РАЗРАБОТКИ
|
Народная кукла как средство приобщения к русской культуре учащихся начальных классов в рамках нового образовательного стандартаСейчас в России наблюдается подъем интереса к народной культуре. Не только к русской, но и к культурам малых народов, живущих в нашей стране (народы Поволжья, Сибири и пр.). Много инициативных коллективов занимается сбором и изучением фольклора. Изучаются разнообразные стороны не совсем еще утерянного народного быта (для ответа на вопрос «какие мы?»), проявляется высокий интерес к русской истории. По всей России проводятся фестивали, семинары, выставки, посвященные народной культуре. Старшее поколение пытается сохранить те крупицы народного богатства, которые еще остались. Но важно не только сохранить их в настоящем, но и передать в будущее. Нужно чтобы молодое поколение (сегодняшние школьники) не просто узнали (получили информацию), но и восприняли, присвоили и полюбили свою культуру. Если не думать об этом, то тогда какой смысл в изучении и сохранении? Как это не печально, но на сегодняшний день культура народа чужда и неизвестна большинству народа. Это притом, что у многих наших современников дедушки и бабушки были носителями этой культуры. К сожалению, современные дети зачастую даже не подозревают, насколько красив, богат, удивителен, самобытен, интересен мир традиционной русской культуры. Поскольку сегодня остро встает вопрос о возрождении и развитии духовной культуры общества, образовательная система не должна оставаться в стороне от этого процесса. Есть школы с этнокультурным компонентом, разработаны программы для школьных факультативов. Но школьная программа не может заменить или компенсировать практические занятия, «желания творить и создавать». Большой потенциал и перспективы развития в этой сфере деятельности имеет дополнительное образование. Использование народного опыта воспитания детей указывали классики мировой педагогической мысли: Я.А.Коменский, П.Ф.Лесгафт, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Н.И.Пирогов, В.Я.Стоюнин, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, и др. Возможности народных традиций воспитания в современном образовательно-воспитательном процессе в различных аспектах широко представлены в трудах В.Ф.Афанасьева, А.Л.Бугаевой, Г.Н.Волкова, А.Ш.Гашимова, В.М.Григорьева, Т.Н.Петровой, Я.И.Ханбикова, З.Б.Цаллаговой и др. В последнее время наметился большой интерес к проблеме воспитательного воздействия народного декоративно-прикладного искусства, сферам его влияния на формирование личности и рассмотрение его в региональном аспекте (И.В.Алексеева, Б.А.Альмухамбетов, К.Ж.Амиргазин, Т.А. Брюханова, Х.М. Дикинов, И.М.Елатомцева, Л.Х.Кадыйрова, П.В.Лосюк, Э.Х.Мурадова, Г.Н.Никитин, Л.С.Нерсисян, Д.Г.Пилипенко, И.Н.Полынская, Г.В.Похолкина, С.И.Раимова, Э.Г.Скворцов, И.М.Фадеева и др.). Задача любого курса, связанного с изучением народной культуры — приобщение. Важно, чтобы дети присвоили культуру себе. В своих понятиях дети должны перейти от «у них когда-то было, они когда-то умели» к «у нас когда-то было, мы когда-то умели». Как это сделать, как привлечь детей, если зачастую даже родители не ориентируют и не оказывают поддержки? Здесь на первый план выступает проблема мотивации учащихся. Декоративно-прикладное творчество является прекрасным инструментом для мотивации учащихся. Поэтому целесообразно начинать знакомство с народной культурой с занятий по изучению народной куклы. Главная «зацепка», инструмент мотивации—это получить «вещичку», сделанную своими руками. При соприкосновении с традицией, в прикладной деятельности неизбежно появляется культурологический аспект. Занятия детей приобретают иное качественное наполнение, появляется познавательная функция. Через это и надо вводить детей в народную культуру. Даже минимальная польза от прикладного творчества на основе традиции — это эстетическое влияние на ребенка-исполнителя. Народные куклы являются частью традиционной деткой культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных кукол в жизнь современных детей. Кроме того, традиционная кукла обладает рядом особенностей. Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому, единый технологический процесс всегда даёт индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Такая система позволяет ребенку выразить свои внутренние особенности. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети. Важна еще одна особенность в строении традиционной куклы. Конструктивная основа — это доминанта вертикали. Какая бы ни была внешняя оболочка, сердцевина одна — стремление вверх. Так в конструкции подобия человека (куклы) отражена суть человеческой жизни — духовное развитие. Существует большое разнообразие этнографических обрядовых и игровых кукол. Многие из них отражают изменения, происходящие с женщиной на протяжении всей ее жизни. Они представляют собой яркие нравственно-эстетические образы: младенец (кукла «пеленашка»), девушка («кудельница»), невеста (свадебные обрядовые куклы «бояре», «неразлучники»), мать (образ матери и ребенка «нянюшка», «кормилица»), хозяйка («десяти ручка», «зернушка»), бабушка (кукла в образе старушки). Знакомится с таким этнографическим материалом ребенку легче всего в форме игры. Детям можно предложить «прожить» кукольную жизнь, изготовив кукол-представителей разных возрастных групп. Параллельно с технологическим процессом происходит знакомство с фольклором, традиционными обрядами и обычаями, связанными с той или иной возрастной группой. Ребёнок узнаёт, как жили люди определённого возраста в старину, какие имели обязанности, как проводили свободное время, как одевались, как к ним относились окружающие и пр. Например, речь может идти о девочке 6-7 лет, о её постриге и посвящении в женские рукоделия. Или о девушке на выданье, о её приданном, которое она себе готовила, об играх, в которые играли вместе с молодыми парнями, о гаданиях и песнях, соответствующих возрасту. Как известно, в разных регионах России бытовали различные комплексы народной одежды, костюма. Особенно различаются северорусский и южнорусский костюм. Понять особенности и вникнуть в них легче, сделав костюм самому. Кукла в этом случае служит манекеном, который одевают в одежду. Поскольку одежда традиционная русская, то и кукла должна ей соответствовать. Само изделие как продукт, результат деятельности, обладает важными свойствами. Как ни странно, рукоделие сегодня становится актуальным, как это было в прошлом. Но причины этого изменились. Можно сказать, что раньше рукоделием занимались «по бедности», из-за дефицита, недостатка вещей. Сегодня картина совершенно иная: переизбыток, казалось бы большой ассортимент товаров. Но качество, эстетическая сторона оставляют желать лучшего. Как правило, при творческом подходе вещь, сделанная своими руками получается индивидуальной, нестандартной, особенной, неповторимой. Мы делаем то, что нельзя купить, то, чего нет ни у кого, кроме нас. В этом изделии частичка нашего сердца, это выражение нашей индивидуальности, это наше творчество. Индивидуальность очень важна в эпоху новых образовательных стандартов, глобализации и стремления культуры к упрощению потребностей человека. Для подростка, юноши это важно в период идентификации, самоопределения. Кроме того, овладев дополнительными способностями, он получает опору во внешней среде. Это оценка со стороны сверстников и компетентных взрослых. Этому может способствовать участие детей в фестивалях, конкурсах, выставках. Важно помнить, что в нашей традиционной культуре заложен мощный потенциал нравственного и духовного развития. В этом основная ценность культуры. Сегодня уже очевидно, что будущие поколения надо приобщать к наследию и опыту предков.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены