РАЗРАБОТКИ
|
Методика оценки базовых компетентностей педагогаРазработчик: Данная методика составлена на основе «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. Реализация ФГОС предусматривает наращивание кадрового потенциала образовательного учреждения, что в свою очередь позволит обеспечить качественную реализацию Государственного образовательного стандарта общего образования в содержательном, процессуальном, технологическом и результирующим отношениях [2]. Для достижения качественных результатов в ходе реализации ФГОС ООО предполагается оценка качества и результативности деятельности педагогических работников с целью коррекции их деятельности [1, с. 250]. Цель проведения данной методики – выявление уровня сформированности базовых компетентностей педагогов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность. Инструкция проведения: Для педагогов составлена анкета, которая предполагает ответы на вопросы в трех позициях: 1) да; 2) нет; 3) выполняю частично. 38 вопросов составлены сплошным текстом. Вопросы анкеты отражают шесть направлений базовых компетентностей педагога:
Обработка результатов анкет педагогов предполагает выявление уровня (высокий (да), критический (частично), низкий (нет)) сформированности базовых компетентностей по всем направлениям, что позволит выделить проблемную зону и составить программу коррекции деятельности педагогического коллектива. 1. Верите ли вы в свои силы, как человека, занимающегося педагогической деятельностью? 1) да 2) нет 3) верю частично 2. Верите ли Вы в силы своих учеников? 1) да 2) нет 3) верю частично 3. Умеете ли Вы находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития? 1) да 2) нет 3) умею частично 4. Знакомы ли Вы с индивидуальными и возрастными особенностями своих учащихся? 1) да 2) нет 3) знакома частично 5. Считаете ли Вы свою точку зрения единственно правильной? 1) да 2) нет 3) частично 6. Умеете ли Вы выстраивать систему формирования материальных и духовных интересов молодого поколения? 1) да 2) нет 3) могу частично 7. Умеете ли Вы «остужать» эмоционально напряженную ситуацию? 1) да 2) нет 3) могу частично 8. Способны ли Вы анализировать свою педагогическую деятельность? 1) да 2) нет 3) могу частично 9. Умеете ли Вы тему урока перевести в методические задачи урока? 1) да 2) нет 3) могу частично 10. Владеете ли Вы методами перевода цели в учебную задачу в конкретном возрасте? 1) да 2) нет 3) могу частично 11. Умеете ли Вы обеспечить успех в деятельности учащихся? 1) да 2) нет 3) могу частично 12. Владеете ли Вы различными методами оценивания и грамотно их применяете? 1) да 2) нет 3) владею частично 13. Умеете ли Вы превращать учебную задачу в личностно значимую для учащихся? 1) да 2) нет 3) умею частично 14. Умеете ли Вы сочетать теоретические знания с практикой? 1) да 2) нет 3) умею частично 15. Реализуете ли Вы в своей педагогической деятельности личностно-ориентированные методы образования? 1) да 2) нет 3) реализую частично 16. Формируете ли Вы банк своих методических находок и методов? 1) да 2) нет 3) формирую частично 17. Владеете ли Вы знаниями современных достижений в области методики обучения? 1) да 2) нет 3) владею частично 18. Владеете ли Вы теоретическими знаниями по психологии, характеризующие индивидуальные особенности обучающихся? 1) да 2) нет 3) владею частично 19. Владеете ли Вы методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно, совместно со школьным психологом)? 1) да 2) нет 3) владею частично 20. Используете ли Вы знания по психологии в организации учебного процесса? 1) да 2) нет 3) использую частично 21. Разрабатываете ли Вы индивидуальные проекты на основе личных характеристик обучающихся? 1) да 2) нет 3) разрабатываю частично 22. Учитываете ли Вы свои индивидуальные особенности в проектировании педагогической деятельности? 1) да 2) нет 3) учитываю частично 23. Умение вести самостоятельный поиск информации? 1) да 2) нет 3) умею частично 24. Знаете ли Вы требования к составлению образовательной программы? 1) да 2) нет 3) знаю частично 25. Осознанно ли Вы разрабатываете рабочие программы? 1) да 2) нет 3) осознаю частично 26. Знакомы ли Вы с УМК, используемые в вашем образовательном учреждении? 1) да 2) нет 3) знакома частично 27. Обоснован ли Вами выбор УМК в вашей деятельности? 1) да 2) нет 3)обоснован частично 28. Владеете ли Вы набором решающих правил, используемых для различных педагогических ситуаций? 1) да 2) нет 3) владею частично 29. Владеете ли Вы набором знаний нетипичных конфликтных ситуаций? 1) да 2) нет 3) владею частично 30. Способны ли Вы устанавливать субъект – субъектные отношения? 1) да 2) нет 3) способна частично 31. Осознанно ли Вы включаете новый учебный материал в систему освоенных обучающимися знаний? 1) да 2) нет 3) осознаю частично 32. Владеете ли Вы знаниями функции педагогической оценки? 1) да 2) нет 3) владею частично 33. Знаете ли Вы, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности? 1) да 2) нет 3) знаю частично 34. Умеете ли Вы перейти от педагогического оценивания к самооценке? 1) да 2) нет 3) умею частично 35. Свободно ли Вы владеете учебным материалом? 1) да 2) нет 3) владею частично 36. Умеете ли Вы использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности (ученик должен уметь определить, чего ему не хватает для решения задачи)? 1) да 2) нет 3) умею частично 37. Умеете ли Вы обосновать выбранные методы и средства обучения? 1) да 2) нет 3) умею частично 38. Умеете ли Вы организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче? 1) да 2) нет 3) умею частично Интерпретация результатов: 1.1 «Вера в силы и возможности обучающихся». Характеристика компетентности: данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога — раскрывать потенциальные возможности обучающихся. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении обучающегося, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. Можно сказать, что любить ребёнка — значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности. Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Вера в силы и возможности обучающихся» (1-3) предполагает:
1.2 «Интерес к внутреннему миру обучающихся». Характеристика компетентности: интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знание их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты пе дагогической деятельности. Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Интерес к внутреннему миру обучающихся» (4) предполагает:
1.3 «Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога)». Характеристика компетентности: открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает свою точку зрения единственно правильной. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции. Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога)» (5) предполагает:
1.4 «Общая культура». Характеристика компетентности: определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека. Во многом определяет успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся. Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Общая культура» (6) предполагает:
1.5 «Эмоциональная устойчивость». Характеристика компетентности: определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся. Определяет эффективность владения классом. Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Эмоциональная устойчивость» (7) предполагает:
1.6 «Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе». Характеристика компетентности: в основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность. Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе» (8) предполагает:
2. Постановка целей и задач педагогической деятельности – 9 - 10 вопросы. 2.1 «Умение перевести тему урока в педагогическую задачу». Характеристика компетентности: основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. Обеспечивает реализацию субъектсубъектного подхода, ставит обучающегося в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности. Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение перевести тему урока в педагогическую задачу» (9) предполагает:
2.2 «Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся». Характеристика компетентности: данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью. Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся» (10) предполагает:
3. Мотивация учебной деятельности – 11 - 13 вопросы. 3.1 «Умение обеспечить успех в деятельности». Характеристика компетентности: компетентность, позволяющая обучающемуся поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения. Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение обеспечить успех в деятельности» (11) предполагает:
3.2 «Компетентность в педагогическом оценивании». Характеристика компетентности: педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании. Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в педагогическом оценивании» (12) предполагает:
3.3 «Умение превращать учебную задачу в личностно значимую». Характеристика компетентности: это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности. Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение превращать учебную задачу в личностно значимую» (13) предполагает:
4. Информационная компетентность – 14 - 23 вопросы. 4.1 «Компетентность в предмете преподавания». Характеристика компетентности: глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения. Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в предмете преподавания» (14) предполагает:
4.2 «Компетентность в методах преподавания». Характеристика компетентности: обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности. Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в методах преподавания» (15 - 17) предполагает:
4.3 «Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)». Характеристика компетентности: позволяет осуществлять индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Служит условием гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию академической активности. Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)» (18 - 22) предполагает:
4.4 «Умение вести самостоятельный поиск информации». Характеристика компетентности: обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)» (23) предполагает:
5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений – 24 - 29 вопросы. 5.1 «Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты». Характеристика компетентности: умение разработать образовательную программу является базовым в системе профессиональных компетенций. Обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных программ. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс. Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся. Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов является составной частью разработки образовательных программ, характер представляемого обоснования позволяет судить о стартовой готовности к началу педагогической деятельности, сделать вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся. Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты» (24 - 27) предполагает:
5.2 «Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях». Характеристика компетентности: педагогу приходится постоянно принимать решения:
Разрешение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности. При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила), так и творческие (креативные) или интуитивные. Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты» (28- 29) предполагает:
6. Компетенции в организации учебной деятельности – 30 - 38 вопросы. 6.1 «Компетентность в установлении субъектсубъектных отношений». Характеристика компетентности: является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога. Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в установлении субъектсубъектных отношений» (30) предполагает:
6.2 «Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способов деятельности». Характеристика компетентности: добиться понимания учебного материала — главная задача педагога. Этого понимания можно достичь путём включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путём Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способов деятельности» (31) предполагает:
6.3 «Компетентность в педагогическом оценивании». Характеристика компетентности: обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создаёт условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие обучающегося от внешней оценки к самооценке. Компетентность в оценивании других должна сочетаться с самооценкой педагога. Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в педагогическом оценивании» (32-34) предполагает:
6.4 «Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося». Характеристика компетентности: любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы осуществить или организовать поиск необходимой для ученика информации. Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося» (35-36) предполагает:
6.5 «Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебновоспитательного процесса». Характеристика компетентности: обеспечивает эффективность учебновоспитательного процесса. Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебновоспитательного процесса» (37) предполагает:
6.6 «Компетентность в способах умственной деятельности». Характеристика компетентности: компетентность в способах умственной деятельности. Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в способах умственной деятельности» (38) предполагает:
Использованные источники:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены