РАЗРАБОТКИ
|
Новые тенденции в научно-исследовательской работе в начальной школе.Автор: Пацуло Наталья Николаевна Современное образование решает целый комплекс задач, среди которых наиболее важными являются
Решить эти и другие задачи помогает ноосферное образование, целью которого является научение целостному динамическому мышлению посредством мыслеобразов. Работа с мыслеобразами используется мною не только на уроках, но и в таком внеурочном виде работы, как научно-исследовательская деятельность обучающихся. В качестве цели любого исследования школьников мы ставим триединство цели психологии познания как дисциплины и как закономерной природосообразной стадии, раскрытой Натальей Владимировной Масловой (в книге «Ноосферное образование»):
Таким образом, используя методологию природосообразного образования, нам удаётся быть успешными в данном виде деятельности. Отдельно хочется остановиться на работе с мыслеобразами в проектной деятельности обучающихся. Суть проектного обучения состоит в том, что учащийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учащимся конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов. Проектная деятельность в начальной школе позволяет сохранить интерес к исследованиям, творчеству, созиданию. Метод проектов самый распространённый вид исследовательского труда. Я много лет работаю по использованию пословиц и поговорок на уроках и во внеклассной деятельности. Мною была составлена подборка их к урокам русского языка, математики, окружающего мира, географии, истории, собран большой материал для внеклассных занятий. В качестве примера хочу немного остановиться на коллективном проекте «Красна речь пословицей». В игровой форме чётко определился объект исследования - люди (группа, класс) и предмет исследования – пословицы и поговорки, выдвинуты цели проекта. Разным группам ребят было предложено: собрать пословицы и поговорки на определённые темы, проиллюстрировать их; найти или придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц; инсценировать их. С каким воодушевлением работали ребята, придумывали задания для викторины (конкурса) о пословицах, готовили костюмы для инсценировки: пословица превращалась в яркий театральный сюжет. Сколько было фантазии! Мои ребята стали бережно относится к слову, друг к другу, дорожили дружбой класса. В результате работы был выпущен печатный сборник «Пословицы и поговорки в картинках» при активном участии родителей, собран информационный справочный материал. Анализ практики работы показывает, что возможности использования проектной деятельности не ограничены, а позволяют максимально реализовать творческие способности и замыслы учеников. Так при изучении темы «Роль фантазии в создании произведения искусства» в 3 классе ребятами были представлены индивидуальные проекты разной техники выполнения. Эти работы были представлены на городской выставке прикладного искусства. Занятия проектной и исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности школьников, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность, определяют социальную позицию ребёнка (деловые возможности). Все работы детей имеют практическую ценность – являются полезным материалом для уроков, предметных недель, становятся прекрасными экспозициями и украшениями класса, городских выставок. Цель моей работы с обучающимися является – стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения и личностный рост ребёнка. Задачи:
Работая по программе «Школа 2100», я с первого класса вовлекала своих учеников как в мини-исследования на уроках русского языка, математики, окружающего мира и других, так и в более продолжительные. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя, делаем выводы и фиксируем результаты. Например, каждый человек может заболеть, и тогда мы идём за помощью в аптеку, хотя многие лекарства растут у нас под ногами. Возникает вопрос, можно ли эти «лекарства» вырастить в домашних условиях, чтобы использовать зимой не в засушенном виде, а свежесобранными. Так моя ученица, Пурахина Татьяна, приступила к исследовательской работе «Лекарственные растения Мариинского района». Она посадила растения осенью дома и наблюдала за их ростом. Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов:
Эта работа стала и для многих родителей моих учеников интересным и захватывающим делом. Они вместе с детьми делали фотографии, выполняли несложные исследования по выращиванию растений, определению степени загрязнения воды, изучению экосистемы комнатного помещения; изучали с ребёнком определённую литературу и помогали подбирать информацию для теоретического обоснования исследования, помогали ребёнку готовить презентацию и защиту своей работы. К индивидуальным исследовательским работам я стала готовить учеников с третьего класса. Знакомя учащихся с научной картиной мира, я рассказывала, как много неизведанного рядом с нами, надо только это увидеть и захотеть понаблюдать, найти закономерности, определить проблемы и поиски решения их. Приходилось наталкивать на определённые темы исследования.
Помогая учащимся выбрать тему, учитель должен сам чувствовать себя исследователем. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Ожидаемым результатом явилось интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, моя работа для ученика имела следующие результаты:
Ребята чувствовали себя первооткрывателями, исследователями, что может быть важнее попыток поиска ответов на собственные вопросы. Мне хочется, чтобы учителя начальных классов не боялись различных нововведений, смело изучали их и претворяли в жизнь. Уверяю вас, что это нужно, прежде всего, нашим ученикам. А когда их глаза светятся от успеха, от радости собственных открытий, что может быть выше награды учителю.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены