Эмоциональное выгорание. Причины и факторы выгорания у педагогов
Педагогическая деятельность насыщена различными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования.
Неблагоприятные воздействия напряженных факторов вызывают у педагогов стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменения в характере деятельности, нарушения поведения). Поведение педагогов нередко характеризуется повышенной напряженностью. Проработав 15 лет, педагог начинает сам ощущать постоянно нарастающую невротичность, изнеможение.
В конце XX века интерес исследователей привлек вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми, который назвали феноменом «эмоционального выгорания».
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Термин «эмоциональное выгорание» (burnout) ввел американский психиатр Х.Дж. Фрейденберг для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами в эмоционально насыщенной атмосфере (7 ).
По определению К. Маслач, выгорание на работе – это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения уровня личных достижений, который часто испытывают представители профессий, требующих очень интенсивных межличностных контактов.
В.В.Бойко отмечает, что эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. (1).
По определению Филина С., Форманюк Т.В. эмоциональное выгорание - состояние человека, вызванное работой, характеризующееся психическим, физическим и эмоциональным истощением состояние человека, вызванное работой, характеризующееся психическим, физическим и эмоциональным истощением (29).
Первоначально эмоциональное выгорание было определено как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Pelman, Hartman обобщив многие определения «выгорания», выделили три главных компонента: эмоциональное и (или) физическое истощение, деперсонализация и сниженная рабочая продуктивность.
Эмоциональное истощение:
- ощущение эмоционального перенапряжения;
- чувство опустошённости;
- исчерпанность собственных ресурсов.
Деперсонализация:- возникновение равнодушного и негативного отношения к людям;
- формальность контактов.
Сниженная рабочая продуктивность:- снижение самооценки своей компетентности;
- недовольство собой;
- негативное отношение к себе.
В результате проведенного анализа симптомов выгорания, Pelman и Hartman отмечают, что выгорание – это ответ на хронический эмоциональный стресс, включающий три компонента: эмоциональное и /или физическое истощение; снижение рабочей продуктивности; деперсонализацию, или дегуманизацию межличностных отношений (6 , с.550).
Джексон С. и Маслач К. к наиболее характерным проявлениям синдрома выгорания относят:
- чувство эмоционального истощения или изнеможения;
- невозможность работать с полной отдачей сил;
- дегуманизацию, негативизм по отношению в зависимым людям;
- негативное самовосприятие в профессиональном плане (редуцирование личных достижений).
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса Г. Селье, профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.
Эмоциональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно, в соответствии с механизмом развития стресса. Каждому этапу характерны отдельные признаки, или симптомы нарастающего эмоционального выгорания.
1. Фаза «Нервное (тревожное) напряжение» – его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность.
Тревожное напряжение включает несколько симптомов:
- симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» - проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или совсем не устранимы;
- симптом «неудовлетворенности собой» - в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, энергетика направляется на себя;
- симптом «загнанности в клетку» - возникает, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, у человека возникает чувство безысходности;
- симптом «тревоги и депрессии» - чувство неудовлетворенности работой и собой порождают энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии. Это крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.
2. Фаза «Резистенция (сопротивление)» – человек пытается оградить себя от неприятных впечатлений.
Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:
- симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» проявляется в эмоциональной черствости, неучтивости, равнодушии;
- симптом «эмоционально-нравственной дезориентации» проявляется в возникшей потребности в самооправдании, когда человек не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, защищает свою стратегию;
- симптом «расширения сферы экономии эмоций», когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной деятельности – в общении с родными, приятелями и знакомыми, человек перенасыщен человеческими контактами, переживает симптом «отравления людьми»;
- симптом «редукция профессиональных обязанностей» проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.
3. Фаза истощение – ослабление психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса:
- симптом «эмоционального дефицита» возникает, когда к профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы – дополняют данный симптом;
- симптом «эмоциональной отстраненности» - личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Он свидетельствует о профессиональной деформации личности;
- симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации» - отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессиональной деятельности;
- симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» - симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Переход реакций с уровня эмоций на психосоматический уровень свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» - самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким образом, организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.
По определению К. Маслач, выгорание – функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и рационально расходовать энергетические ресурсы.
К. Маслач (6) выделяет три стадии профессионального выгорания:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
- начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе;
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!».
ВТОРАЯ СТАДИЯ:- возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала - это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения приобщения, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
- такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Согласно данным психологических исследований чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем работы от 5 до 7 лет и от 7 до 10 лет. У молодых специалистов (от 1 года до 3 лет), как и у специалистов с 10-летним стажем, количественная характеристика проявления эмоционального вгыорания является невысокой. У профессионалов со стажем более 10 лет уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им более спокойно реагировать на педагогическую ситуацию. В период от 15 до 20 лет частота проявления состояний эмоционального выгорания вновь повышается до 22 %.
Проявление состояния эмоционального выгорания в педагогической деятельности имеет ряд отличительных особенностей:
- высокая эмоциональная включенность в деятельность;
- жесткие временные рамки (урок, четверть, учебный год);
- отсутствие осознания обратной связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
- жесткий контроль со стороны администрации и ответственность перед родителями, обществом в целом за результат своего труда;
- неотрегулированность организационных моментов в педагогической деятельности (нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование).
Анализируя работы ученых Х. Фрейденберга, А. Пайнса, Б. Пельмана, Е. Хартмана и др. можно выделить симптомы профессионального выгорания:
Психофизические симптомы:
- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- ощущение эмоционального и физического истощения;
- снижение восприимчивости и реактивности в связке изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
- резкая потеря или резкое увеличение веса;
- полная или частичная бессонница;
- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Социально-психологические симптомы:- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Поведенческие симптомы:- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;
- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
- постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
- руководитель затрудняется в принятии решений;
- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
- дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
- злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и все возможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование.
По мнению Форманюк Т.В. (1994) к трем основным факторам, играющим существенную роль в «выгорании», относят следующие факторы: личностный, статусно-ролевой и профессионально-организационный.
Анализируя работы Роджерса Д., Добсона С.Метц, Перлмана и Хартман, Водопьяновой Н.Е. и др. выявлено, что к личностным факторам риска выгорания относятся:
- склонность к интроверсии;
- реактивность – характеристика темперамента, проявляющаяся в силе и скорости эмоционального реагирования;
- низкая или чрезмерно высокая эмпатия;
- жесткость и авторитарность по отношению к другим;
- низкий уровень самооценки и самоуважения.
Статусно-ролевые факторы риска включают:- ролевой конфликт;
- неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом;
- низкий социальный статус;
- ролевые поведенческие стереотипы;
- отверженность в референтной группе;
Профессионально-организационные (корпоративные) факторы риска – это те переменные, которые ведут к высокому уровню организационного стресса:
- продолжительность и интенсивность рабочей нагрузки в ситуациях напряженного делового общения;
- неудовлетворенность психологической атмосферой в организации;
- несправедливость и неравенство взаимоотношений в организации;
- негативные или «холодные» отношения с коллегами, отсутствие корпоративной сплоченности, слабая организационная культура;
- межличностные конфликты;
- дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки;
- жесткий контроль;
- отстраненность от принятия решений.
Профессиональными факторами выгорания являются:
- высокая насыщенность рабочего дня общением;
- большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности контактов;
- высокая ответственность за результат общения;
- определенная зависимость от партнеров по общению;
- конфликтные или напряженные ситуации общения;
- необходимость быстрой адаптации к новым людям и быстро меняющимся профессиональным ситуациям;
- высокие требования к самоконтролю.
Таким образом, факторов, способствующих проявлению выгорания достаточно много, поэтому при организации профессиональной деятельности педагогов, необходимо учитывать влияние статусно-ролевых, профессионально-организационных и личностных факторов. В процессе длительной работы человек теряет психическую энергию, у него развивается психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение, появляется немотивированное беспокойство и психический дискомфорт, усиливаются тревожность, раздражительность, вегетативные расстройства, деформируется Я-концепции, утрачивается удовлетворенность и смысл профессиональной деятельности, иногда и собственной жизни.