РАЗРАБОТКИ
|
Фронтовая судьба песни М.В. Исаковского «Катюша»Былинкина Е.Р. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Мизино-Лапшиновка» Татищевского района Саратовской области «Взаимодействие культур в современном мире: диалог или противостояние. Фронтовая судьба песни М.В. Исаковского «Катюша» Жизнь и судьба песни очень сложны, потому что песня отличается особой подвижностью текста и напева, и как фольклорное произведение существует одновременно в многочисленных вариантах. В песне устойчивы тема и мотив. Все остальное изменяется или потому, что не закреплено письменно, или потому, что изменяется нарочито, приспособляемое к новым условиям. Каждый народный автор добавляет что-то своё, близкое и понятное только ему. Песни распадаются на части, которые дают основы новым самостоятельным произведениям или входят в другие. Песня, переходя из уст в уста, подвергается переделкам и изменениям, сюжеты её изменяются — получается «старая песня на новый лад». Новые песни — новый этап развития, закономерно вытекающий из новых условий. Наконец в истории фольклорной песни большую роль играло влияние на неё художественной письменной песни. «Это - песни-стихотворения, особый книжнолитературный жанр, который сохраняет многие структурные и стилистические особенности фольклорной песни, но не характеризуется единством слова и мелодии в генетическом отношении: они прежде сочинены, а затем уже положены на музыку». Стихотворения, положенные на музыку, «шли в народ» через книгу, через песенники, через школу, армию, эстраду, а позднее и через средства воспроизведения звука (патефон, граммофон, магнитофон), ещё позже - радио и телевидение. Самыми популярными и любимыми стали песни М. Исаковского «Катюша» и «Огонёк». Всего за полвека творческой деятельности Михаил Исаковский написал около 250 стихотворений. Его поэзия продолжает традицию народного творчества и линию Кольцова, Некрасова, Никитина, Орешина. В своих письмах к молодым литераторам Михаил Исаковский призывает их писать «чистым, ясным, народным языком». Он считал, что «только сам народ может определить судьбу той или иной песни, создать народную песню искусственно, … бюрократическим путём нельзя». В историю русской литературы Михаил Исаковский вошёл прежде всего как поэт-песенник. С текстами Исаковского работали композиторы Матвей Блантер, Никита Богословский, Василий Соловьев-Седой, Исаак Дунаевский, Борис Мокроусов и др. 1. Песня в истории и культуре человечества. Расцветали яблони и груши, Об истории великой войны мы узнаём рассказов и воспоминаний участников тех событий, книг, душевных песен, страниц кинохроник и фильмов. «На окраине нашего села есть небольшой домик, в котором живёт наша долгожительница, труженица тыла Колесова Елена Семёновна. В этом году ей исполняется 98 лет. В первые дни войны её мужа, Смирнова Егора Тихоновича призвали на фронт. Каждый день она молилась о том, чтобы война поскорее закончилась и мужья, братья, отцы вернулись домой. Враг наступал, в конце 1941 года Елена Семёновна получила похоронку на мужа. Нет слов, чтобы описать горе молодой женщины. Вскоре её с подругами отправили в соседнее село Сокур – копать окопы. Вспоминает Елена Семёновна: «Женщины и дети долбили мёрзлую землю, валили лес, стерегли оборонительные сооружения. Жили на квартирах. Приходили домой замёрзшие и усталые, не чувствуя ни рук, ни ног. Едва отогревшись, женщины тихо пели. Елена до войны была первой певуньей на селе, особенно любила народные песни о любви, о разлуке, о тяжёлой женской доле. Изредка кто-нибудь взорвётся озорной частушкой. Самой любимой и родной для нас была «Катюша». Мы пели и верили, что обязательно дождёмся своих родных с фронта». Простые деревенские женщины и не знали, что у их любимой песни есть автор. Им казалось, что её автором был народ». (Из беседы с труженицей тыла Колесовой Е.С.) Доказательством народности песни служит то, что песня имеет больше ста фольклорных переделок и продолжений. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой: Катя слово раненому скажет Считается, что песня про Катюшу дала имя боевым машинам реактивной артиллерии серии «БМ». Якобы как Катюша «выходила и песню заводила», так и гвардейские машины выходили на позиции и запевали своеобразные «песни». Вскоре и об этих «Катюшах» в народе были сложены новые куплеты: Шли бои на море и на суше, Тогда как быть с многочисленными вариантами песни, действительно жившими небольшой период времени – военные годы? Существует более ста вариантов, созданных безымянными авторами (их объединяет ритм и общность тематики; в народных вариантах песни «Катюша» героиня с оружием в руках борется против фашистов). Мне кажется, на этот вопрос нет однозначного ответа. Безусловно, авторами стихов и музыки были и остаются Михаил Исаковский и Матвей Блантер. «Катюша» осталась неизменной - ни авторского текста песни, ни её музыки никто «не отшлифовывал, никто не сделал их лучше либо хуже». И всё же фронтовыё варианты песни имеют право на жизнь, пусть тексты и не отличаются высокими художественными достоинствами. И авторские тексты, созданные безымянными авторами, были нужны людям, были любимы народом и остались в памяти людской, так как это часть нашей истории, нашей культуры. Судьба песни и её вариантов – яркий пример диалога культур. Песню «Катюша» на стихи Михаила Исаковского и музыку Матвея Блантера и сейчас распевают в селах и городах, на демонстрациях и народных гуляньях, а то и просто в домашнем кругу, за праздничным столом. Сейчас «Катюшу» исполняют российские болельщики во время матчей сборной России по футболу. Песенное творчество Исаковского народно. Необычайная напевность, простота образов, близость народным жанрам трогают человеческое сердце и в наши дни. 1. Литература. 8 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2009,С. 221
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Рекомендации для педагогов, родителей по готовности будущих первоклассников к обучению в школе 101 способ сказать ребенку «Молодец». Рекомендации для родителей детей первой младшей группы «Безопасное поведение детей раннего возраста» 11 советов родителям, которые отдают детей на обучение в школу искусств |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены