РАЗРАБОТКИ
|
Формирование патриотизма у учащихся начальной школыЛ.В. Райденко, Человечество еще в седой древности убедилось в том, что кроме силы физической у человека есть сила духовная – верность своим убеждениям, непоколебимость перед трудностями, бесстрашие, уверенность в своей правоте. Понятие о силе духа, мужестве, волевой стойкости являются историческими, складываются постепенно. Эти понятия мы используем сегодня для патриотического воспитания подрастающего поколения. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала. В начальных классах учитель и классный руководитель в единственном числе, и специфика воспитания состоит в том, что обучение и воспитание взаимодополняют друг друга. Растить детей гражданами и высоконравственными людьми - значит передавать им духовный опыт отцов, дедов, прадедов. Без традиций - не народ, а просто население. Я в своём классе целенаправленно работаю над разработкой и проведением мероприятий, посвящённых этой проблеме. Работу по гражданско-патриотическому воспитанию я организую в три этапа:
На первом этапе (1-й класс) проводятся тематические классные часы: «История нашей семьи», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты нашей семьи», «Дедушкин альбом» и др. Детям предлагается отобразить тему «Моя семья» в рисунках, подобрать фотографии, рассказывающие о членах их семей. Классный час, посвященный Дню Матери, позволяет детям испытать чувство гордости за своих мам, дает наглядный пример проявления внимания и чуткости. В теме «Семья» я начинаю использовать проектную технологию. Дети совместно с родителями в 1 классе участвуют в таких проектах, как: «Я и моё имя», «Семейное древо», «Герб моей семьи», «Моя семья в годы войны». К этому занятию привлекаются дедушки и бабушки, сохранившие семейные предания и традиции. Конечно же, такие проекты ребёнку невозможно выполнить без помощи взрослых, но использование данного метода, несомненно, эффективно. Подобная совместная деятельность заставляет её участников бережнее относиться к своим традициям, способствует сохранению семейных связей. В результате реализации первого этапа у детей появляется чувство гордости за свою семью, растет интерес родителей к своим генеалогическим корням, выявляются новые факты семейных биографий. На втором этапе (2-й класс) начинается изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта и традиций. Классные часы «Край любимый», «Моя малая Родина», «Мои земляки» и др. частично выстраиваются на знаниях учащимися своего родного города, его улиц, предприятий, культурных и исторических памятников и затем пополняются в течение последующих лет обучения. Исследовательский проект "Символика города Ливны”, викторина «Знаешь ли ты историю своего города?» позволяют расширить знания учащихся о родном городе. Тестирование «Ты гражданином быть обязан!» выявляет представления о гражданских качествах человека. Экскурсии и прогулки являются составной частью работы в данном направлении. Постепенно дети приходят к осознанию понятия «малая родина», своей сопричастности к ее делам и заботам. На третьем этапе (3-й и 4-й класс) дети готовы воспринимать более сложный материал. Проводится цикл классных часов о родной стране: «С чего начинается Родина», «Наша страна – Россия», «О гербе, флаге и гимне», «Я - гражданин России», «Москва – столица нашей Родины». Дети получают представление о правах и обязанностях граждан России, изучают историю гимна, герба, флага нашей Родины. Игра «Историческое лото» позволяет воспитанникам задуматься над смыслом крылатых выражений, дошедших до нас из глубины веков: «Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и погибнет», «Лучше смерть, чем позор», «Сам пропадай, а товарища выручай». Экскурсии на Площадь Победы, в краеведческий музей, в музей микрорайона, к братским захоронениям с самого раннего детства приучают к бережному отношению к памятным местам. Именно здесь дети могут осознать, какой трудный долгий путь, насыщенный историческими событиями прошел наш родной город от маленькой деревянной крепости до промышленного города. Воспитанию патриотизма и гражданственности способствует участие класса в школьном конкурсе гимназического братства, в акциях "Мой сосед – ветеран”, выпуск классной стенгазеты, посвященной освобождению города Ливны от немецко-фашистских захватчиков, составление устного журнала "Орден в твоем доме”, Уроки мужества. В прошлом учебном году стихотворения моих учеников об Орловском крае, о родном городе Ливны были опубликованы в газете «Ливенский рабочий» Опыт работы в младших классах показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты, преломляется через традиции своего народа, родного края. Дети встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами – афганцами. Их живое слово оставляет в душах детей самое неизгладимое впечатление. Подобные встречи оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких, участников величайших событий истории, заставляют гордиться подвигом Родины. Большое впечатление и неподдельный интерес произвели на учащихся встречи с известными людьми нашего города: создателем гимна города М.Ю. Карасевым, писателем Г. Рыжкиным, краеведом О. Якубсоном, участницей ансамбля «Ливенские гармошки» Черниковой Л.М. В своём классе в этом учебном году, т.е. в 4-ом классе я провела анкету. В первом задании нужно было дописать предложение: «Россия - ...» Вот какие варианты ответов я увидела:
Во втором задании нужно было продолжить предложение «надо любить свою Родину, а это значит ...». Вот какие варианты ответов предложили дети:
Варианты ответов меня удивили, и я поняла, что дети чувствуют и понимают, что значит любить Родину. Я поняла, что наши дети умнее, чем порой нам кажется. В третьем задании нужно было дописать предложение «Когда я слышу слово «Ливны», я вижу ..., слышу ..., чувствую ...». Варианты ответов:
В последнем задании нужно было ответить на вопрос «Что бы ты изменил в городе, если бы был мэром?»:
Анализируя ответы детей, я увидела их любовь к своему городу, семье, к родному краю, к окружающим людям. Вот тот маленький гражданин, который думает о проблемах, т.е. мы видим выход на государственное осмысление проблем детьми. Дети видят, что политика должна быть направлена на развитие спорта, образования и т.д. Хочется верить, что сегодняшние мои ученики 4 класса продолжат традиции, которые были заложены у них в начальной школе, и станут достойным продолжением выпускников гимназии.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Мастер-класс для родителей на тему «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2-3 лет». Как летом развивать речь ребёнка Когда лучше начать изучение английского языка Как помочь ребёнку справиться со стрессом из-за полученных оценок? Боевая готовность: как ребенку быстро адаптироваться к учебному процессу |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены