РАЗРАБОТКИ
|
К вопросу о путях развития крупной формы в гитарном исполнительствеАнализируя литературу по истории развития крупной формы в гитарном исполнительстве, мы понимаем, что тема практически не затрагивается, либо освещается фрагментарно, а имеющиеся сведения не составляют целостной картины возникновения и развития явления и не определяют его место в истории музыкальной культуры. Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью жанра как исторического и художественного явления. Это побуждает к постановке двух взаимосвязанных проблем: 1. Определение исторических масштабов и художественной значимости явления в контексте музыкальной культуры, что предполагает выяснение причин, обусловивших возникновение крупной формы в гитарном исполнительстве, динамика его развития. Основанием для её решения может быть последовательно выстроенная картина истории предмета. В изучении истории крупной формы представляется важным следующее: - общеизвестно значение творчества великих мастеров для определения масштабов и значимости художественного явления. В их искусстве преломляются и развиваются основные тенденции эпохи, от эстетических до творческо-технологических, что даёт толчок для открытия новых горизонтов его развития. Необходимо подчеркнуть роль творчества выдающихся композиторов эпохи барокко, классицизма, композиторов XX века, повлиявших на развитие и формирование жанра. 2. Белым пятном в истории крупной формы в гитарном исполнительстве является XIX век. Возникает закономерный вопрос, почему появившись в XVII веке жанр, исчез в XIX, чтобы возродиться в XX веке? Цель исследования: а) определение масштаба и значения жанра в контексте художественного и исторического развития музыкальной культуры; Соответственно поставленным целям выдвигаются следующие задачи:
Источники исследования:
К вопросу истории развития жанров. Конец XIX- начало XX века ознаменовалось значительным развитием крупной формы в гитарном исполнительстве. Произведения крупной формы - сюиты, сонаты концерты – привлекают внимание слушателей, исполнителей, композиторов. Но, заняв видное место в музыкальной практике, история жанра не достаточно исследована, как художественное и историческое явление. Чтобы понять и проследить хронологически этапы «взросления» жанра, имеет смысл вернуться в эпоху Барокко, когда зарождались сюиты - которые стали фундаментальной основой жанра. Исследования позволяют хрестоматийно проследить основные тенденции развития крупной формы на протяжении четырёх веков, с момента зарождения в XVI веке, вплоть до XX века включительно. Если мы обратимся к старинным нотным изданиям, то заметим, что это, прежде всего сборники танцев – различных по характеру, темпу и ритму. Постепенно разрозненные танцы объединяются в циклы, которые со временем приобретают название сюиты. «В сюите представлены танцы немецкого (аллеманда), французского (куранта), испанского (сарабанда) и английского ( жига ) происхождения» / 5.стр.218-219/. По словам Б. Штрейнпресс, сюита стала «международной ассоциацией танцевальных жанров». Более полная характеристика дана в энциклопедическом музыкальном словаре: «Сюита – ряд, последовательность (фр.). Одно из значений – циклическая форма, состоящая из нескольких самостоятельных обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художественным замыслом. Развивалась из сопоставления двух танцев - медленного (павана) и быстрого (гальярда). Классический тип старинной танцевальной сюиты состоял из 4 частей: умеренно медленная аллеманда, быстрая или умеренная куранта, медленная сарабанда и стремительная жига. Жиге часто предшествовали менуэт, буре, гавот, полонез и. т. д., аллеманде – прелюдия (иногда с фугой )…. Все части старинной сюиты писались в одной тональности…. Сюиты писались с 16-го века для лютни, клавесина, оркестра и т.д. Высокие образцы её у Баха и Генделя (1-я половина 18-го века). …»/3. Стр.263/. Появление крупной формы в эпоху Барокко обусловлено несколькими причинами: – историческими, художественными, социальными. Но прямое воздействие на развитие жанра оказало творчество композиторов и исполнителей. В подтверждение вышесказанного имеет смысл привести некоторые факты – свидетельства популярности крупной формы у композиторов той эпохи. Знаменитый лютнист и гитарист Роберт де Визе (1658-1725) написал шесть сюит для гитары, Антонио Вивальди (1678-1725) - 2 концерта для лютни и струнной группы, И.С. Бах(1685-1750) – 4 сюиты для лютни (№1 – А - moll BWV995., №2 – е moll BWV996.,№3 – А-moll BWV997.,№4 – е -dur BWV1006a), Сириус Леопольд Вейс (1686-1750) – 6 сюит для гитары. Всё перечисленное свидетельствует о том, что сюита занимает особое место в гитарном исполнительстве той эпохи. Почему мы ставим сюиту у истоков крупной формы? Какие есть у нас основания делать подобные выводы? Рассмотрим то, что объединяет произведения крупной формы – это, прежде всего циклическая структура, контраст частей , танцевальные элементы. Есть некоторые противоречия в том, что касается периода появления сонаты и концерта, как жанров последовательно развивающихся от сюиты. По одним данным, в частности, у Б. Штрейнпресса говорится о том, что соната (церковная соната) и концерт появилась в 17-м веке ./5. стр. 219/. В энциклопедическом музыкальном словаре: « К концу 18-го века старинная сюита вытесняется сонатой»… /3. стр.263/. Как видим, данные двух вызывающих доверие источников достаточно противоречивы. В чём причина явления? Ответ на этот вопрос может послужить материалом для исследования. Если в эпоху Барокко особой популярностью пользовались сюиты и концерты, то в последующий исторический период, обозначенный как ранний Романтизм, гитара занимает особое место в музыкальной культуре. Появляется целая плеяда ярких композиторов-исполнителей, таких, как: Ф.Сор, М.Джулиани, А.Диабелли, Д.Агуадо, М.Каркасси, Н.Кост, Й.Мерц. Они и сформировали школу классической гитары, которой с успехом пользуются и современные гитаристы. ( Особое место занимает школа игры на 6-и струнной гитаре М. Каркасси.) Однако, исследуя музыкальную литературу по гитаре, видим, что особо популярным у композиторов-классиков стал жанр сонаты. Ф.Сор написал 3 сонаты (ор.25; ор.15; ор.22.) М.Джулиани -2 сонаты (ор.15; ор.96.) Как минимум по одному произведению написали А.Диабелли (Соната№2) и Н.Паганини (Большая соната). Сюиты и концерты, написанные для гитары в этот период, практически отсутствуют. Нечто подобное в истории развития жанра мы наблюдаем и в XIX веке – эпоху позднего Романтизма. Исключение составляет «Испанская сюита» Ор.47 Исаака Альбениса. Тенденция развивается на фоне полного отсутствия гитаристов-исполнителей, хотя и это утверждение достаточно спорное. Однако документальных свидетельств освещающих творчество исполнителей того времени практически нет. «Депопуляризация» крупной формы в гитарном исполнительстве связана с тем, что композиторы-романтики внесли серьёзные изменения в состав симфонического оркестра, значительно его увеличив. Это в свою очередь, в большей или меньшей степени способствовало появлению больших концертных залов. Технические и звуковые возможности гитары не могли соревноваться с мощным звучанием оркестра. Быть может, в этом феномене кроется причина забвения инструмента. Однако уже в начале XX века происходит интенсивный подъём интереса к гитаре в целом, и к произведениям крупной формы в частности. Эмануэль Понсе пишет: «Южный концерт»; 3 сюиты; 6 сонат для гитары. Концерты и сюиты для гитары украсили творчество Эйтора Вилла-Лобоса. Федерико Морено-Торроба пишет концерт, сонату и 3 сюиты. Марио Кастельнуово – Тедеско отдаёт дань гитаре, написав 2 концерта, сонату «Памяти Боккерини», и «Компостельскую сюиту». Концерты для гитары писали: Франциско Миньон, Александр Тансман, Хоакин Родриго, Астор Пиацолла(«Двойной концерт для гитары бандонеона и оркестра»), Лео Брауер(2 концерта), Карло Доминикони(2 концерта для двух гитар), Френсис Клейньянс(3 концерта), Роланд Диенс(2 концерта, один из них для гитары и 21 гитары), Марио Охана(1 концерт «Tiento»). Яркий всплеск интереса к гитаре в XX веке свидетельствует о расширении художественного мышления гитаристов, появлением новых средств художественной выразительности в их творчестве. Новаторство композиторов XX века заключалось в не традиционном подходе к формированию составов инструментальных ансамблей. Развитие научно-технического прогресса дало возможность гитаристам-исполнителям озвучивать большие залы, солировать с оркестрами. Появление ярких солистов стимулировало творчество композиторов, в связи с чем, появились произведения, посвящённые конкретным исполнителям: Э Вила Лобос посвятил концерт Андресу Сеговии, И Рехин «Гаванский концерт» – Александру Фраучи, М Охана – Нарциссо Йепесу, Амандо Бланква посвятил концерт Жану Рамону Джамениру, Х. Родриго «Фантазию для джентельмена с оркестром» и М. Костельнуово – Тедеско «Концерт №1»- посвятили Андресу Сеговии. Постепенно гитара заняла одно из лидирующих положений среди классических инструментов. Более того, возросло значение гитарного исполнительства в академической, культурной и социальной жизни общества.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Статей за текущий месяц нет.
Родителям
Выбор экипировки для занятий роллер спортом детям младшего школьного возраста История развития мультипликации Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников Как правильно подготовить первоклассника к школе Вовлечение семьи в процесс развития словаря детей младшего дошкольного возраста по средствами игр. |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены