостоятельного творца. Если воспитанник внутренне не приобщен к целям предстоящей деятельности, если он не осознал необходимость своего участия в ней, он оказывается в позиции объекта воздействия, который может работать рядом с педагогом, выполнять порученные ему задания, но самостоятельности и творчества он не проявит. Более того, в этом случае, как правило, провоцируется противопоставление инициаторов (участников разработки идеи) остальной массе участников, что вызывает отчуждение значительной части школьников от воспитательной работы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс совместного планирования является очень значимым в организации предстоящей деятельности. Педагогически неэффективно организованный процесс целеполагания приводит к понижению уровня воспитательной работы, искаженный - к полному ее разрушению. Демократический способ работы воспитателя заключается в следующих умениях:
Значимыми в этой процедуре оказываются защита своей идеи и реально предоставленный выбор наиболее удачных предложений, поскольку в ходе их осуществления и происходит принятие цели предстоящей деятельности. Ученик, участвуя в этом процессе, переводит ее с внешнего плана во внутренний, т.е. формулирует заказ самому себе. Внутреннее принятие цели деятельности определяет успех ее осуществления и воспитательную эффективность для участников. Для поддержания интереса школьников к процедуре планирования формы проведения совместного планирования лучше разнообразить. С этой целью могут быть использованы метод «мозгового штурма», различные формы совместной организаторской деятельности типа «журнал-эстафета», «смотр дружбы», «эстафета интересных дел», «рисованные фильмы», другие приемы, помогающие обеспечить выбор и защиту предложений. Завершается этот технологический фрагмент рефлексией всего события, в ходе которой создаются условия для осмысления каждым воспитанником и всеми участниками общего дела значения участия в планировании. Чём глубже будет анализироваться собственный опыт планирования, активнее извлекаться из этого события уроки на будущее, тем успешнее с каждым разом будет происходить совместное планирование. Значение правильно организованной процедуры совместного планирования велико, оно заключается в следующем:
Выделим следующие составляющие этого этапа:
На втором этапе – совместной подготовки и осуществления становится индивидуальное и групповое творчество, дающее богатые возможности для самовыражения. Действуя сообща, воспитатели и воспитанники находятся в непрерывном поиске: думают над тем, что и как сделать лучше, ищут и находят способы преодоления возникших трудностей, не останавливаются на достигнутом, не удовлетворяются совершенным, а извлекают уроки на будущее, поэтому их деятельность и становится творческим делом. Выделим следующие составляющие этого этапа:
На третьем этапе - совместного анализа достигнутых результатов ведущим становится рефлексия внутреннего мира, анализ собственных ценностей и их воплощения в деятельности. Выделим следующие составляющие этого этапа:
В целом, можно отметить, что для того чтобы при организации совместной творческой деятельности подростков происходило воспитание культуры самовыражения педагогу следует:
Используемая литература:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены