РАЗРАБОТКИ
|
Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Направление – экологическое воспитание.Материал подготовлен воспитателем начальных классов ГБОУ «Школа-интернат №2 VII вида” г. Твери Чистяковой Л.А. Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются сегодня в контексте национального воспитательного идеала. В Концепции такой идеал обоснован, и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Перечень базовых национальных ценностей, приведенных в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является обязательным. Общие задачи воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:
В каждом из этих направлений раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей. Любовь к природе заставляет нас обратить особое внимание на экологическое направление духовно-нравственного воспитания школьника. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, быть трудолюбивым, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней, охранять окружающую среду. Одно из основных условий успешного решения вопросов охраны окружающей среды – высокая экологическая культура населения. Процесс формирования экологического мировоззрения затрагивает разные уровни и сферы развития личности, является обязательным этапом становления ее социальной сущности. В этой связи, проблема создания целостной, эффективной системы экологического воспитания – важнейшая социальная проблема государственного значения. Почему это так необходимо? Что послужило тому причиной? К числу актуальных, острых относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Спасти окружающую среду от уничтожения человечество сможет только при условии осознания своей собственной позиции, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля. Экологическое воспитание формирует ответственное отношение к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых норм природопользования, пропаганду идей, активную деятельность по изучению и охране природы своей страны. Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве образовательных, воспитательных, развивающих задач. Образовательные задачи – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения. Воспитательные – формирование мотивов, потребностей и привычек целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни. Развивающие – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния окружающей среды своей местности и ее улучшению, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности). Наша школа находится в непосредственной близости к природе – Бобачевской роще, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Она расположена в Московском р-не г. Твери. Площадь – 20,5 га. Является памятником природы с 1982 г. Во все времена года (практически ежедневно) мы посещаем Бобачевскую рощу. Наблюдаем за природными изменениями, играем в познавательные игры: «Найди дерево по его приметам» и т.п. Во время экскурсий, прогулок собираем осенние листья, сосновые и еловые шишки, интересные по форме сучки и т.д. В свободное от самоподготовки время готовим поделки из осенних листьев. Мероприятия экологической направленности в начальной школе. 1. Проводим недели экологии в рамках предметных декад. В течение предметной недели была организована выставка поделок обучающихся, прошли открытые уроки, внеклассные мероприятия. Проявился интерес родителей к проведению предметной недели – помогали детям готовить поделки, присутствовали на внеклассных мероприятиях. Проводились конкурсы плаката и рисунков на тему экологии. Умение видеть красоту окружающего мира – основа истинной любви к природе, бережного отношения к ней. Были проведены классные часы. На заключительной линейке по декаде экологии подведены итоги в конкурсах – плаката, рисунка, поделки, состоялось театрализованное представление «Кто спасет зеленый лес»; игры и конкурсы на экологические темы. Экологические экскурсии: «По экологической тропе». Конкурсы:
Экологические акции:
Экологические праздники: февраль – масленица; март – День птиц. Выставки:
Классные часы – проводились по планам классных руководителей, учитывая план воспитательной работы школы и экологический календарь. Экологические проекты:
В процессе экологической работы используется ИКТ:
Совместная трудовая деятельность. Выращивание растений и уход за ними на разных фазах их развития:
Имея опыт работы учителя, проводя внеклассные мероприятия, я пришла к выводу о необходимости формирования экологических знаний у младших школьников на уроках, но с обязательным продолжением во внеклассной работе. Важным аспектом экологического воспитания я считаю и просвещение родителей учеников. Это знание ими физиологических особенностей детей: значение для развития, роста и умственных способностей ребенка полезной пищи, физических упражнений, закалки; умение вести себя в природе, бережно к ней относиться. Провожу родительские собрания на экологические темы. Я знакомлю детей, а также их родителей с правилами питания (валеологией). Нарушение по отношению к еде, проявляющееся в переедании и последующем ожирении, впоследствии приводит к различным болезням. Небрежное отношение к еде, беспорядочное питание, неразумное недоедание тоже является причиной многих заболеваний. Целью моих бесед стало ознакомление школьников и их родителей: с требованиями гигиены питания; со значением пищи для роста детей, их физического и умственного развития; с режимом питания школьников, со значением полезных продуктов; с пользой теплой и жидкой пищи; разъяснение вреда чрезмерного увлечения сладостями и хлебобулочными изделиями. Систематически провожу с детьми уроки здоровья. Особое внимание уделяю соблюдению детьми режима дня в различное время года, стараюсь на практических примерах убедить детей осознанно следить за своим здоровьем. «Что ты должен и чего не должен делать, чтобы быть здоровым?» Дети стараются ответить на этот вопрос. «Грязь и неряшливость в одежде – пренебрежение к своему здоровью». Интересные беседы провожу по экономному, бережному расходованию воды в хозяйстве. С помощью экскурсий на притоки р. Волга (Тьмака и Лазурь) показываю, что забота о воде необходима. После каждой экскурсии задаю вопросы:
Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природы и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе. Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. М.М. Пришвин писал: «Охранять природу – значит охранять Родину». Планируемые результаты экологического воспитания:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены