РАЗРАБОТКИ
|
Научно-исследовательская работа «Курить - себе вредить»Авторы работы: Шевченко Светлана Максимовна Руководитель: Шевченко Ольга Васильевна Кто курит табак, тот сам себе враг! 1. Введение Актуальность исследования. Один из наиболее распространенных в мире факторов, губительно влияющих на здоровье, — табакокурение. Табак — единственный вид потребительской продукции, который, в конечном счете, убивает половину своих постоянных потребителей, являясь одной из причин высокой распространенности сердечно-сосудистых, онкологических и многих хронических заболеваний легких. Курение — главная причина болезней и преждевременной смертности современного человека.В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. В нашей стране, как и во многих других, ряды курильщиков пополняются в основном за счет подростков, молодежи. Курение и молодежь — очень серьезная проблема, и проблема не только медицинская, но и социальная. В настоящее время курение превратилось в массовую эпидемию, распространившуюся не только среди мужчин, но и среди женщин и подростков, что наносит существенный ущерб здоровью населения. Приобщение к курению начинается в школе, мальчики выкуривают первую сигарету в 9-10 лет, девочки в 13-14 лет. В нашей школе также много курящих подростков. Курение опасно не только для самих курящих, но и для окружающих их некурящих людей. Во многих странах мира развернута активная борьба с употреблением табачной продукции. В Российской Федерации в январе 2002 года был принят Закон «Об ограничении курения табака», который регламентирует производство и потребление табачных изделий, в 2008 году вышел Закон о запрете рекламы на табачные изделия, 1 июня 2013 года вступил в силу закон, вводящий полный запрет курения во всех закрытых общественных местах. Цель работы. Изучение отношения обучающихся МОАУ СОШ № 1 с. Возжаевки к курению и воздействия табачного дыма на живые организмы. Задачи:
Объект исследования — человек. Предмет исследования — здоровье человека. Выдвигаем гипотезу. Могу предположить, что курение вредит здоровью. Методы исследования:
2. Основная часть. 2.1. Что такое табак и откуда он взялся? Таба́к (лат. Nicotiána) — род многолетних и однолетних растений семейства Паслёновые. Культивируется как наркотическое средство, вызывающее кратковременную эйфорию. Употребление табака в различных видах и различными способами (курение, жевание, нюхание) вызывает зависимость. В Европе долго не было известно о табаке. Листья и семена табака были привезены из Америки в 1492 году моряками экспедиции Христофора Колумба. Когда его корабли пристали к одному из островов неизвестного материка, матросы с изумлением наблюдали, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из тлеющих листьев какого-то растения. Существовало поверие, что дымом они отпугивали москитов. Испытывая одурманивающее действие табака, индейцы приписывали ему волшебные свойства. Курили они и во время религиозных церемоний, пускали клубы табачного дыма по направлению к солнцу, где, по их мнению, и обитало божество “Моннито” - дух жизни. При встрече с матросами Христофора Колумба индейцы пытались в знак дружбы угощать их табаком. Если кто-либо отказывался от предлагаемой “Трубки мира”, это воспринималось индейцами как враждебное к ним отношение. Чтобы не обидеть индейцев Христофор Колумб и его матросы были вынуждены принимать угощение и курить, не смотря на тошноту и неприятное самочувствие. Постепенно часть матросов привыкли к курению табака. Испанский монах Роман Пано использовал растения в качестве декоративных.О табаке писали хвалебные трактаты, рассматривая его как чудодейственное средство на организм: очищает мозговые соки, уменьшает голод, жажду и пьянит, как вино.Екатерина Медичи, будучи больна, стала применять “нюхательный табак” от головной боли. Она испытывала кратковременное облегчение под воздействием никотина. Мода нюхать табак стала быстро распространяться. Вера в целебные свойства табака была настолько сильна, что во время эпидемии чумы в целях профилактики табак нюхали даже дети. Вскоре увлечение табаком сменилось глубоким разочарованием. Оказалось, что употребление табака вредно и опасно для здоровья. В 1680 году французский король Людовик XII издал декрет по которому только аптекари имели право его продавать. В других странах, лиц увлеченных курением строго наказывали. Например, с петлей на шее водили напоказ местным жителям в целях их устрашения, а злостных курильщиков даже казнили. В Сант-Яго в 1692 году пять монахов, уличенных в курении, заживо замуровали в монастырской стене. В России царь Михаил Федорович издал свод законов, в которых говорилось, что курильщиков табака следует наказывать шестьюдесятью палочными ударами по подошвам ног. А торговцам табака “пороть ноздри”, резать носы и ссылать в дальние города. Лишь Петр I, который пристрастился к табаку в Голландии, снял запрет на табак. 2.2. Состав табачного дыма. Сигарета содержит более четырёх тысяч вредных веществ! Запомнить на память все их конечно нереально. Тем неменее знать три самые основные группы токсинов надо. Первая группа - это смола. Она содержит в себе сильнейшие канцерогенные вещества, которые сильно раздражают ткани бронхов, а также и лёгких. А как известно, канцерогены - это вещества, способствующие развитию рака. По статистике 85 % заболеваний раком лёгких вызвано именно курением. Также курением вызвана большая часть раковых заболеваний полости рта и гортани. Смола также и есть самая главная причина кашля и хронических бронхитов у курильщиков. Ко второй группе относится сам никотин. Никотин - это наркотическое вещество, которое оказывает стимулирующее действие. Никотин вызывает привыкание, перерастающее в зависимость. Он содержится в листьях различных растений: табака, индийской конопли, польского хвоща и др. Никотин имеет сложное строение и обладает сильным отравляющим действием. Одной капли чистого никотина (0,05г) достаточно, чтобы умертвить человека. Все живые вещества очень чувствительны к никотину. Птицы гибнут при нанесении на клюв 1/4 части капли, собаки от 1/2, лошадь от 3 капель. К третьей группе вредных веществ относят токсичные газы. Самый главный ядовитый компонент – этоокись углерода, которую ещё называют угарным газом. Он образует с гемоглобином очень прочную связь, из-за чего происходит так, что количество гемоглобина, способного переносить кислород, уменьшается, что приводит к кислородному голоданию. По этой причине большое количество курильщиков мучаются постоянным кислородным голоданием. Это отчётливо ощущается ими при физических нагрузках. Особенно это заметно курильщикам при подъёме по лестнице или на пробежке, появляется быстрая одышка. В табачном дыму содержится 4 000 токсичных веществ, а это в 4 раза больше, чем в выхлопах машин. То есть курение сигареты на протяжении одной минуты можно сравнить с тем, что курильщик будет дышать выхлопами машины на протяжении 4 минут. 2.3. Вред курения для подростков. Когда человек впервые прикасается к сигарете, он не задумывается о тех тяжелых последствиях, к которым может привести курение. Когда же приобщаются к курению? В основном в школьном возрасте. Никотин появляется в тканях мозга спустя 7 секунд после первой затяжки. Мозг привыкает к постоянным никотиновым подачкам, чтобы поддержать нормальное самочувствие, приходиться «подкармливать» мозг никотином. А иначе появляется беспокойство, раздражительность, нервозность. Поскольку в период пребывания в школе, организм человека находится в стадии активного формирования, вред курения для подростков и юношей достаточно ощутим. Прежде всего, привычка замедляет темпы физического развития ребенка. Подросток, балующийся сигаретами, отличается худобой и нездоровым цветом лица. Однако это лишь внешние проявления курения. На самом деле, последствия для организма ребенка куда более плачевные. От воздействия вредных веществ, содержащихся в сигарете, страдают, в первую очередь, легкие и сердечнососудистая система. На стадии физического становления у ребенка уже появляется одышка, кашель. Кроме того, в виду не достаточной устойчивости организма к внешним воздействиям, страдает и сердце. Для подросткового возраста характерны активные гормональные изменения. Поэтому переходный период часто сопровождается повышенным или заниженным давлением, некоторыми коррективами в работе сердца. Курение усугубляет течение переходного периода, делая его более критичным. Никотин провоцирует сердце на более активную работу. Таким образом, оно изнашивается еще с достаточно юного возраста. Ничуть не меньшее влияние курение оказывает и на интеллектуальное развитие детей. Поскольку вместе с кровью вредные вещества, содержащиеся в табачном дыме, циркулируют по всему организму, они так же воздействуют на мозг и нервную систему. Последствия курения накладываются одно на другое, в итоге, не позволяя ребенку учиться в полную силу. Сразу после выкуривания сигареты подросток ощущает прилив сил, который быстро сменяется усталостью, подавленным состоянием. Естественно, что плохое настроение ребенка сопровождается стремлением увильнуть от учебной деятельности. Конечно, речь не всегда идет о прогулах. Чаще всего, ребенок проявляет низкую активность на уроке, становится невнимательным, несобранным, рассеянным. Подростковое курение отрицательно влияет на память и развитие основных мыслительных процессов. Чем больше сигарет ребенок употребляет в течение дня, тем худшую услугу он оказывает собственному интеллекту. Прежде всего, от курения сокращается объем памяти. По этой причине ребенок не всегда может справиться с многочисленными предметами школьной программы. Кроме того, слабее становится логика, подросток в меньшей мере становится способен к анализу, синтезу, абстрагированию. У курящего подростка происходят изменения чувствительности органов восприятия: ухудшается зрение, обоняние, слух. Кроме того, табачный дым провоцирует возникновение заболеваний в ротовой полости. Кариес, эрозия эмали, а так же характерный для нее желтый цвет становятся настоящей проблемой для подростка. Впоследствии они приводят к разрушению зубов. В организм ребенка обычно поступает несколько больше вредных веществ, чем в тело взрослого. Это связано не только с меньшей массой тела подростка, но и с особенностью «стиля» курения. Поскольку такая привычка обычно тщательно скрывается от родителей и учителей, ребенок курит достаточно быстро. Непродолжительные и глубокие затяжки способствуют проникновению в организм как минимум на 20% больше вредных веществ. Кроме того, достаточно часто ребенок использует недокуренные ранее табачные изделия. В них концентрация ядовитых элементов вовсе зашкаливает. Чтобы вовремя обнаружить и пресечь эту вредную для подростка привычку, родители должны обращать большее внимание на своего ребенка. Конечно, это не означает, что мама и папа должны устраивать обыски с целью поиска табачных изделий. Взрослым нужно следить за внешним видом сына или дочери, состоянием здоровья детей. 3.1. Социологический опрос и его анализ. Цель опроса - выявление отношения обучающихся нашей школы к курению, а также причин, которые способствуют приобщению молодых людей к курению. В анкетировании участвовало 108 обучающихся МОАУ СОШ № 1 с. Возжаевки. По результатам опроса сделали выводы:
3.2. Изучение действия сигаретного дыма на живые организмы. Действие никотина на семена огурцов. (Приложение, опыт № 1) По несколько семян огурцов положили в две ёмкости, в каждый из которых налили воды таким образом, чтобы она покрыла семена. В первую ёмкость налили водопроводной воды, во вторую – воды, в которой был растворен дым от сигареты. Через четыре дня в первой ёмкости появились проростки, которые в последующие дни увеличились в размерах, во второй проростки не появились совсем. Действие никотина на плесневый грибок. (Приложение, опыт № 2) В два полиэтиленовых пакета положили по небольшому кусочку хлеба. Первый оставили контрольным, во второй напустили дым от сигареты. Пакеты оставили в одинаковых условиях при температуре 25оС. В контрольном пакете кусочек хлеба покрылся плесенью через 6 дней. В пакетах с дымом от сигарет плесень не появилась и спустя 10 дней, хлеб лишь зачерствел. Из проведенных опытов можно сделать выводы:
4. Заключение В заключении исследования можно сделать выводы:
Помните - школьные годы это годы роста, как физического так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно навыки, привычки как полезные, так и вредные, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволит вам выбрать род занятий по душе и в будущем добиться успеха. Отказаться от курения очень трудно, так как это своего рода, наркомания. Для того, чтобы снизить процент курящих и создать негативное отношение к табакокурению, в школе должна проводится профилактическая работа, включающая в себя следующие мероприятия:
Мой выбор — ЖИЗНЬ без табака. 5. Список литературы и источников
6. Приложение:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены