РАЗРАБОТКИ
|
«Проектная технология как средство повышения качества образования личностных компетенций школьников»«Проектная технология как средство повышения качества образования личностных компетенций школьников» Актуальность умения учиться для современного человека подчёркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. В 2011-2012 учебном году начнётся плавный переход системы образования на работу по Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения, главным инновационным отличием которых является ориентация на системно-деятельностный подход в обучении. Главным отличием этого перехода является то, что при «знаниевом подходе» к обучению основной целью была наработка ЗУН. Ценность этого подхода в воспроизведении изученного материала и применения его по конкретным образцам или алгоритмам. При деятельностном подходе основной целью является учебная деятельность, т. е. умение ученика учитьСЯ («учить себя»). Ценность этого подхода заключается в развитии самостоятельности мышления, которая выражается в инициативности, самостоятельности и ответственности за свои знания. Ребёнок получает возможность преодолеть границу незнания, повышается гибкость мышления, учиться планировать свои действия, контролировать их и оценивать результаты своей деятельности. Для начальной школы приоритетными остаются формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развития познавательных интересов и готовности к обучению в основном школьном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании. Будучи учителем начальных классов, я часто слышала мнение коллег из основной школы, что выпускники начальной школы недостаточно владеют умением пользоваться информацией. Причина в том, что в течение всего начального этапа обучения единственным носителем информации выступает учебник, преобладает устная работа с текстом описательного характера. А проводником к получаемым знаниям является учитель. В основной же школе заложены другие формы предъявляемой информации и задачи работы с ней. Одной из точек соприкосновения между этапами начального и основного общего образования может стать умение учиться как результат овладения способами учебно-познавательной деятельности. Этот результат проявляется в готовности (способности) школьника совершать действия, т. е. умения решать познавательные задачи. Одним из вариантов в решении проблемы успешной адаптации выпускника начальной школы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умения учиться. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности, сколько обучение его умениям проектирования: постановки проблемы, определению цели, организации и планировании деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения. Проектная деятельность в начальной школе подкреплена любознательностью младших школьников, а также мотивированностью родителей показать успехи своих детей. Метод проектов – это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной цели – решения определённой проблемы, оформленной в виде некого конечного продукта (поделка, опыт, реферат, презентация, защита, спектакль и т. п.) Иначе говоря, под словом проект понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Одним из первых УМК для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал УМК «Планета знаний» под общей редакцией И. А. Петровой. Как правило, в начальной школе инициатором проекта бывает учитель. Способы решения проблем во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели: общепринятые и общеизвестные, нестандартные и альтернативные. Затем сделать свой выбор, оценив эффективность каждого способа. ПРАВИЛО 1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она не казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлечённым в очередное скучное мероприятие. ПРАВИЛО 2. Тема должна быть выполнима, решение её должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребёнка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки. Надо подвести ребёнка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением. ПРАВИЛО 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами разбираетесь лучше. Чувствуете себя сильнее. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечён сам. ПРАВИЛО 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности. Необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. ПРАВИЛО 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. целеустремлённо работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена. ПРАВИЛО 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для её решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения. ПРАВИЛО 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Её отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождает «пустословие». Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надёжных знаниях. ПРАВИЛО 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство детей не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас. Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:
Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. Создаётся обстановка общей увлечённости и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности. А значит, берёт на себя ответственность за производимое действие. Планирование проектной деятельности. ТЕМА ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ПРОЕКТЫ 1 класс 1. Школа. - школа в прошлом2. Одежда. - одежда народов России в прошлом3. Растения. - что мы сажаем, сажая леса4. Люди и их занятия. - спорт 1. Знание – сила. - учёные древности2. Мы живём в космосе. - всё о Луне3. Жизнь леса. - какие бывают леса4. Наши питомцы. - аквариумные рыбки
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены