РАЗРАБОТКИ
|
Актуализация ценностного потенциала математики в условиях профессионального самоопределения старшеклассниковАктуализация ценностного потенциала математики в условиях профессионального самоопределения старшеклассников Профессиональное самоопределение школьников - одна из ключевых педагогических проблем, связанных с профессиональным становлением личности. Выбор профессии – одна из главных задач, которую молодым людям приходиться решать самостоятельно. Не имея большого жизненного опыта, молодежь не всегда может правильно сориентироваться в мире профессий, в своих интересах и склонностях. Выпускники школ чаще всего подходят к выбору профессии односторонне, не всегда осознанно. Неслучайно исследователи отмечают, что учащиеся, сделавшие свой профессиональный выбор, первостепенное внимание уделяют профилирующим учебным предметам, игнорируя при этом другие школьные дисциплины, не усматривая в них того вклада, который они вносят в данную профессиональную область. Нередко таким предметом выступает математика. Анализ научных публикаций и существующей образовательной практики привел нас к выводу о том, что имеет место противоречие между объективно имеющимся ценностным потенциалом математики и отсутствием у многих школьников, осуществляющих свое профессиональное самоопределение, осознания значимости этого потенциала для будущей профессии. Отсюда проблема исследования: каковы педагогические условия актуализации ценностного потенциала математики на этапе профессионального самоопределения старшеклассников. Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования: процесс профессионального самоопределения старшеклассников. Предмет исследования: актуализация ценностного потенциала математики в условиях профессионального самоопределения старшеклассников. Гипотеза исследования: актуализация ценностного потенциала математики на этапе профессионального самоопределения старшеклассников обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме, анкетирование, беседа, наблюдение, эксперимент. Анализ научных публикаций позволил нам определить ценностный потенциал математики, который в контексте нашего исследования понимается как степень мощи и скрытых возможностей влияния ее содержания, на успешное овладение той или иной профессией. Исследователи в составе ценностного потенциала математики выделяют также:
В качестве педагогических условий успешной реализации ценностного потенциала математики на этапе профессионального самоопределения старшеклассников выступают:
Следующий путь актуализации ценностного потенциала математики на этапе профессионального самоопределения старшеклассников - это задачи, раскрывающие связь математики и определенной профессии; Данный путь позволяет учащимся проследить значимость ценностного потенциала математики через различные задачи, имеющие своим содержанием явления, процессы, происходящие в той или иной профессиональной сфере. Рассмотрим некоторые из них: задача, демонстрирующая применение математических знаний в профессии биолога. Скорость размножения бактерий пропорциональна их количеству. В начальный момент времени t=0 имелось 100 бактерий, а течении 3 часов их число удвоилось. Найти зависимость количества бактерий от времени. Во сколько раз увеличится количество бактерий в течение 9 часов? В качестве примера можно привести задачу, связанную с профессией строителя или архитектора: Арка моста имеет форму дуги параболы. Высота арки 2 м, а длина стягивающей ее хорды 24 м. Арка имеет 5 вертикальных стоек, укрепленных в точках хорды и делящих ее на части равной длины. Вычислить длины стоек. Следующая задача отражает связь математики с профессией астронома: Подобные задачи дают возможность школьникам лучше представить себе практические применения математических методов, показать важность математики в различных профессиях. Следующий путь реализации ценностного потенциала математики на этапе профессионального самоопределения старшеклассников – использование различных форм внеучебной образовательной работы с учащимися по математике. Существуют следующие формы организации внеклассной работы с учащимися, в ходе которых можно успешно реализовать ценностный потенциал математики:
Гуманитарная ориентация обучения математики приводит к необходимости новой постановки классической проблемы межпредметных связей в общеобразовательном курсе и конструирования новых путей ее решения. В работе рассмотрен ряд межпредметных связей это связь математики с физикой, с химией, экономикой, историей, географией. Целью констатирующего эксперимента явилось выяснение у учащихся понимания важности ценностного потенциала математики в условиях профессионального самоопределения. В связи с этим нами были выявлены критерии и разработаны уровни сформированности осознания учащимися значимость математики для будущей профессии. В качестве таких критериев, на наш взгляд, выступают:
Школьникам были предложены вопросы, которые требовали от них осознания значимости математики для будущей профессии. Анализ ответов учащихся свидетельствует о том, что большая часть учащихся не осознает важности математики в их будущей профессии. Итоги констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что 20,3% старшеклассников своей будущей профессией выбирают профессию экономиста, учителя математики и энергетика, где так или иначе необходимы знания математики. 48,9% старшеклассников выбрали юриспруденцию и строительство, где , на их взгляд математика не имеет большого значения. Уровень сформированности познавательного интереса учащихся к математике.
Беседа с учителями математики и другими учителями показала, что помочь в достижении этой цели могут отдельные приемы, активизирующие творчество и специальные творческие уроки. Кроме того, постоянно должна подчеркиваться на уроках роль математики в жизни человека, предлагаться задачи с практическим содержанием из различных областей науки и техники и др. В начале урока нами была приведена историческая справка, которая вызвала у учащихся большой интерес к данной теме. Тем самым уже на первом этапе урока учащиеся убедились, что математика играет большую роль в естественнах науках, в частности, в профессии астранома. Мотивацией к поиску ответа на поставленный вопрос могут служить следующие наши рассуждения. Все свойства графика функции y=sin x рассматривались на уроке на основе георафических фактов, например: Область определения. Солнечная система существует если не вечно, то достаточно долго, как в прошлом, так и в будущем. Поэтому некоторые школьники утверждают, что область определения этой функции интервал (-х, +∞).и т.д. В ходе рассмотрения свойств предлагались задачи связанные с астрономией, географией тем самым осуществлялся второй путь актуализации ценностного потенциала математики. Пример: построив кривую зависимости момента захода Солнца от даты для Барнаула, получить график для более высоких широт, построить график для более низких широт , аналогичным образом. Многие пересмотрели свое мнение о том, что математика не нужна в какой – либо профессии, увидев ее значимость для профессии географа, а также для профессий связанных с астрономией. Также нами было проведено с учащимися 11-х классов, классный час, куда были приглашены родители, студенты. Они рассказывали про свои профессии и как необходима математика в их профессиональной деятельности.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены