РАЗРАБОТКИ
|
К вопросу о путях развития крупной формы в гитарном исполнительствеАнализируя литературу по истории развития крупной формы в гитарном исполнительстве, мы понимаем, что тема практически не затрагивается, либо освещается фрагментарно, а имеющиеся сведения не составляют целостной картины возникновения и развития явления и не определяют его место в истории музыкальной культуры. Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью жанра как исторического и художественного явления. Это побуждает к постановке двух взаимосвязанных проблем: 1. Определение исторических масштабов и художественной значимости явления в контексте музыкальной культуры, что предполагает выяснение причин, обусловивших возникновение крупной формы в гитарном исполнительстве, динамика его развития. Основанием для её решения может быть последовательно выстроенная картина истории предмета. В изучении истории крупной формы представляется важным следующее: - общеизвестно значение творчества великих мастеров для определения масштабов и значимости художественного явления. В их искусстве преломляются и развиваются основные тенденции эпохи, от эстетических до творческо-технологических, что даёт толчок для открытия новых горизонтов его развития. Необходимо подчеркнуть роль творчества выдающихся композиторов эпохи барокко, классицизма, композиторов XX века, повлиявших на развитие и формирование жанра. 2. Белым пятном в истории крупной формы в гитарном исполнительстве является XIX век. Возникает закономерный вопрос, почему появившись в XVII веке жанр, исчез в XIX, чтобы возродиться в XX веке? Цель исследования: а) определение масштаба и значения жанра в контексте художественного и исторического развития музыкальной культуры; Соответственно поставленным целям выдвигаются следующие задачи:
Источники исследования:
К вопросу истории развития жанров. Конец XIX- начало XX века ознаменовалось значительным развитием крупной формы в гитарном исполнительстве. Произведения крупной формы - сюиты, сонаты концерты – привлекают внимание слушателей, исполнителей, композиторов. Но, заняв видное место в музыкальной практике, история жанра не достаточно исследована, как художественное и историческое явление. Чтобы понять и проследить хронологически этапы «взросления» жанра, имеет смысл вернуться в эпоху Барокко, когда зарождались сюиты - которые стали фундаментальной основой жанра. Исследования позволяют хрестоматийно проследить основные тенденции развития крупной формы на протяжении четырёх веков, с момента зарождения в XVI веке, вплоть до XX века включительно. Если мы обратимся к старинным нотным изданиям, то заметим, что это, прежде всего сборники танцев – различных по характеру, темпу и ритму. Постепенно разрозненные танцы объединяются в циклы, которые со временем приобретают название сюиты. «В сюите представлены танцы немецкого (аллеманда), французского (куранта), испанского (сарабанда) и английского ( жига ) происхождения» / 5.стр.218-219/. По словам Б. Штрейнпресс, сюита стала «международной ассоциацией танцевальных жанров». Более полная характеристика дана в энциклопедическом музыкальном словаре: «Сюита – ряд, последовательность (фр.). Одно из значений – циклическая форма, состоящая из нескольких самостоятельных обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художественным замыслом. Развивалась из сопоставления двух танцев - медленного (павана) и быстрого (гальярда). Классический тип старинной танцевальной сюиты состоял из 4 частей: умеренно медленная аллеманда, быстрая или умеренная куранта, медленная сарабанда и стремительная жига. Жиге часто предшествовали менуэт, буре, гавот, полонез и. т. д., аллеманде – прелюдия (иногда с фугой )…. Все части старинной сюиты писались в одной тональности…. Сюиты писались с 16-го века для лютни, клавесина, оркестра и т.д. Высокие образцы её у Баха и Генделя (1-я половина 18-го века). …»/3. Стр.263/. Появление крупной формы в эпоху Барокко обусловлено несколькими причинами: – историческими, художественными, социальными. Но прямое воздействие на развитие жанра оказало творчество композиторов и исполнителей. В подтверждение вышесказанного имеет смысл привести некоторые факты – свидетельства популярности крупной формы у композиторов той эпохи. Знаменитый лютнист и гитарист Роберт де Визе (1658-1725) написал шесть сюит для гитары, Антонио Вивальди (1678-1725) - 2 концерта для лютни и струнной группы, И.С. Бах(1685-1750) – 4 сюиты для лютни (№1 – А - moll BWV995., №2 – е moll BWV996.,№3 – А-moll BWV997.,№4 – е -dur BWV1006a), Сириус Леопольд Вейс (1686-1750) – 6 сюит для гитары. Всё перечисленное свидетельствует о том, что сюита занимает особое место в гитарном исполнительстве той эпохи. Почему мы ставим сюиту у истоков крупной формы? Какие есть у нас основания делать подобные выводы? Рассмотрим то, что объединяет произведения крупной формы – это, прежде всего циклическая структура, контраст частей , танцевальные элементы. Есть некоторые противоречия в том, что касается периода появления сонаты и концерта, как жанров последовательно развивающихся от сюиты. По одним данным, в частности, у Б. Штрейнпресса говорится о том, что соната (церковная соната) и концерт появилась в 17-м веке ./5. стр. 219/. В энциклопедическом музыкальном словаре: « К концу 18-го века старинная сюита вытесняется сонатой»… /3. стр.263/. Как видим, данные двух вызывающих доверие источников достаточно противоречивы. В чём причина явления? Ответ на этот вопрос может послужить материалом для исследования. Если в эпоху Барокко особой популярностью пользовались сюиты и концерты, то в последующий исторический период, обозначенный как ранний Романтизм, гитара занимает особое место в музыкальной культуре. Появляется целая плеяда ярких композиторов-исполнителей, таких, как: Ф.Сор, М.Джулиани, А.Диабелли, Д.Агуадо, М.Каркасси, Н.Кост, Й.Мерц. Они и сформировали школу классической гитары, которой с успехом пользуются и современные гитаристы. ( Особое место занимает школа игры на 6-и струнной гитаре М. Каркасси.) Однако, исследуя музыкальную литературу по гитаре, видим, что особо популярным у композиторов-классиков стал жанр сонаты. Ф.Сор написал 3 сонаты (ор.25; ор.15; ор.22.) М.Джулиани -2 сонаты (ор.15; ор.96.) Как минимум по одному произведению написали А.Диабелли (Соната№2) и Н.Паганини (Большая соната). Сюиты и концерты, написанные для гитары в этот период, практически отсутствуют. Нечто подобное в истории развития жанра мы наблюдаем и в XIX веке – эпоху позднего Романтизма. Исключение составляет «Испанская сюита» Ор.47 Исаака Альбениса. Тенденция развивается на фоне полного отсутствия гитаристов-исполнителей, хотя и это утверждение достаточно спорное. Однако документальных свидетельств освещающих творчество исполнителей того времени практически нет. «Депопуляризация» крупной формы в гитарном исполнительстве связана с тем, что композиторы-романтики внесли серьёзные изменения в состав симфонического оркестра, значительно его увеличив. Это в свою очередь, в большей или меньшей степени способствовало появлению больших концертных залов. Технические и звуковые возможности гитары не могли соревноваться с мощным звучанием оркестра. Быть может, в этом феномене кроется причина забвения инструмента. Однако уже в начале XX века происходит интенсивный подъём интереса к гитаре в целом, и к произведениям крупной формы в частности. Эмануэль Понсе пишет: «Южный концерт»; 3 сюиты; 6 сонат для гитары. Концерты и сюиты для гитары украсили творчество Эйтора Вилла-Лобоса. Федерико Морено-Торроба пишет концерт, сонату и 3 сюиты. Марио Кастельнуово – Тедеско отдаёт дань гитаре, написав 2 концерта, сонату «Памяти Боккерини», и «Компостельскую сюиту». Концерты для гитары писали: Франциско Миньон, Александр Тансман, Хоакин Родриго, Астор Пиацолла(«Двойной концерт для гитары бандонеона и оркестра»), Лео Брауер(2 концерта), Карло Доминикони(2 концерта для двух гитар), Френсис Клейньянс(3 концерта), Роланд Диенс(2 концерта, один из них для гитары и 21 гитары), Марио Охана(1 концерт «Tiento»). Яркий всплеск интереса к гитаре в XX веке свидетельствует о расширении художественного мышления гитаристов, появлением новых средств художественной выразительности в их творчестве. Новаторство композиторов XX века заключалось в не традиционном подходе к формированию составов инструментальных ансамблей. Развитие научно-технического прогресса дало возможность гитаристам-исполнителям озвучивать большие залы, солировать с оркестрами. Появление ярких солистов стимулировало творчество композиторов, в связи с чем, появились произведения, посвящённые конкретным исполнителям: Э Вила Лобос посвятил концерт Андресу Сеговии, И Рехин «Гаванский концерт» – Александру Фраучи, М Охана – Нарциссо Йепесу, Амандо Бланква посвятил концерт Жану Рамону Джамениру, Х. Родриго «Фантазию для джентельмена с оркестром» и М. Костельнуово – Тедеско «Концерт №1»- посвятили Андресу Сеговии. Постепенно гитара заняла одно из лидирующих положений среди классических инструментов. Более того, возросло значение гитарного исполнительства в академической, культурной и социальной жизни общества.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены