РАЗРАБОТКИ
|
Психологическое сопровождение родительства.
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребёнка. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих особенностям ребёнка и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.
То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может справиться с семьёй. Именно в семье закладываются основы личности ребёнка. Семья играет важную роль в воспитании детей. В школе должен быть налажен тесный контакт с социальным окружением и, прежде всего, с родителями. Взаимодействие школы с семьёй – это не замена домашнего воспитания общественным или наоборот, а их взаимодополняемость в созидании личности ребёнка. От согласованности действий семьи и школы зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, СМИ. В то же время семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими задачами становления человека. [2] Родительство – интегральное психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителей, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания.[1] Можно выдвинуть ряд гипотез относительно сущности родительства как сложного многогранного явления. Родительство можно рассматривать как:
Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительской функции. Целью воспитания родителей является созидание таких перспектив, в которых они нуждаются как воспитатели и что должно, прежде всего, помочь им обрести уверенность и решительность и почувствовать ответственность за своих детей. В разных программах воспитания родителей ставятся разные задачи. В одних внимание сосредоточено на руководстве поведением ребёнка, в других – на его интеллектуальном развитии, в-третьих - на развитии личности к социальной компетентности. Общее для всех программ по воспитанию родителей – это стремление расширить самостоятельность при решении ими разных задач, во взаимоотношениях с разными людьми, при выборе поведения в разных ситуациях. [2] Существуют различные модели помощи семье, которые можно использовать в работе с семьёй. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Субъектом жалоб в таком случае обычно является ребёнок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя причиной неблагополучия может быть сам родитель, эта возможность открыто не рассматривается. Нужно ориентироваться не столько на индивидуальные возможности родителя, сколько на индивидуальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений, связанных с воспитанием детей. Эта модель носит профилактический характер. В ней особенно нуждаются так называемые проблемные, дисфункциональные семьи. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. Для этого используются различные формы работы. Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращённые к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненных ситуаций и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил. Психологическая модель используется тогда, когда причины трудностей ребёнка лежат в области общения, личностных особенностях членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и выявлении причин его нарушений. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребёнке или своей семье. Объект диагностики – семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача психотерапии – диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным. Возможно использование различных моделей помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских и супружеских отношений. [4] Таким образом, существуют разнообразные модели, методы, подходы в воспитании родителей. Каждый из таких подходов направлен на решение определённых практических задач и соотнесён как с семейными ценностями, так и с психологическими трудностями родителей. Список литературы:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены