РАЗРАБОТКИ
|
В гостях у словаЕмельянова О.А. учитель русского языка
Ребята, задумывались ли когда-нибудь, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли к нам устойчивые выражения, в которых не переставишь и не заменишь словечко- другое¸ не исказив смысл? Поиском ответов на эти вопросы занимаются этимология-наука о происхождении и значении слов и фразеология-наука о значении и происхождении устойчивых выражений. А нужно ли доискиваться до ответов на эти вопросы? Конечно, нужно! «Если не знаешь имён, пропадёт и знание вещей»,-говорили древние. Эта мудрость пережила века. Познакомившись со словом поближе, узнав его, по словам К. Паустовского, «на ощупь, на вкус, на запах», вы уже никогда не употребите его некстати. Как приятно разговаривать человеком, речь которого богата и образна, каждое слово употребляется и к месту, и ко времени. «Хромое слово-хромая речь»-гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь не была «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас. Развивать свою речь. Многим школьникам с первого класса известно стихотворение С.Я. Маршака: Семь ночей и дней в неделе, Сегодня мы поговорим о школьных предметах, которые окружают нас, но о происхождении многих мы ничего не знаем. Алфавит Буква А похожа на перевёрнутую вниз рогами голову быка. Бык на языке древних воинствующих народов Аравии назывался алеф. Вторая буква алфавита была похожа на дом. Дом назывался бет. «Алефбет» – название состоит как бы из двух склеенных первых букв древней азбуки. Во время своих путешествий слово алефбет всё время изменялось и дошло до нас как алфавит. У нас появилось для него и второе имя – азбука. Откуда оно? По-древнерусски первая буква алфавита называлась аз. Вторая – буки. Акварель Альбом Библиотека Грамота Глобус Каникулы Карандаш Ластик Математика Мел Ошибка Парта Пенал Портфель Тетрадь Урок Древние славянские слова урок и речь, оказывается, родственные, у них общий корень. Ведь урок буквально означает — «сказанное». Примечательно, что в русском языке существительное урок имело разные значения. Сначала урок — это договорённость, уговор, условие, затем уроком стали называть налог, платёж, штраф, а также поучение, наставление, назидание, позже — работу, заданную на определённый срок, и, наконец, учебное время. Школа Фразеологические обороты очень украшают нашу речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. Итак, отправляемся в краткое путешествие мир крылатых слов и выражений. От доски до доски. От корки до корки. Знать назубок Какой смысл вкладывается в эти слова — детям известно не хуже взрослых. Бить баклуши Если употребить выражение «Бить баклуши» в прямом смысле, то бьют баклуши для того, чтобы вытачивать из них деревянные чашки, ложки, тарелки. Баклушами называли небольшие деревянные чурочки, которые откалывали от поленьев подмастерья. Работали они в мастерских, где изготовлялась деревянная посуда. Такой труд считался довольно простым и совсем не утомительным. Вот отсюда и пошло выражение — «бить баклуши», то есть заниматься пустяковым, легким делом или даже вообще бездельничать, ничего не делать.
Итак, ребята, мы сегодня на уроке поговорили о происхождения небольшой группы слов, которые связаны со школой. Говорить на эту тему можно бесконечно и к ней мы еще вернемся... Что для себя нового вы открыли на уроке, какое чудо разгадали? (Ответы детей.)
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены