РАЗРАБОТКИ
|
П.А. Широков и Казанская геометрическая школаИльнара Ирфановна Каримова Я учусь в Казанском федеральном университете, в Институте математики и механики имени Н.И. Лобачевского. Считаю, что каждый образованный человек должен знать историю развития той области, с которой хочет связать свою дальнейшую профессию. История Казанского университета, биографии известных казанских математиков помогут узнать, какую роль сыграла казанская школа математиков в развитии отечественной науки. Для ее изучения был выбран период, связанный с именем Петра Алексеевича Широкова, создателя Казанской геометрической школы, в ХХ веке. Известно, что Николай Иванович Лобачевский прославил университет на весь мир, совершив революцию в науке, но основателем Казанской школы геометров считается Петр Алексеевич Широков. Его работы, продолженные и после его смерти учениками, заложили основу этой известной в стране научной школы. Пётр Алексеевич Шикоров родился 9 февраля 1895 года в семье преподавателя естественных наук Казанского реального училища. Начальное образование он получил в домашних условиях и в 1907 году был принят во второй класс Третьей Казанской гимназии. С детства его привлекало изучение жизни природы. Он собрал коллекцию бабочек и получил. Однако с тринадцати лет смышлёный парень начинает усиленно заниматься математикой, и его интересы начинают меняться. Толчком, которое побудило его обратить внимание на эту наук, послужил упрёк учителя математики, который дал безнадёжную оценку математическим познаниям гимназиста Широкова. В старших классах гимназии он самостоятельно изучил «Энциклопедию элементарной математики» Вебера, некоторые работы Клейна, Пуанкаре, Гильберта, связанные с неевклидовой геометрией, а также геометрические работы Лобачевского. Окончил Пётр Алексеевич гимназию с золотой медалью. После поступил на физико-математический факультет Казанского университета. В 1917 году он представил там своё сочинение «Интерпретация и метрика квадратичных геометрий», за которую ему было присуждена золотая медаль и его работу опубликовали в одном печатном издании (оно было опубликовано посмертно в 1966 году).[3] 17 ноября 1923 года Петра Алексеевича назначают доцентом на кафедру математики после сдачи магистерских экзаменов. Высокий уровень и продуктивность геометрических исследований П. А. Широкова поставили Казанский университет в деле развития неевклидовой геометрии в один ряд с передовыми исследовательскими математическими центрами. В 1930 году Петру Алексеевичу присваивают звание профессора. После разделения кафедры математики в 1934 году он заведует кафедрой геометрии. Помимо университета Пётр Алексеевич читал лекции в педагогическом институте, работал профессором в авиационном институте, где также в течение года был заведующим кафедрой механики, читал ряд курсов. 1 февраля 1936 года высшая аттестационная комиссия при Наркомпросе утвердила Петра Алексеевича Широкова в доктора физико-математических наук без зашиты диссертации. Пётр Алексеевич вёл общественную деятельность в Казанском физико-математическом обществе. [3] Личность Петра Алексеевича Широкова, его отношение к науке, труду, высокое чувство долга были глубоко восприняты его учениками и составили характерные черты созданной им казанской геометрической школы. Темы научных исследований, которые он определял своим аспирантам, становились для них главными на всю жизнь. Также велика его заслуга в том, что А.3. Петров, П.И. Петров, И.П. Егоров и Б.Л. Лаптев стали докторами наук, известными учёными. А.3. Петров организовал новую единственную в Советском Союзе кафедру теории относительности и гравитации. Б.Л. Лаптев стал крупнейшим профессором, который внёс значительный вклад в популяризацию идей Лобачевского. И.П. Егоров в Пензе создал школу, изучающую автоморфизмы обобщённых пространств. П.И. Петров глубоко разработал теорию инвариантов. Сложившаяся благодаря трудам П.А. Широкова, а затем А.П. Нордена и их учеников казанская геометрическая школа продолжает в новых формах и на современном уровне дело Великого геометра — Николая Ивановича Лобачевского.[4] Самые тёплые воспоминания о Петре Алексеевиче как о своём учителе оставил Б.Л. Лаптев. Наряду с требовательностью он отмечает доброжелательное отношение Петра Алексеевича к студентам: «Пётр Алексеевич был человеком исключительной скромности и высоких личных качеств. Хотя он держался несколько замкнуто в своих отношениях с посторонними и был весьма требователен к себе и к своим сотрудникам и ученикам, но за этим скрывалась его любовь и уважение к людям, отдающим свой труд, свои устремления на пользу общества. Научный сотрудник или студент, стремящийся к знаниям, или просто технический служащий, обратившийся к нему, всегда встречали у него поддержку и помощь. Нередко математики и физики других городов консультировались у него. Пётр Алексеевич часто посещал занятия или лекции молодых преподавателей, и у него всегда можно было получить совет или указания. На практических занятиях он часто, выписав условия нескольких задач на доске, прохаживался по аудитории, выясняя, как студенты справляются с заданиями, чтобы задать 2-3 вопроса или дать указания. Он всегда ценил оригинальный ход мысли».[1] Подводя итог и делая вывод из всего услышанного и прочитанного о П. А. Широкове, я хочу отметить, что в моем сознании создался образ человека строгого и требовательного, но в то же время доброжелательного, умеющего понять человека, помочь ему. У меня сложилось впечатление, что П. А. хорошо разбирался в людях - он мог отличить человека обладающего математическими способностями от человека с низким уровнем математических знаний. Это был человек, обладающий высоким чувством гражданственности и долга, чувством ответственности за порученное ему дело, а самое важное, это был ЧЕЛОВЕК в полном и широком смысле этого слова. Список литературы
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены